УИД-09RS0001-01-2024-000467-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2024 года г. Черкесск КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Хубиевой Р.У.,
при секретаре судебного заседания Канаматовой Д.Х.,
с участием истца Гурьяновой З.Н.,
представителя ответчика Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики Айбазова М.Д.,
представителя третьего лица Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике Кесаевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело №2-1266/2024 по исковому заявлению Гурьяновой Зарины Николаевны к Министерству экономического развития Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат, перечислить социальную выплату на приобретение жилого помещения,
установил:
Гурьянова З.Н. обратилась в суд с административным иском к Министерству экономического развития Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным решения об отказе в перечислении социальной выплаты. В обоснование заявленных требований указано, что ею (Гурьяновой З.Н.) было подано заявление о перечислении социальной выплаты. По результатам проведения проверки документы, прилагаемые к заявлению, были признаны не соответствующими Порядку и условиям предоставления гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области, и прибывшим в экстренном порядке на территорию Карачаево-Черкесской Республики на постоянное место жительства. Решение об отказе в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения принято ответчиком в связи с тем, что по информации МВД России по Краснодарскому краю было установлено её прибытие на иные территории Российской Федерации 15.09.2023 года через МАПП «Верхний Ларс» (Российско-Грузинскую границу). Между тем, она отвечает совокупности критериев, предусмотренных Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №1876 от 21.10.2022 года. Так, она с 27.07.2012 года зарегистрирована в г.Бериславе Херсонской обл., прибыла в экстренном порядке на постоянное место жительства на иные территории Российской Федерации. Факт осуществления въезда из Грузии не означает факт нарушения вышеуказанных правил и факт непроживания по адресу в Херсонской области. Город Берислав находится на правом берегу реки Днепр и выезд в Российскую Федерацию возможен только через границы европейских государств. При этом, оставаться проживать по месту регистрации было опасно, дом вследствие обстрелов разрушен. Из Херсонской области она ехала транзитом, не имея умысла оставаться в третьих странах. Как гражданка Российской Федерации, она обладает конституционным правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Полагает, что ответчиком нарушены ее права, свободы и законные интересы.
Из письменных возражений представителя ответчика Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики усматривается, что 27.10.2023 года Гурьянова З.Н. обратилась в министерство с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 №1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г.Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации». По итогам проведенной проверки заявления было установлено, что представленные документы не соответствуют требованиям Порядка и условий предоставления гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области, и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Карачаево-Черкесской Республики на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов», утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2022 №348. Согласно данным миграционной карты Гурьяновой З.Н., последняя прибыла в МАПП Верхний Ларс 15.09.2023 года через Грузию, что подтверждает выезд из г.Херсона или Херсонской области не на территорию Российской Федерации. Между тем, согласно позиции Фонда развития территорий по данному вопросу допускается предоставление социальной выплаты гражданам, покинувшим в экстренном порядке место постоянного проживания в г.Херсон и части Херсонской области, и прибывшим на постоянное место жительства на иные территории Российской Федерации не через третьи страны, исходя из новой редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 №1876.
Определением суда от 29.03.2024 года, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Публичная правовая компания «Фонд развития территорий», Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (в лице Управления по вопросам миграции).
Определением суда от 16.04.2024 года, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
03.06.2024 года от истца Гурьяновой З.Н. поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому в окончательной редакции требований истец просит: признать незаконным решение Министерства экономического развития КЧР №3454 от 23.11.2023 об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата Гурьяновой Зарине Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать право Гурьяновой Зарины Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение государственного жилищного сертификата, являющегося основанием для предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Российской Федерации (Ставропольский край) на постоянное место жительства; возложить на ответчика обязанность предоставить Гурьяновой Зарине Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственный жилищный сертификат, перечислить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
На основании определения суда от 03.06.2024 года, занесенного в протокол судебного заседания, в силу требований части 5 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представитель Публичной правовой компании «Фонд развития территорий» в суд не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Представители Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание также не явились, просили о рассмотрении дела без их участия. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании истец Гурьянова З.Н. поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме. В дополнение пояснила, что она вместе с родителями и двоюродным братом экстренно покинула территорию Херсонской области, мост был разрушен, в связи с чем, они вынуждены были ехать в Российскую Федерацию транзитом через третьи страны. В течение пяти дней они проехали через Молдавию, Румынию, Болгарию, Турцию, Грузию, при этом нигде не останавливались. Прибыв на территорию Российской Федерации через Грузию, остановились проживать в г.Пятигорске у тети, которая, также как и её сестра, приобрела квартиру по государственному жилищному сертификату, приехав в Ставропольский край немного ранее их.
