Решение по делу № 33-10345/2021 от 25.10.2021

Судья: Чурсина Л.Ю.                                     Дело №33-10345/2021 (2-1595/2021)

Докладчик: Галлингер А.А.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» ноября 2021 года                                                                             г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Казачкова В.В.,

судей: Галлингера А.А., Котляр Е.Ю.,

при секретаре: Амосовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Галлингера А.А. апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Междуреченске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) Шабалиной Татьяны Федоровны

на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 августа 2021 года

по делу по иску Морозова Владимира Юрьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж на соответствующих видах работ, досрочном назначении страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛА:

Морозов В.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж на соответствующих видах работ, досрочном назначении страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.

Требования мотивировал тем, что он 24.05.2021 обратился в УПФР в г.Междуреченске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) от 08.06.2021 Морозову В.Ю. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и невключения периодов работы истца в Республике Казахстан.

Указанное решение было принято без учета Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а также без учета ч.3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях», без учета оборотов по транзитным счетам, а также справок, подтверждающих работу в спорные периоды в течение полного рабочего дня.

Просил суд признать решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 08.06.2021 незаконным, обязать ответчика включить периоды работы: с 01.01.1998 по 05.04.1998, с 13.04.1998 по 25.10.2004 в качестве подземного горного мастера на шахте «Саранская» Угольного департамента АО Испат Кармет Республики Казахстан, с 29.11.2004 по 26.09.2005 в качестве подземного проходчика, подземного горного мастера на участке УВПР ТОО «Мечелуглересурс» Республики Казахстан, с 26.10.2005 по 28.02.2008, с 01.03.2008 по 02.02.2010 в качестве механика участка стационарного оборудования, с 03.02.2010 по 19.12.2010 в качестве начальника участка стационарного оборудования, с 20.12.2010 по 30.08.2015 в качестве горного мастера на участке вертикальный подъем шахты им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента Республики Казахстан, с 01.09.2015 по 30.11.2015 в качестве подземного проходчика, подземного механика по водоотливу в энергомеханической службе на шахте им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента г.Караганды Республики Казахстан, с 01.12.2015 по 14.09.2018 в качестве подземного горного мастера на участке вертикальный подъем шахты им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента Республики Казахстан в специальный стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1. Обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости по п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21.06.2021. Взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, затраченные на оплату труда адвоката, в размере 15 000 руб.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Морозов В.Ю. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Левченко И.И., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) – Еремина О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 24 августа 2021 года постановлено:

Исковые требования Морозова Владимира Юрьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж на соответствующих видах работ, назначении страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области (межрайонное) от 08.06.2021 незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) включить периоды работы Морозову Владимиру Юрьевичу в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1: с 01.01.1998 по 05.04.1998, с 13.04.1998 по 25.10.2004 в качестве подземного горного мастера на шахте «Саранская» Угольного департамента АО Испат Кармет Республики Казахстан, с 29.11.2004 по 26.09.2005 в качестве подземного проходчика, подземного горного мастера на участке УВПР ТОО «Мечелуглересурс» Республики Казахстан, с 26.10.2005 по 28.02.2008, с 01.03.2008 по 02.02.2010 в качестве механика участка стационарного оборудования, с 03.02.2010 по 19.12.2010 в качестве начальника участка стационарного оборудования, с 20.12.2010 по 30.08.2015 в качестве горного мастера на участке вертикальный подъем шахты им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента Республики Казахстан, с 01.09.2015 по 30.11.2015 в качестве подземного проходчика, подземного механика по водоотливу в энергомеханической службе на шахте им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента г. Караганды Республики Казахстан, с 01.12.2015 по 14.09.2018 в качестве подземного горного мастера на участке вертикальный подъем шахты им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента Республики Казахстан.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) назначить Морозову Владимиру Юрьевичу страховую пенсию по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21.06.2021.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) в пользу Морозова Владимира Юрьевича судебные расходы, затраченные на оплату услуг адвоката в размере 10 000 руб.

В остальной части исковых требований Морозова Владимира Юрьевича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) отказать.

В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) Шабалина Т.Ф. просит решение суда в части удовлетворенных исковых требований отменить, как незаконное и необоснованное.

