Дело № 5-1934/2021
УИД: 21RS0023-01-2021-007846-20
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о направлении административного дела по подведомственности
19 октября 2021 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Ермолаева Т.П., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Иванова Андрея Валерьевича,
установил:
дата в адрес Ленинского районного суда г. Чебоксары поступил административный материал в отношении Иванова А.В. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Изучив административный материал, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 8.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор.
Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в частности, частями 1 - 6 статьи 8.2 данного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
В силу абзаца 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Согласно правовому подходу, сформулированному в подпункте «в» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Системный анализ приведенных норм с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ должна применяться с учетом положений частей 1 и 2 статьи 23.1 названного Кодекса.
По смыслу части 2 статьи 23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица.
Таким образом, положение абзаца второго части 3 статьи 23.1 КоАП РФ устанавливает правила подсудности дел, переданных уполномоченным органом (должностным лицом) в суд.
Исходя из изложенного, поименованные в части 2 статьи 23.29 КоАП РФ об административных правонарушениях должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический надзор, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ. При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Из поступившего материала следует, что административное расследование фактически не проводилось.
Так, из материалов дела усматривается, что определение о возбуждении деда об административном правонарушении принято дата, протокол об административном правонарушении составлен дата. За указанный период времени административным органом никаких значимых процессуальных действий, т.е. комплекс требующих значительных временных затрат, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление не совершалось: дата составлен акт осмотра земельного участка, направлено извещение для составления и подписания протокола об административном правонарушении, отобрано объяснение. Протокол об административном правонарушении составлен дата, дело передано в суд дата. Других процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, не совершено.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая, что совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ вменено физическому лицу и применение к нему более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей, санкция данной статьи не допускает, а также учитывая тот факт, что административное расследование по данному делу фактически не проводилось, данное дело подлежит рассмотрению должностным лицом органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный экологический надзор, перечень которых приведен в части 2 статьи 23.29 КоАП РФ.
Статья 29.4 КоАП РФ определяет, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица (ч.1 п.5).
На основании изложенного, с учетом всех обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что материал в отношении Иванова А.В. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, необходимо вернуть в Минприроды Чувашии для рассмотрения по подведомственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.4, 29.5 КоАП РФ,
определил:
Административный материал в отношении Иванова Андрея Валерьевича направить в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики для рассмотрения по подведомственности.
Судья Т.П. Ермолаева