Судья Мамаева Е.С. № 2-271/2022
Докладчик Селезнева О.В. Дело № 33-1144/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Верюлина А.В.,
судей Селезневой О.В., Смелковой Г.Ф.,
при секретаре Лебедевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2022 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Лукашиной Н. Е. к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения заседания жилищной комиссии и восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по апелляционной жалобе Лукашиной Н. Е. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Селезневой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Лукашина Н.Е. обратилась в суд с указанным иском к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия.
В обоснование требований указала, что ее супруг, Л.А.В., проходил службу в Главном управлении МЧС России по Республике Мордовия. 26 января 2015 г. супруг с составом семьи из 4-х человек были поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также принят расчет единовременной социальной выплаты Л.А.В. и членам его семьи - площадь <данные изъяты> кв. м. Приказом Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 30 июня 2017 г. № 49-РС Л.А.В. уволен со службы по состоянию здоровья. <дата> Л.А.В. умер.
Она обратилась к ответчику с заявлением о выплате единовременной социальной выплаты. Однако 18 ноября 2021 г. ее семья снята с учета на получение единовременной социальной выплаты ввиду того, что в 2017 году ее сын Лукашин С.А. произвел отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <адрес>, и она произвела отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <адрес>, что привело к ухудшению жилищных условий. Не соглашаясь с решением ответчика, указала, что семье умершего Л.А.В. положена единовременная социальная выплата, поскольку с момента произведения ее сыном сделки по отчуждению недвижимости прошло 4 года, в связи с чем срок для снятия с учета истек, тем самым они не утратили права состоять в списке на получение единовременной социальной выплаты, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Ссылку ответчика на то основание, что она произвела отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <адрес>, полагает считать необоснованной, поскольку указанная доля в праве приобретена за счет средств материнского капитала, а она могла распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий, в связи с чем указанная доля была переоформлена на всех членов семьи.
Считает, что при определении уровня обеспеченности Л.А.В. и членов его семьи, претендующих на получение единовременной социальной выплаты, должна была учитываться общая площадь жилых помещений с учетом всех членов семьи. При таком расчете на каждого члена семьи приходится по 4 кв. м общей площади, то есть они являются нуждающимися в жилом помещении, и на момент снятия эта нуждаемость у них имелась. Ее действия по перераспределению долей на всех членов семьи не относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, так как суммарная площадь для расчета единовременной социальной выплаты не изменилась.
Просила суд признать незаконным решение заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республики Мордовия № 63 от 18 ноября 2021 г. в части снятия Л.А.В. и членов его семьи с учета на получение единовременной социальной выплаты и восстановить ее, Л.А.В. и членов его семьи на учете на получение единовременной социальной выплаты, номер в очереди 28.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г. в удовлетворении исковых требований Лукашиной Н.Е. отказано.
В апелляционной жалобе истец Лукашина Н.Е. считает решение суда не основанным на законе и подлежащем отмене. Указывает, что действующим законодательством, в том числе пунктом 19.1 приказа МЧС России от 9 сентября 2013 г. № 594 «Об утверждении Порядка формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», не предусмотрено при решении вопроса о постановке сотрудника на учет высчитывать размер площади жилых помещений для выплаты единовременной социальной выплаты. Указывает, что в решении суда отсутствует мотивировка того, что именно свидетельствует о целенаправленном характере действий, связанных с отчуждением Лукашиным С.А. доли жилого помещения, а также отсутствуют доказательства того, что истец, отчуждая свою долю в жилом помещении, также злоупотребила правом с целью намеренного ухудшения жилищных условий. Указывает, что исключение ответчиком Л.А.В. и членов его семьи из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, отчуждение Лукашиным С.А. доли в праве собственности на жилое помещение не влияет на изменение условий семьи истца, поскольку на момент постановки на учет и снятия с учета семья Лукашиных нуждалась в улучшении жилищных условий, доля каждого члена семьи не превышала 15 кв. м на человека. Судом не дана оценка тому, что на момент снятия их с учета, у семьи Лукашиных имеется в собственности по <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение. Поскольку доказательств намеренного ухудшения Лукашиными своих жилищных условий не имеется, то оснований у ответчика для снятия их семьи с учета нет, а значит решение суда подлежит отмене с принятием нового решения по делу об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Врио начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Репин С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
В судебное заседание истец Лукашина Н.Е., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Лукашин С.А. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки не представили, отложить судебное разбирательство не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца Лукашиной Н.Е.- адвоката Курочкиной О.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Главного управления МЧС России по Республике Мордовия Крыловой Ю.А., просившей об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Л.А.В. проходил службу в ГУ МЧС России в должности старшего инструктора-пожарного (спасателя) ФГКУ «Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Республике Мордовия».