Представитель ответчика Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики Айбазов М.Д. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в ранее поданных письменных возражениях, исковые требования Гурьяновой З.Н. не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике Кесаева А.М. в целом поддержала возражения представителя ответчика, просила в удовлетворении исковых требований Гурьяновой З.Н. отказать.
От представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поступили письменные пояснения, в которых, в целом, изложен порядок и условия предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, а также указано, что при соблюдении требований, установленных нормативно-правовыми актами, гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, могут быть предоставлены соответствующие меры поддержки.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст.17 Конституции Российской Федерации).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации).
При этом согласно ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Положениями ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Указом Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 686 признан государственный суверенитет и независимость Херсонской области.
Федеральным конституционным законом от 04.10.2022 № 8-ФКЗ Херсонская область принята в Российскую Федерацию и образована в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876 утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (далее по тексту - Правила).
Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (п.1).
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2022 №348 установлен Порядок и условия предоставления гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области и прибывшим в экстренном порядке на территорию Карачаево-Черкесской Республики на постоянное место жительство, социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов (далее также Порядок). Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов (пп. 2.2, 2.2.1 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2022 №348, п.5 Порядка). Социальная выплата предоставляется однократно (п. 4
Порядка).
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Гурьянова З.Н. через многофункциональный центр обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата, представив необходимые документы.
Решением №13 от 09.11.2023 года Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики отказало в выдаче Гурьяновой З.Н. государственного жилищного сертификата в связи с тем, что согласно действующему законодательству для получения права на социальную выплату на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов граждане, покинувшие постоянное место жительства в г. Херсоне и части Херсонской области, должны прибыть на постоянное место жительства на иные территории Российской Федерации (не через третьи страны).
Письмом министра экономического развития Карачаево-Черкесской Республики №3454 от 23.11.2023 года Гурьянова З.Н. была уведомлена о принятом в отношении неё решении.
Суд не может согласиться с решением ответчика об отказе в предоставлении Гурьяновой З.Н. государственного жилищного сертификата по следующим основаниям.
Согласно п.2 Правил мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев: а) граждане после 24 февраля 2022 г. покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 г. N 3099-р) и прибыли на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства; б) граждане до 1 декабря 2023 г. (включительно) подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата; в) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 г. были зарегистрированы по месту жительства на территории г.Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте "а" настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории; г) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке; д) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки вышеуказанным гражданам, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка, установленного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2022 №348, предусмотрено предоставление социальной выплаты гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты совокупности следующих требований: граждане после 24 февраля 2022 года покинули место постоянного проживания в городе Херсоне и части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 N 3099-р) и прибыли на постоянное место жительства в Карачаево-Черкесскую Республику (пп.3.1); граждане до 1 декабря 2023 года (включительно) подали заявление на предоставление социальной выплаты лично, либо через представителя при условии представления доверенности на такого представителя, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пп.3.2); граждане по состоянию на 24 февраля 2022 года были зарегистрированы по месту жительства на территории г. Херсона или части Херсонской области, указанной в пункте 3.1, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории (п.п.3.3); у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с предоставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке (пп.3.4); граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетной системы Российской Федерации. То есть, в целом необходима совокупность тех же критериев, которые установлены и п.2 вышеназванных Правил.
Для получения социальной выплаты гражданин (или его представитель) предоставляет в уполномоченный орган либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина (далее - МФЦ) следующие документы: заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о предоставлении сертификата с указанием членов семьи, из расчета количества которых будет рассчитываться запрашиваемая сумма социальной выплаты; документы, удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении для детей до 14 лет). При этом к членам семьи гражданина, указанного в настоящих Правилах, относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении гражданина (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними; документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13 октября 2022 года, в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13 октября 2022 года либо компетентным органом Херсонской области, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения. При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей (п. 6 Порядка, установленного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2022 № 348).
