Решение по делу № 12-626/2021 от 02.08.2021

Дело № 12-626/2021

Р Е Ш Е Н И Е

город Волжский Волгоградской области         «01» сентября 2021 года

    Судья Волжского городского суда Волгоградской области Попова Ирина Николаевна, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Овощевод» на постановление должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям №... от "."..г. о назначении административного наказания по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представление должностного лица Межрегиональной управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям №... об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой Верой Викторовной №... от "."..г. юридическое лицо – ООО «Овощевод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Кроме этого, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой В.В. в отношении юридического лица – ООО «Овощевод» вынесено представление №... от "."..г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанными выше актами должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, ООО «Овощевод» в лице генерального директора Судаева Юрия Владимировича обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать незаконными и отменить постановление №... от "."..г. и представление №... от "."..г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что в действиях ООО «Овощевод» отсутствует состав вмененного административного правонарушения, постановление вынесено с существенным нарушением норм процессуального права.

Обществу вменено не исполнение обязанности по предоставлению отчета по форме 2-ТП «Рекультивация» за "."..г., предусмотренного Приказом Росстата № 676 от 29 декабря 2021 г., за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ. Между тем, административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление статистической информации предусмотрена ст. 13.19 КоАП РФ. Должностным лицом Росприроднадзора нарушен срок рассмотрения дела об административном правонарушении; постановление должно было быть вынесено не позднее "."..г.

Общество было несвоевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. "."..г. получено уведомление о необходимости явки "."..г. в <...> час. <...> мин. в Росприроднадзор для составления протокола об административном правонарушении. Однако, "."..г. в <...> час. <...> мин. в отношении ООО «Овощевод» было вынесено постановление; определение от "."..г. о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которым определены время и место рассмотрения дела на "."..г. 14 час. 00 мин. вручено представителю Общества "."..г. в <...> час. <...> мин., что свидетельствует о существенном нарушении прав заявителя, лишившем его возможности подготовки к рассмотрению дела, консультации с защитником, а также обращением за юридической помощью.

Обязанность по подаче отчётности по форме 2-ТП «Рекультивация» ООО «Овощевод» исполнена надлежащим образом. Обществом на основании лицензий на недропользование №... от "."..г. и №... от "."..г. пробурены скважины для добычи подземных вод в "."..г. и "."..г. соответственно. Отчёт по форме 2-ТП «Рекультивация» подавался Обществом в "."..г., с отражённой в нём площадью нарушенных в "."..г. земель, и в "."..г., с отражённой в нём площадью нарушенных в "."..г. земель. Обязанности ежегодной подачи отчёта по форме 2-ТП «Рекультивация» действующим законодательством не предусмотрено. Предоставление такого отчёта наоборот привело бы к искажению статистической информации, так как ежегодно предоставляя сведения о площадях нарушенных земель можно прийти к выводу, что такие площади ежегодно увеличиваются.

Явившийся на рассмотрение жалобы защитник юридического лица ООО «Овощевод» Ковалев Евгений Алексеевич, действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы по изложенным выше основаниям; просил вынесенные должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям постановление №... от "."..г. и представление №... признать незаконными и отменить.

Должностное лицо Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, вынесшее обжалуемые постановление №... от "."..г. и представление №... в суд не явилось, о рассмотрении дела извещалось надлежащим образом; судья счел возможным рассмотреть жалобу без его участия.

В письменном отзыве на жалобу государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Трофимов В.В. считает жалобу ООО «Овощевод» не подлежащей удовлетворению.