30 октября 2014 г. Л.А.В. обратился к ответчику с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола № 11-2 от 26 января 2015 г. Л.А.В. и члены его семьи (супруга – Лукашина (Б.) Н.Е., сын Лукашин С.А., сын Л.Е.А.) поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 30 октября 2014 г. Утверждена площадь для расчета предоставления единовременной социальной выплаты – <данные изъяты> кв. м.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия от 30 июня 2017 г. № 49-НС Л.А.В. уволен из противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пункту 8 части 2 статьи 83 (по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограничении годности к службе в федеральной противопожарной службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии перемещения по службе.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2017 г. Л.А.В., Лукашина Н.Е., Лукашин С.А. Л.Е.А. выселены из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, о чем были выданы исполнительный листы, возбуждено и окончено исполнительное производство (т. 1, л.д. 134-211).
<дата> Л.А.В. умер.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия № 63 от 18 ноября 2021 г. Л.А.В. и члены его семьи (супруга – Лукашина (Б.) Н.Е., сын Лукашин С.А., сын Л.Е.А.) сняты с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Основанием для принятия решения послужил факт совершения членом семьи истца (сыном) действий по ухудшению жилищных условий - отчуждение ? доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <адрес>, а также отчуждение Лукашиной Н.Е. 21 января 2021 г. <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Так, согласно договору дарения доли квартиры от <дата> Лукашин С.А. подарил <данные изъяты> доли квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, Л.А.И.
На основании договора купли-продажи от 26 мая 2020 г. Б.Е.Ф. продал Лукашиной Н.Е. <данные изъяты> долю в праве общей собственности на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. Согласно пункту 4.1 договора стоимость доли составляет 450 000 рублей, из которых 38 227 рублей собственные средства покупателя, 411 772 рублей - средства материнского (семейного капитала).
Соглашением от 9 декабря 2020 г. Лукашина Н.Е. и Л.А.В. изменили законный режим совместной собственности супругов и одновременно оформили долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес> на Л.А.В., Лукашину Н.Е., Лукашина С.А., Л.Е.А. по <данные изъяты> доли в праве.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, исследовав представленные доказательства и руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органом по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, соглашаясь с позицией ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для снятия семьи Лукашиных с учета на получение единовременной социальной выплаты не соглашается по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона, так членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 15 указанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются: установление при совершении истцом действий по распоряжению долей в праве собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество намерений получить социальную выплату в большем размере, а также то, привели ли данные действия к ухудшению жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Л.А.В., Лукашина Н.Е., Лукашин С.А., Л.Е.А. являются членами одной семьи, которые длительное время проживают вместе. Так, из материалов дела следует, что в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, они были зарегистрированы по месту жительства и проживали с 29 июля 2010 г. В дальнейшем после выселения из указанного жилого помещения по решению Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2017 г., вступившему в законную силу 17 января 2018 г., они с 9 декабря 2019 г. зарегистрировались по месту жительства и проживали по адресу: <адрес>. После смерти Л.А.В. члены его семьи Лукашина Н.Е., Лукашин С.А., Л.Е.А. продолжают проживать в указанном жилом помещении.
? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежала Лукашину С.А. <дата> года рождения на основании договора передачи от 19 августа 2004 г.
Его участие, как несовершеннолетнего, в приватизации указанного жилого помещения, в котором он был зарегистрирован на момент приватизации, было в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязательным.
Лукашин С.А., достигнув совершеннолетнего возраста, подарил ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он фактически не проживал, Л.А.И., зарегистрированной и проживающей в указанном жилом помещении.
В этой связи вывод о намеренном отчуждении является преждевременным, и при наличии сохранения нуждаемости, мог быть разрешен непосредственно при определении суммы единовременной социальной выплаты на момент принятия решения о ее предоставлении
Кроме того, при постановке семьи Лукашиных на учет для получения единовременной социальной выплаты имеющаяся у Лукашина С.А. ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принята во внимание комиссией Главного управления МЧС России по Республики Мордовия.
Оставление истца в списках нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты не приведет к неосновательному обогащению на стоимость отчужденного жилого помещения, поскольку вопрос о предоставлении истцу единовременной социальной выплаты предметом спора не является.
Действительно, размер субсидии подлежит установлению исходя из жилищной обеспеченности сотрудника на дату ее получения, при этом ответчик не лишен возможности учета отчужденной площади жилья при определении размера единовременной социальной выплаты, что исключит необоснованное сверхнормативное предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета.
Следует также отметить, что согласно общим нормам, закрепленным в частях 7, 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Таким образом, общая площадь отчужденного истцом жилого помещения может быть учтена при определении размера единовременной социальной выплаты.
Следовательно, отчуждение истцом доли в праве собственности на жилое помещение никоим образом не повлияло на возникновение у него права получения единовременной социальной выплаты, и, соответственно, не может расцениваться как ухудшение истцом своих жилищных условий, совершенное с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Какого-либо злоупотребления правом в действиях истца по отчуждению доли в праве собственности на жилое помещение не усматривается.
