РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2021 года город Новопавловск
Судья Кировского районного суда Ставропольского края Кошкидько Г.В., при ведении протокола помощником судьи Беловой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Ставропольскому краю к Борисовой Н.В. о взыскании суммы задолженности по неисполненным требованиям,
установил:
Из административного искового заявления следует, что Борисова Н.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц - здание производственного цеха с административно-бытовым корпусом по адресу: Кабардино-Балкарская республика, <адрес>. За ней числится задолженность по уплате налога за 2014 год в сумме 20334, 79 рублей. В связи с этим, истец просит взыскать с административного ответчика сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц.
В судебное заседание стороны не прибыли, надлежаще извещены о месте, времени и дате судебного заседания.
Суд, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23, ч.1, п. 1 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать налоги.
Согласно су. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Пункт 2 статьи 44 Налогового Кодекса, предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции, действующей в указанный налоговый период). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно налоговому уведомлению №361805 от 26.04.2015 года Борисова Н.В. обязана уплатить до 01.10.2015 года налог на имущество физических лиц в размере 20334,97 рублей.
В указанный срок ответчик не уплатила налог.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате
налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу положений ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со &ня выявления недоимки.
Из требования №70278 от 17.11.2020 года следует, что налоговый орган потребовал от налогоплательщика Борисовой Н.В. до 07.12.2020 года погасить задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 20334,97 рублей.
На основании положений ст. 45 НК РФ взыскание налога с физических лиц производится в судебной порядке. Порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определен ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
С учетом вышеизложенного, суд полагает, что при определении периода, за который подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество, необходимо учитывать совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного ст. 70 НК РФ; срока, указанного в требовании для добровольного исполнения обязанности по уплате налога; шестимесячного срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Оценив исследованные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд находит, что днем выявления недоимки у налогоплательщика Борисовой Н.В. должен являться день, следующий за датой, до которой подлежал уплате налог за 2014 год, то есть, 01.10.2015 года. С указанной даты подлежит исчислению трехмесячный срок, в течение которого в адрес Борисовой Н.В. подлежало направлению требование об уплате налога.
В судебном заседании истец не предоставил доказательств направления ответчику в соответствии со ст. 69 и ст. 70 НК РФ требования до 01.01.2016 года (с учетом срока уплаты налога до 01.10.2015 года, установленного уведомлением №361805 от 26.04.2015 года)
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что до 01.01.2016 года требование об уплате налога не направлено (направлено только 17.11.2020 года).
Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, невлечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.
В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ федеральный законодатель,
действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.
При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Данный вывод содержится в определении Конституционного суда РФ от 22 апреля 2014 г. N 822-0, который нашел отражение в Письме ФНС России от
N СА-4-7/12690@, направленном для использования в работе в налоговые органы.
Таким образом, направление налогоплательщику требования об уплате налога не прерывает течение срока, в который налоговый орган вправе обратиться в суд за его принудительным взысканием.
С учетом изложенного, шестимесячный срок на обращение в суд для принудительного взыскания4налоговой задолженности с Борисовой Н.В., истек
года (с ученом разумного срока почтовой пересылки и срока исполнения требования).
Между тем, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности истец обратился в мировой суд в ноябре 2020 года, то есть с пропуском установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ срока.
Ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд, с указанием к этому уважительных причин, Инспекцией суду не заявлено.
В связи с пропуском срока на обращение в суд для принудительного взыскания налоговой задолженности, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Ставропольскому краю о взыскании о Борисовой Н.В. суммы задолженности по налоговым платежам на имущество физических лиц в размере 20334, 79 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России № 1 по Ставропольскому краю о взыскании с Борисовой Н.В. суммы задолженности по налоговым платежам на имущество физических лиц в размере 20334 рублей 79 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Кировский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 июля 2021 года.
Г.В. Кошкидько