Указал также, что при рассмотрении указанного постановления, а также материалов проверки соблюдения законодательства о недропользовании в деятельности юридического лица Межрегиональным управлением установлены факты нарушения заявителем норм природоохранного законодательства. Обществом осуществляется пользование недрами на основании следующих лицензий: №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г. Указанные лицензии выданы Отделом геологии и лицензирования по Волгоградской области Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу. На территории юридического лица находятся 16 скважин, используемых для добычи подземных вод. В соответствии с приказом Росстата от 29.12.2012г. №676 годовая форма федерального статистического наблюдения №2-ТП (Рекультивация) предоставляется юридическими лицами разрабатывающими месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющими строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения; обязанность предоставления обществом годовой формы федерального статистического наблюдения №2-ТП (Рекультивация) обусловлена осуществляемой деятельностью по добыче полезного ископаемого, а именно - подземных вод. Данная форма федерального статистического наблюдения подается до 1 февраля года, следующего за отчетным; отчетным периодом по указанной форме является календарный год, соответственно, данная форма подлежит ежегодному направлению в уполномоченный орган. Общество обязано было подать форму федерального статистического наблюдения №2-ТП (Рекультивация) за отчетный 2020г. в срок до 01.02.2021г., однако в нарушение требований природоохранного законодательства юридическим лицом данная форма в установленный срок представлена не была. Форма федерального статистического наблюдения 2-ТП(Рекультивация), обусловленная добычей природных ресурсов относится к экологической информации; под сокрытием информации следует понимать недоведение полностью или в части ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных; под искажением информации подразумевается сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или явлений. Несвоевременность сообщения полной и достоверной экологической информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков. Непредставление в установленный срок формы федерального статистического наблюдения №2-ТП (Рекультивация) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, действия (бездействие) заявителя правильно квалифицированы.

Старший помощник прокурора г. Волжского Волгоградской области Бояринцев Роман Владимирович при рассмотрении жалобы считает постановление №... от "."..г. и представление №..., вынесенные должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям законными, обоснованными и не подлежащими отмене по доводам жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба на постановление от "."..г. законным представителем ООО «Овощевод» Ковалевым Е.А. получена "."..г. и подана в суд "."..г., то есть в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок.

Судья, изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, проверив соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемого постановления незаконным и его отмены, по следующим основаниям.

Согласно требованиям п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Санкция данной статьи влечет для юридических лиц назначение административного наказания в виде наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Объективная сторона административного правонарушения несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнений окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду.

Под негативным (вредным) воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Несвоевременное сообщение предполагает пропуск срока, установленного для представления соответствующей информации.

Правонарушение считается оконченным с момента несообщения (сокрытия), искажения информации либо истечения срока ее предоставления.

Целью названной статьи является обеспечение социального контроля (от государственного до общественного, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания.

Субъективная сторона несвоевременного сообщения информации, сведений о водных объектах и других объектах окружающей среды лицами, обязанными сообщить такую информацию, в т.ч. по неосторожности, влечет административную ответственности независимо от формы вины. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены принципы охраны окружающей среды, в том числе, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия ш сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Частью 5 статьи 2 Федерального закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах.

Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить:

- соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;

- представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;

- представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики.

С целью создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации, 29.11.2007 был принят Федеральный закон N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются, в том числе, полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 282-ФЗ).

Приказом Росстата от 29.12.2012 за N 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы», была утверждена и введена в действие, годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы", с указаниями по ее заполнению для сбора и обработки данных в системе Росприроднадзора.

В соответствии с данным Приказом, годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (Рекультивация) предоставляется юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающими месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющими строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов. Данные респонденты заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

В соответствии с указанной формой отчетности, срок предоставления информации территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу - 1 февраля после отчетного периода.

К видам полезного ископаемого, добытого из недр, в том числе на территории РФ на участке недр, в соответствии с пунктом 1, подпунктом 15 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ, относятся подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

    Учитывая изложенное, действующим законодательством Российской Федерации определено, что подземные воды, добытые из недр, в том числе на территории РФ на участке недр, являются полезными ископаемыми.

В ходе судебного разбирательства установлено, что "."..г. заместителем прокурора города Волжского ФИО1 принято решение №...о проведении проверки о соблюдении законодательства о недропользовании в деятельности ООО «Овощевод» ( л.д. 108)

Целью проверки являлось осуществление прокурорского надзора в соответствии со ст.ст. 21,22 Федерального закона от 17 января 2021 года № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации» ; основание проверки – задание прокуратуры области от "."..г. №...; предмет проверки – соблюдение законодательства о недропользовании, срок проверки с "."..г. по "."..г..