Даже в том случае, если в дальнейшем при разрешении вопроса о расчете единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения соответствующая комиссия Главного управления МЧС России по Республике Мордовия придет к выводу о необходимости учета при определении размера единовременной социальной выплаты площади доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, отчужденной Лукашиным С.А., нуждаемость в предоставлении такой выплаты у семьи Лукашиных будет сохранена.
При этом судебная коллегия исходит из следующего расчета.
Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет согласно выписке из ЕГРН от 18 октября 2021 г. <данные изъяты> кв. м. Соответственно площадь ? доли указанной квартиры составляет <данные изъяты> кв. м.
Общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в которой семье Лукашиных принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности, составляет согласно выписке из ЕГРН от 18 октября 2021 г. <данные изъяты> кв. м. Соответственно площадь ? доли указанной квартиры составляет <данные изъяты> кв. м.
В соответствии с пунктом 26 Правил предоставления единовременной социальной выплаты в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, единовременная социальная выплата предоставляется в равных частях обратившимся за ее получением совместно проживавшим с погибшим (умершим) сотрудником членам его семьи не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Общая площадь жилого помещения, принимаемая к расчету единовременной социальной выплаты, подлежащей в указанном случае делению между членами семьи погибшего (умершего) сотрудника, определяется исходя из условий и количества совместно проживавших с сотрудником членов его семьи, включая погибшего (умершего) сотрудника, на день, предшествующий дню гибели (смерти) сотрудника.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 18 Правил предоставления единовременной социальной выплаты норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
С учетом вышеуказанных положений размер потребности семьи Лукашиных в жилой площади, при условии учета отчужденной жилой площади, составляет:
<данные изъяты>. м х 4 – <данные изъяты> кв. м - <данные изъяты> кв. м = <данные изъяты> кв. м.
В решении комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по рассмотрению вопросов о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, от 26 января 2015 г., которым Л.Е.В. постановлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 30 октября 2014 г., указано, что единовременная социальная выплата подлежит расчету с вычетом доли в праве ? доли от квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м, на что в своих возражениях ссылался представитель ответчика.
Между тем, со времени постановки на учет и до настоящего времени вопрос о представлении семье Лукашиных такой выплаты не решен, а ее размер подлежит установлению исходя из жилищной обеспеченности сотрудника на дату ее получения, а не на дату принятия решения о постановке на учет.
Пунктом 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, утвердило в оспоренной норме условия, определяющие размер единовременной социальной выплаты с учетом реальных финансово-экономических возможностей и иных имеющихся у него возможностей, а не условия, при которых единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику как таковая.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о незаконности оспариваемого истцом решения комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 63 от 18 ноября 2021 г. в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты Л.А.В. и членов его семьи: супруги Лукашиной Н.Е., сына Лукашина С.А. и сына Л.Е.А.
Довод апелляционной жалобы о том, что к участию в деле в качестве третьего лица не привлечен Л.Е.А. <дата> года рождения, не состоятелен, поскольку на момент рассмотрения дела судами первой инстанции и апелляционной инстанции его возраст составляет 12 лет.
В соответствии с частью 5 статьи 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
В настоящем деле участие принимала законный представитель Л.Е.А. – его мать Лукашина Н.Е. В этой связи, права несовершеннолетнего при рассмотрении данного дела судом первой инстанции не нарушены.
Судебная коллегия, считает, что требования истца о признании оспариваемого решения незаконным подлежит удовлетворению в оспариваемой части, а Л.А.В. с членами своей семьи восстановлению на учете для получения единовременной социальной выплаты с 30 октября 2014 г. (с даты постановки). Также судебная коллегия считает, что в резолютивной части определения не подлежит указанию номер в очереди, о котором указывает истец в просительной части искового заявления, поскольку очевидно, что в настоящее время с учетом даты постановки истца на учет 30 октября 2014 г. его очередь в списке уменьшилась.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2022 г. об оставлении без удовлетворения иска Лукашиной Н. Е. к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения жилищной комиссии и восстановлении в списках нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты, отменить, принять по делу новое решение, которым иск Лукашиной Н. Е. к Главному управлению МЧС России по Республике Мордовия о признании незаконным решения комиссии в части и восстановлении на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения № 63 от 18 ноября 2021 г. в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты Л.А.В. и членов его семьи: супруги Лукашиной Н. Е., сына Лукашина С.А. и сына Л.Е.А..
Обязать Главное управления МЧС России по Республике Мордовия восстановить Л.А.В. и членов его семьи: супругу Лукашину Н. Е., сына Лукашина С.А. и сына Л.Е.А. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты постановки - с 30 октября 2014 г.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Республике Мордовия в пользу Лукашиной Н. Е. 300 (триста) рублей в возмещение расходов, понесенных истцом на уплату государственной пошлины.
Председательствующий А.В. Верюлин
Судьи О.В. Селезнева
Г.Ф. Смелкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 июня 2022 г.
Судья О.В. Селезнева