ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88- 30318/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2- 5295/2023
№ дела суда 2-й инстанции 33-19223/2024
УИД 23RS0040-01-2023-004647-65
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 16 октября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Черкасовой Е.В.,
судей Анашкиной И.А., Якубовской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю о признании незаконным решения, восстановлении на учете для получения Единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, поданной представителем ФИО9, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Черкасовой Е.В., выслушав представителя ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по доверенности ФИО1, поддержавшую доводы кассационной жалобы, ФИО2, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, в котором просит суд признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 28 февраля 2022 г.; восстановить ФИО2 на учете для предоставления единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4 человек (ФИО2, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя ГУ МВД по Краснодарскому краю по доверенности ФИО9 ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указывает на то, что право сотрудника на ЕСВ признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Соответствующее право ФИО2 материалами дела не установлено; выводы судов нарушают права состоящих в очереди лиц для получения ЕСВ; несоответствие представленных ФИО2 документов и условий постановки на учет для получения ЕСВ повлекло снятие его с учета для получения ЕСВ, а при последующем повторном его заявлении о постановке на учет для получения ЕСВ, возможность постановки определяется с учетом очередности.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 5 сентября 2024 г. кассационная жалоба принята к производству и назначена к слушанию.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по доверенности ФИО1 поддержала доводы кассационной жалобы, просила отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции, ФИО2 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером МВД РФ с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой №-С от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № последний состоит на учете в Управлении социальной защиты населения министерства труда и социального развитая Краснодарского края как многодетная семья.
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №, утвержден распоряжением ГУ МВД России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №р) ФИО2 включен в списки сотрудников ГУ МВД России по Краснодарскому краю, состоящих на учете на получение ЕСВ с составом семьи 5 человек (он; супруга - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 28 февраля 2022 г. истец был снят с учета для предоставления ЕСВ в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении.
Из выписки из протокола № заседания центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Краснодарскому краю следует, что документы, предоставленные ФИО2 на момент постановки на учет для предоставления ЕСВ содержали недостоверные сведения о статусе регистрации по месту жительства заявителя и членов его семьи и не подтверждали наличие условий для принятия на учет для предоставления ЕСВ в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных истцом исковых требований и об их удовлетворении.
В обоснование своих выводов, суд первой инстанции указал, что согласно пункту 17 Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты устанавливается в следующем размере: 18 кв. метров обшей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Согласно протоколу № заседания Комиссии ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на учет для получения единовременной выплаты по подпункту «а» пункта 2 Правил.
Из протокола следует, что при принятии на учет ФИО2 и его сын ФИО3 проживают и зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении общей площадью 46, 2 кв.м, распложенном по адресу: <адрес>.
ФИО2 в адрес ответчика представлена копия свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ Ш-АГ №, согласно которому брак между заявителем и ФИО6 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, не заверенная в установленном порядке и без предоставления подлинника.
Согласно решению Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 9 сентября 2019 г. было определено место жительства несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГг.р.; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с отцом- ФИО2 по месту его жительства.
После представления указанных документов, у ответчика сомнений в их подлинности не возникло, копия свидетельства о расторжении брака заверена печатью «Копия верна» ФИО10
Ссылка комиссии решении на то, что в нарушение пункта 6 Правил, заявителем было представлено свидетельство о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ Ш-АГ №, в котором сказано, что брак между заявителем и ФИО6, расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (незаверенное в установленном порядке и без предоставления подлинника) признана судом первой инстанции не состоятельной.
Также, в ответ на обращения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю указало, что ФИО2 был принят на учет для предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете для предоставления ЕСВ в ГУ МВД России по Краснодарскому краю, перед ФИО2 стоит 16 очередников.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 и трое его несовершеннолетних детей проживают в жилом помещении площадью 46,2 кв.м, по адресу: <адрес>. Таким образом, место проживания ФИО2 с момента постановки на учет по настоящее время не изменилось.
На каждого члена семьи ФИО2 в настоящий момент приходится не более 11,5 кв.м общей площади, что дает ему право на получение единовременной социальной выплаты, тем самым снятие ФИО2 с учета признано судом первой инстанции незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО7 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами и их правовым обоснованием.
Согласно пункту 13 статьи 33 Федерального Закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменения внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их перекурсосров в сфере миграции" граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах наркоконтроля правом на пенсию, состоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения.
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ М ВД России по Краснодарскому краю от 28 февраля 2022 г. ФИО2 был снят с учета для предоставления ЕСВ по основанию, предусмотренному подпунктом «г» пункта 19 Правил № (в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет.
Принимая данное решение, комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты ГУ МВД России по Краснодарскому краю исходила из того, что документы, предоставленные ФИО2 на момент постановки на учет для предоставления ЕСВ содержали недостоверные сведения о статусе регистрации по месту жительства заявителя и членов его семьи, и не подтверждали наличие условий для принятия на учет для предоставления ЕСВ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений, в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел Российской Федераций, имеющий стаж службы в органах дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы в органах внутренних дед.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.
В пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, названы документы, предоставляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В число этих документов, в частности, включены: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия (копии) свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункты «б», «в», «г», «е»).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (пункт 6 Правил).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; право на такую выплату имеет, в том числе, сотрудник, который не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Таким образом, законодатель гарантировал для сотрудников органов внутренних дел, имеющих стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел, при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.
При этом в силу подпункта «г» пункта 19 Правил снятие сотрудника с учета для получения единовременной выплаты допускается в случае выявления не любых сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, а только таких сведений, которые свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет.
Судом первой инстанции установлено, что место проживания ФИО2 с момента постановки на учет по настоящее время не изменилось. ФИО2 с сыном ФИО3, 2009 года рождения, как при постановке истца на учет, так и в настоящее время с тремя своими несовершеннолетними детьми, зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Согласно пп. «а» п. 2 Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения; (утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), единовременная выплата предоставляется сотруднику по решению директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.
Как следует из материалов дела, ФИО2 и члены его семьи других жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности на территории РФ и занимаемых по договору социального найма, как на момент постановки на учет так и в настоящее время не имеют.
Исходя из площади жилого помещения, в котором проживает ФИО2 со своими детьми, на каждого члена семьи ФИО2 в настоящий момент приходится не более 11,5 кв.м. (46,2/4) общей площади, что дает ему право на получение единовременной социальной выплаты.
Таким образом, судебная коллегия также как и суды первой и апелляционной инстанции оснований для снятия истца с составом семьи из четырех человек с учета для получения единовременной социальной выплаты у ответчика не находит, поскольку предусмотренные условия предоставления единовременной социальной выплаты ФИО2 и членами его семьи не утрачены.
Кроме того, судами нижестоящих инстанций также отмечено, что расторжение брака с лицом, имеющим в собственности жилое помещение либо долю в нем, к намеренным действиям, влекущим правовые последствия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального Закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ, не отнесены. Таким образом, какого-либо несоответствия сведений, указанных в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для принятия ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты, не имелось.
Судебная коллегия оснований для иного толкования норм материального права не находит, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене постановленных по делу судебных актов, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Результаты оценки доказательств судом первой и апелляционной инстанции отражены в судебном постановлении, в котором приведены мотивы, по которым пришли к соответствующим выводам.
Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты, не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определил:
решение Первомайского районного суда <адрес> от 20 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, поданную представителем ФИО9, - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Черкасова
Судьи И.А. Анашкина
Е.В. Якубовская
Мотивированное определение в окончательной форме составлено 25 октября 2024г.