Пунктом 7 Порядка установлено, что заявление гражданина о предоставлении социальной выплаты рассматривается уполномоченным органом в срок, не превышающий 10 рабочих дней, а в случае необходимости направления запроса в уполномоченный орган Херсонской области с целью подтверждения проживания гражданина на территории города Херсона или части Херсонской области, а также при рассмотрении заявлений граждан коллегиальным органом, образованным Главой Карачаево-Черкесской Республики, в течение 20 рабочих дней. При рассмотрении заявлений граждан проверке подлежат в том числе сведения об отсутствии у гражданина и членов его семьи регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 24 февраля 2022 года, а также о дате убытия гражданина с места постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области. Такая проверка проводится, в частности, путем направления запросов в государственные органы, осуществляющие регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в иные органы государственной власти. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган самостоятельно либо посредством МФЦ уведомляет гражданина о принятом решении. В случае принятия положительного решения сертификат направляется гражданину по электронной почте, указанной в заявлении, или выдается на бумажном носителе в МФЦ, или в уполномоченном органе. В случае отказа в предоставлении социальной выплаты уполномоченный орган уведомляет гражданина о принятом решении с обоснованием отказа.
В соответствии с п. 9 вышеуказанного Порядка размер социальной выплаты рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан; 42 кв. метра - для семьи, состоящей из двух человек; по 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек. Перечисление социальной выплаты осуществляется в пределах размера социальной выплаты, указанного в сертификате (п.12 Порядка).
Уполномоченный орган не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления о перечислении социальной выплаты и документов при необходимости обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения документов (сведений) о пригодности (непригодности) приобретаемого жилого помещения (п. 18 Порядка). После получения ответов на запросы (межведомственные запросы), но не позднее 10 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за перечислением социальной выплаты, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о перечислении социальной выплаты; об отказе в перечислении социальной выплаты (п.19 Порядка). Согласно п. 20 Порядка решение об отказе в перечислении социальной выплаты принимается уполномоченным органом в случае: выявления в сведениях, содержащихся в представленных документах, противоречий (несоответствий), наличие которых свидетельствует о недостоверности всех или части представленных данных; несоответствия приобретаемого жилого помещения требованиям, установленным настоящим Порядком.
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о перечислении социальной выплаты либо об отказе в перечислении социальной выплаты уведомляет гражданина (граждан) или его (их) представителя о принятом решении лично, либо через МФЦ (п. 21 Порядка). При этом в случае принятия решения об отказе в перечислении социальной выплаты в уведомлении указываются причины отказа. Гражданин вправе повторно обратиться с заявлением о перечислении социальной выплаты после устранения причин, повлекших отказ. Отказ в перечислении социальной выплаты может быть обжалован в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 21.1, п. 21.2 Порядка).
Таким образом, при соблюдении требований, установленных вышеупомянутыми нормативными правовыми актами, гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибывшим на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, могут быть предоставлены соответствующие меры поддержки.
Согласно выписке из реестра территориальной общины, сформированной 20.07.2023 года, Гурьянова З.Н. с 27.07.2012 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: Херсонская область, <адрес>. Данное обстоятельство также подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ. Паспорт гражданина Украины выдан Гурьяновой З.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Украины, 19.01.2021 года, действителен до 19.01.2031 года.
Город Берислав расположен в правобережной части Херсонской области и включен в Перечень населенных пунктов Херсонской области в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876 (размещен на сайте Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым по адресу https://mgsn.rk.gov.ru/structure/2e23fd68-7e58-4cc2-b03c-86c7b62e05fa).
Из содержания заграничного паспорта Гурьяновой З.Н. усматривается, что она покинула место постоянного проживания в Херсонской области 11.09.2023 года, откуда, выехав транзитом, пересекла границы Молдовы, Румынии (11.09.2023, 12.09.2023), Болгарии (13.09.2023), Турции (13.09.2023), Грузии (14-15.09.2023), прибыла 15.09.2023 в Российскую Федерации через МАПП «Верхний Ларс» (Российско-Грузинская граница). Дата прибытия также содержится в миграционной карте Гурьяновой З.Н.