Указывает на то, что за период времени, прошедший с момента вступления в силу соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения государств-участников Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 (Казахстан, Украина, Грузия, Белоруссия и др.), законодательство в области пенсионного обеспечения в государствах-участниках претерпело существенные изменения.

С 01.01.1998 в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан отменены. В связи с этим работа на территории Республики Казахстан в период с 01.01.1998 не может быть приравнена к стажу на соответствующих видах работ, так как по пенсионному законодательству Республики Казахстан не дает права на досрочное назначение пенсии.

Кроме того с 01.01.2013 досрочная страховая пенсия в Российской Федерации назначается при условии уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам работодателями-страхователями, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.1 ч.1 ст.30 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013.

При этом ни при обращении в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии ни в материалы судебного дела истцом не представлено доказательств уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу Морозова В.Ю.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Морозов В.Ю. обратился в Пенсионный фонд г.Междуреченска 24.05.2021 с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) Морозову В.Ю. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и невключения периодов работы истца в Республике Казахстан (л.д. 12-14).

Из решения Пенсионного фонда от 08.06.2021 следует, что на дату обращения за пенсией стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 составил 3 года 02 месяца 06 дней страховой стаж составил 30 лет 02 месяца 02 дня.

Из данных о стаже, представленных Пенсионным фондом следует, что спорные периоды работы Морозова В.Ю. не включены в стаж на соответствующих видах работ (л.д. 49-51).

Согласно трудовой книжке истца (л.д. 15-28) Морозов В.Ю. принят на шахту «Аксасская», объединенную с шахтой «Саранская», угольного департамента АО «Испат Кармет» с 14.07.1997 в качестве начальника участка подготовительных работ подземным горнорабочим 3 разряда, откуда 29.01.1998 переведен подземным горным мастером участка подготовительных работ, где 10.09.1998 переведен на участок РВУ подземным горным мастером, откуда уволен с 29.10.2004 (л.д. 21-22).

29.11.2004 принят в ТОО «Мечеруглересурс» подземным проходчиком 5 разряда, с 13.01.2005 переведен подземным горным мастером участка УВПР, откуда уволен 26.09.2005 (л.д. 22-23).

26.10.2005 принят на шахту им. Т.Кузенбаева в качестве подземного проходчика 4 разряда, с 03.11.2005 переведен подземным механиком по водоотливу в энергомеханическую службу. 01.03.2008 переведен механиком участка стационарного оборудования, 03.02.2010 переведен начальником участка, 20.12.2010 переведен горным мастером на участок вертикальный подъем, 01.09.2015 переведен проходчиком подземным 5 разряда, 01.12.2015 переведен горным мастером участка вертикального подъема энергомеханической службы, 14.09.2018 трудовой договор расторгнут (л.д. 26).

Из справки, уточняющей особый характер работы Морозова В.Ю. следует, что он действительно работал на шахтах «Актасская» и «Саранская» постоянно в режиме полной рабочей недели на подземных работа с вредными и опасными условиями труда:

- с 15.07.1997 по 28.01.1998 в качестве подземного горнорабочего (относится к Списку № 1 позиция 1010100а) (л.д. 29).

Из справки, уточняющей особый характер работы Морозова В.Ю. следует, что он действительно работал в ТОО «Мечелуглересурс» в особых условиях работ с 29.11.2004 по 26.09.2005 в качестве подземного проходчика, подземного горного мастера, что относится к Списку 1 позиция 1010100а (л.д. 30).

Из справки шахты им. Кузембаева от 2018 года, уточняющей особый характер работы Морозова В.Ю. следует, что он действительно работал полный рабочий день в подземных условиях в производстве подземной добыче угля с 26.10.2005 по 14.09.2018 в качестве механика участка стационарного оборудования, начальника участка стационарного оборудования, горного мастера на участке вертикальный подъем шахты, подземного проходчика, подземного механика по водоотливу в энергомеханической службе, подземного горного мастера на участке вертикальный подъем шахты, что относится к Списку № 1 позициям 1010100а и 1010100б (л.д. 31).

Уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение в отношении Морозова В.Ю. подтверждается оборотами по транзитным счетам (л.д. 33-38).