В ходе прокурорской проверки было выявлено, что ООО «Овощевод» осуществляет пользование недрами на основании 3-х лицензий: №... от "."..г.; №... от "."..г.; №... от "."..г., выданных Отделом геологии и лицензирования по Волгоградской области Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу; на территории ООО «Овощевод» находятся 16 скважин для добычи подземных вод.

Однако, в нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», Приказа Росстата от 29.12.2012 за N 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы», ООО «Овощевод» в текущем году, в срок до 01 февраля, не представлен в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям отчет по форме № 2-ТП (Рекультивация) за "."..г..

Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения заместителем прокурора города Волжского ФИО2 постановления от "."..г. о возбуждении в отношении юридического лица - ООО «Овощевод» дела об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ ( л.д. 92-94); копия постановления была вручена защитнику ООО «Овощевод» Ковалеву Е.А. "."..г..

Материалы проверки "."..г. были направлены для рассмотрения руководителю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградским областям для рассмотрения; получены "."..г. ( л.д. 89).

"."..г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой В.В. в отношении юридического лица – ООО «Овощевод» вынесено представление №... о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; копия которого была получена защитником Ковалевым Е.А. "."..г., о чем свидетельствует его подпись в представлении ( л.д. 61-63).

Определением Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от "."..г. рассмотрение административного дела назначено на "."..г. ( л.д. 60).

В ходе рассмотрения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от "."..г. и материалов проверки, должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям выявлены факты не соблюдения требований законодательства о недропользовании в деятельности ООО «Овощевод», выразившиеся в не предоставлении федеральной статистической отчетности по форме № 2-ТП ( рекультивация) за "."..г. в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям и постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой В.В. №... от "."..г. юридическое лицо – ООО «Овощевод» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажения сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами обязанными сообщать такую информацию, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Постановление №... от "."..г. и представление №... получены защитником ООО «Овощевод» Ковалевым Е.А. "."..г., о чем имеется его подпись в данных актах Росприроднадзора.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от "."..г., основным видом деятельности ООО «Овощевод» является выращивание овощей ( л.д. 68—88).

Обществом осуществляется пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности на основании выданных ему Департаментом по недропользованию по <адрес> лицензий: №... от "."..г., №... от "."..г., №... от "."..г.

    Из справки от "."..г. по участию в проверке с Прокуратурой Волгоградской области в качестве специалистов по вопросам компетенции Межрегионального управления, ООО « Овощевод» в сфере исполнения законодательства об охране и использовании недр, сохранения и водных ресурсов от "."..г. ( л.д. 103-107) усматривается, что в соответствии с вышеназванными лицензиями добыча подземных вод осуществляется 16 водозаборными скважинами, расположенными на земельных участках принадлежащих ООО «Овощевод» на основании договора купли-продажи от "."..г. №... кпз, общей площадью 1 204 647 кв. метров.

Следовательно, исходя из смысла статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации продукция (подземные воды), добываемая ООО «Овощевод» из недр, принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка относится к полезным ископаемым. Соответственно Общество, являясь владельцем лицензий на использование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод обязано было в срок до 1 февраля после отчетного периода представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения экологическую информацию о состоянии земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы, содержащуюся в отчете по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год.

Между тем, отчётность по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) за "."..г. в срок до 1 февраля после отчетного периода в адрес Межрегионального управления от Общества не поступила, что не отрицалось и защитником юридического лица – Ковалевым Е.А. в ходе судебного разбирательства.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Овощевод» помимо вышеперечисленных документов: постановления заместителя прокурора г. Волжского ФИО2 от "."..г. о возбуждении дела об административном правонарушении, постановления №... от "."..г., представления №..., вынесенных Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, справки от "."..г., также подтверждается актом проверки от "."..г., составленным помощником прокурора г.Волжского ФИО3 ( л.д. 95-96)

Названные доказательства получили оценку в обжалуемом постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и, поскольку ООО «Овощевод», в нарушение вышеназванных правовых норм, в срок до 01 февраля после отчетного периода не предоставило в Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям обязательные сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы по форме N 2-ТП за "."..г., должностное лицо административного органа пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «Овощевод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Все доказательства, исследованные при рассмотрении дела и жалобы, получены с соблюдением требований закона, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать об их недопустимости, не установлено, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.