Судом установлено, что по прибытию на территорию РФ Гурьянова З.Н. документирована паспортом гражданина Российской Федерации, выданным 29.09.2023 года ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Кроме того, она зарегистрировалась в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю. В настоящее время истец проживает в г. Пятигорске Ставропольского края. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Гурьянова З.Н. приехала на территорию Ставропольского края на постоянное место жительства.
Сведений о том, что Гурьянова З.Н. ранее реализовала право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, материалы дела не содержат. Заявление о предоставлении государственного жилищного сертификата подано истцом до 01.12.2023 года. Выезд из Херсонской области носил вынужденный характер, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Гурьянова З.Н. в полной мере отвечает совокупности критериев, предусмотренных п. 2 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации», в том числе, подпунктом «а» указанного пункта; а также п.3 Порядка, установленного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2022 №348.
По мнению суда ответчик допустил произвольное правовое регулирование, поставив возможность реализации лицами - жителями г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, права на получение государственного жилищного сертификата в зависимость от маршрута прибытия в Российскую Федерацию. Вышеприведенные Правила не содержат ограничений в отношении маршрута прибытия гражданина на иные территории Российской Федерации после того, как они покинули место постоянного проживания в г.Херсоне или части Херсонской области, как и не содержат конкретной даты убытия после 24.02.2022 года.
Кроме того, суд принимает во внимание, что с момента выезда истца из Херсонской области и прибытия на иные территории Российской Федерации (Ставропольский край) прошло в целом пять дней, то есть, Гурьянова З.Н. ехала транзитом и не имела умысла остаться в третьих странах.
В соответствии с ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности. Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ принцип состязательности сторон является одним из основных принципов осуществления правосудия по гражданским делам. В силу ч.1 ст.56 и ч.1 ст.57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основания своих требований и возражений.
В настоящем гражданском деле истец правомерность и обоснованность своих требований обосновал и доказал. Ответчиком не представлено доказательств необоснованности заявленного истцом иска.
В соответствии со ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, а ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации в числе способов защиты гражданских прав предусматривает признание права, присуждение к
исполнению обязанности в натуре.
В данном случае защитить нарушенные права Гурьяновой З.Н. необходимо путём признания за ней права на получение государственного жилищного сертификата, являющегося основанием для предоставления истцу социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у Гурьяновой З.Н. возникло право на получение государственного жилищного сертификата по основаниям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 № 1876, и Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2022 № 348, в связи с чем, решение ответчика об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата является незаконным. В целях реализации восстановленного права истца суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность предоставить Гурьяновой З.Н. государственный жилищный сертификат, перечислить социальную выплату на приобретение жилого помещения. Таким образом, исковые требований Гурьяновой З.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Гурьяновой З.Н. в силу юридической неграмотности в исковом заявлении датой и номером оспариваемого решения указаны дата и номер полученного ею от ответчика уведомления о результатах рассмотрения заявления. Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что решение об отказе в предоставлении истцу государственного жилищного сертификата принято ответчиком 09.11.2023 года №13, суд указывает в настоящем судебном акте правильную дату оспариваемого решения. Указанное не противоречит положениям части 3 статьи 196 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Гурьяновой Зарины Николаевны (паспорт серии 07 23 №) к Министерству экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (ИНН №) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности предоставить государственный жилищный сертификат, перечислить социальную выплату на приобретение жилого помещения - удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики №13 от 9 ноября 2023 года об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата Гурьяновой Зарине
Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Признать право Гурьяновой Зарины Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение государственного жилищного сертификата, являющегося основанием для предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений жителям г.Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Российской Федерации (Ставропольский
край) на постоянное место жительства.
Возложить на Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (ИНН №) обязанность предоставить Гурьяновой Зарине Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии 07 23
№054781), государственный жилищный сертификат, перечислить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики.
Судья Черкесского городского суда КЧР Р.У. Хубиева
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2024 года.