Разрешая спор в части включения спорных периодов работы в стаж истца, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на пенсионный орган включить в стаж истца на соответствующих видах работ периодов работы истца с 01.01.1998 по 05.04.1998, с 13.04.1998 по 25.10.2004 в качестве подземного горного мастера на шахте «Саранская» Угольного департамента АО Испат Кармет Республики Казахстан, с 29.11.2004 по 26.09.2005 в качестве подземного проходчика, подземного горного мастера на участке УВПР ТОО «Мечелуглересурс» Республики Казахстан, с 26.10.2005 по 28.02.2008, с 01.03.2008 по 02.02.2010 в качестве механика участка стационарного оборудования, с 03.02.2010 по 19.12.2010 в качестве начальника участка стационарного оборудования, с 20.12.2010 по 30.08.2015 в качестве горного мастера на участке вертикальный подъем шахты им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента Республики Казахстан, с 01.09.2015 по 30.11.2015 в качестве подземного проходчика, подземного механика по водоотливу в энергомеханической службе на шахте им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента г. Караганды Республики Казахстан, с 01.12.2015 по 14.09.2018 в качестве подземного горного мастера на участке вертикальный подъем шахты им. Кузембаева АО «АрселорМиттал Темиртау» Угольного департамента Республики Казахстан.

Учитывая, что у истца, с учетом включенных спорных периодов, стаж на соответствующих видах работ составляет 26 лет 08 месяцев 09 дней, дату обращения истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии – 24.05.2021, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить Морозову В.Ю. досрочную страховую пенсию по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты достижения <данные изъяты> возраста, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», утверждены соответствующие списки.

В соответствии со Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, право на досрочное назначение страховой пенсии предоставлялось всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах (раздел 1. Горные работы, подраздел 1). Подземные работы в шахтах, рудниках, на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников, приисков; позиция 1010100а).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 утверждены также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилам и иными нормативными правовыми актами.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до                  1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил №1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В частности, согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 г. № ЛЧ-25-25/3283, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В целях надлежащего применения территориальными органами ПФР Соглашения от 13 марта 1992 года распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Материалы дела содержат документы, подтверждающие, что в спорные периоды работы истец работал полный рабочий день в должности, предусмотренной Списком №1, в эти периоды за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Республики Казахстан.

Судебная коллегия приходит к выводу о наличии у суда первой инстанции правовых оснований для включения Морозову В.Ю. спорных периодов работы ввиду предоставления документального подтверждения осуществления трудовой деятельности в указанных качествах, предусмотренных как Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 13.09.1991 № 481, а также отнесения работы к позиции 10101000а Списка № 1, наличия сведений по оборотам по транзитным счетам за спорные периоды.

Доводы апелляционной жалобы о том, что с 01.01.1998 в Республики Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», отменяющий льготное назначение пенсии отдельным категориям граждан, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные по следующим основаниям.

Урегулирование вопросов пенсионного обеспечения в отношении отдельных видов пенсий, возможно только путем заключения двусторонних договоров между государствами - участниками СНГ, предусматривающих, в частности, порядок пропорционального финансирования выплаты досрочных пенсий, назначенных в Российской Федерации.

Вместе с тем, в настоящее время отсутствует договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о пропорциональном финансировании досрочных пенсий, назначаемых в указанных государствах.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил положения законодательства, регулирующие спорные отношения.

Следовательно, законных оснований для отмены решения суда в рамках доводов апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения суда. Они не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Ссылок на какие-либо факты и обстоятельства, которые остались без внимания, проверки и оценки суда, апелляционные жалобы не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ч. 1 ст. 327.1, 328, 329, 330, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от     24 августа 2021 года в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Междуреченске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) Шабалиной Татьяны Федоровны – без удовлетворения.

    Председательствующий:                                                               В.В. Казачкова

Судьи:                                                                                              А.А. Галлингер

                                                                                                         Е.Ю. Котляр

33-10345/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов Владимир Юрьевич
Ответчики
ГУ – УПФ РФ в г. Междуреченске КО (межрайонное)
Другие
Левченко Ирина Ивановна
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Галлингер Андрей Александрович
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
27.10.2021Передача дела судье
25.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2021Передано в экспедицию
25.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее