дело № 5-79/2024
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Рачковская Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Алееве А.А.,
рассмотрев «16» марта 2024 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рустамова А. М. угли, родившегося <дата> в Республике Узбекистан, (паспорт № от 01.11.2014, выдан МВД Узбекистан, до 01.11.2024) регистрации по месту жительства не имеющего, проживающего по адресу: <адрес>, – не состоящего в браке, на иждивении лиц не имеющего, нетрудоустроенного, отводов, заявлений и ходатайств не заявившего,
установил:
на рассмотрение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми 16.03.2024 поступил протокол №45 об административном правонарушении от 15.03.2024, согласно которому 15.03.2024 в 14 часов 30 минут установлено, что срок временного пребывания гражданина Республики Узбекистан Рустамова А.М.у., <дата> г.р., который прибыл в РФ 04.07.2023 согласно миграционной карте серии 5320 №1664974 КПП Маштаково (АВТО), закончился 03.10.2023. С 04.10.2023 и по настоящее время гражданин Узбекистана Рустамов А.М.у. нарушает режим пребывания иностранных граждан в РФ, а именно уклоняется от выезда за пределы РФ по истечении срока временного пребывания, своими действиями нарушая п.2 ст.5 ФЗ №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании гражданин Рустамов А.М.у. вину в совершенном правонарушении не оспаривал, пояснив, что не выехал с территории РФ по причине наличия семейных отношений с гражданской России.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы административного дела, нахожу вину Рустамова А.М.у. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказанной по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ.
Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее - Закон № 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона законно находящимся в РФ иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законно.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.
Из ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» следует, что иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а также уклоняющийся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, является незаконно находящимся на территории РФ и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 15.03.2024 в 14 часов 30 минут установлено, что срок временного пребывания гражданина Республики Узбекистан Рустамова А.М.у., <дата> г.р., который прибыл в РФ 04.07.2023 согласно миграционной карте серии 5320 №1664974 КПП Маштаково (АВТО), закончился 03.10.2023. С 04.10.2023 и по настоящее время гражданин Узбекистана Рустамов А.М.у. нарушает режим пребывания иностранных граждан в РФ, а именно уклоняется от выезда за пределы РФ по истечении срока временного пребывания, своими действиями нарушая п.2 ст.5 ФЗ №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что 06.07.2023 в отношении Рустамова А.М.у. вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии с положениями федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации и в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, должны покинуть территорию Российской Федерации в течение трех дней.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых: протокол об административном правонарушении №45 от 15.03.2024; письменные объяснения Рустамова А.М.у. от 15.03.2024; информация по сигналу, досье о пересечении, досье из базы, решение о неразрешении въезда в РФ от 06.07.2023.
При этом судья учитывает, что с 01.10.2021 прекратил свое действие запрет на принятие в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации, реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, установленный пунктом «а» части 2 Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Таким образом, Рустамов А.М.у. нарушает требования пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», уклоняясь от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.
С учетом изложенного, в действиях гражданина Узбекистана Рустамова А.М.у. имеется объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения Рустамова А.М.у. к административной ответственности соблюдены.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу не установлено.
При определении размера и вида наказания судья, с учётом требований ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принимая во внимание характер деяния, данные о личности Рустамова А.М.у., его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, и приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан-Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Ухта (г. Ухта, ул. Бушуева, д. 4).
Доводы о том, что на территории Республики Коми Рустамов А.М.у. проживает с гражданской супругой, являющейся гражданкой Российской Федерации, в рассматриваемом случае не могут повлиять на выводы судьи о необходимости назначения дополнительного наказания, поскольку на день рассмотрения дела близких родственников, проживающих в Российской Федерации и являющихся ее гражданами, у Рустамова А.М.у. не имеется.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.03.2014 № 628-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» пришел к выводу о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании решения о неразрешении въезда от 06.07.2023, принятого МВД России по РК, Рустамов А.М.у. не имеет права въезда на территорию Российской Федерации в течение пяти лет.
Само по себе проживание в незарегистрированном браке с гражданкой России не узаконивает пребывание иностранного гражданина на территории Российской Федерации и не освобождает указанное лицо от обязанностей соблюдать законодательство Российской Федерации и нести предусмотренную законом ответственность за его нарушение.
Определяя порядок исполнения наказания в части принудительного административного выдворения, судья с учетом постановления мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 16.03.2024 по делу №5-205/2024 полагает, что настоящее постановление в части исполнения наказания в виде выдворения подлежит исполнению после отбытия Рустамовым А.М.у. наказания в виде административного ареста.
Руководствуясь 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
признать Рустамова А. М. угли, родившегося <дата> в Республике Узбекистан, (паспорт № от 01.11.2014, выдан МВД Узбекистан, до 01.11.2024), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан-Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Ухта (г. Ухта, ул. Бушуева, д. 4).
Постановление в части исполнения наказания в виде выдворения подлежит исполнению после отбытия Рустамовым А.М.у. наказания по постановлению мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УФК по РК (МВД по Республике Коми), адрес: г. Сыктывкар, ул. Кирова, д.38, ОГРН - 10211005211441) в Отделении НБ РК БР г. Сыктывкар
р/сч № 03100643000000010700
БИК 018702501
КБК 18811601181019000140
ИНН 1101481581
КПП 110101001
ОКТМО 87 628405
Идентификатор 18891119990005442769
Разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.В. Рачковская