Постановление вынесено полномочным должностным лицом, в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Овощевод» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в материалах дела не имеется.

Наказание назначено в пределах санкции ст. 8.5 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 - 4.3 КоАП РФ; срок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Оснований для освобождения ООО «Овощевод» от административной ответственности не установлено.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ отмену обжалуемого постановления, должностным лицом не допущено.

Довод жалобы о нарушении должностным лицом Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям процессуальных норм, выразившегося в несвоевременном уведомлении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении судьей признается не состоятельным.

ООО «Овощевод» должностным лицом Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям было заблаговременно уведомлено о необходимости явки "."..г. к <...> часам <...> минутам; уведомление получено Обществом "."..г., что подтверждается почтовым уведомлением ( л.д. 64-67)

Несмотря на то, что в уведомлении о явке в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям указывалось для составления протокола об административном правонарушении, при этом, получая в указанный день определение №... от "."..г. о рассмотрении дела об административном правонарушении "."..г. в <...> часов <...> минут и участвуя в рассмотрении дела об административном правонарушении, защитником ООО «Овощевод» Ковалевым Е.А., являющимся исполняющим обязанности начальника юридического отдела Общества, после разъяснения ему прав и обязанностей, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ, главами 25 и 30 КоАП РФ, о чем свидетельствует его подпись в названных документах, ходатайств об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью подготовки к рассмотрению дела, предоставления времени для обращения за юридической помощью не заявлялось.

В связи с чем, оснований для признания нарушенной процедуру привлечения Общества к административной ответственности судья не усматривает.

Не состоятелен и довод жалобы о том, что административное правонарушение, выразившееся в непредставлении отчета по форме 2-ТП, следует квалифицировать по статье 13.19 КоАП РФ.

Предметом ст. 8.5 КоАП РФ является экологическая информация, то есть существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.

Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.

Частью 1 статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.

Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, содержащиеся в главе 8 КоАП РФ, и административные правонарушения в области связи и информации, перечисленные в главе 13 КоАП РФ, имеют разные родовые объекты посягательства.

Форма N 2-ТП (рекультивация) в данном случае рассматривается не как статистическая отчетность, а как документ, содержащий экологическую информацию, в связи с чем, ее не предоставление является действием (бездействием), заключающимся в несоблюдении требований действующего законодательства.

А поскольку в вину юридическому лицу вменяется непредставление статистической отчетности по форме 2-ТП ( рекультивация), утверждённой приказом Росстата № 676 от 29.12.2012 года, совершенное Обществом бездействие подлежит квалификации по части ст. 8.5 КоАП РФ.

То обстоятельство, что в нарушение ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении было рассмотрено по истечении 15-дневного срока, не является основанием для признания постановления незаконным, поскольку установленный ст. 29.6 КоАП РФ не является прескательным.

При изложенных обстоятельствах судья считает жалобу ООО «Овощевод» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой В.В. №... от "."..г. не подлежащей удовлетворению.

Кроме этого, согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В п. 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).

Представление по своей природе является процессуальным решением, адресованным конкретным лицам и содержащим обязательные требования, за невыполнение которых указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.5 или статье 19.6 КоАП РФ, и безусловно, затрагивает права и свободы граждан и законные интересы лиц, в адрес которых они вынесены.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, фактически обжалуются путем подачи жалобы в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на вынесенное постановление, могут быть рассмотрены вместе с таким постановлением и отмена последнего, в случае признания незаконным, исключает необходимость выполнения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В данном случае постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой В.В. №... от "."..г. признано судьей законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены представления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой В.В. №... от "."..г., вынесенного в отношении юридического лица – ООО «Овощевод» об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

    Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой Веры Викторовны №... от "."..г. о признании юридического лица – общества с ограниченной ответственности «Овощевод» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, представление Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям Трофимовой В.В. №... от "."..г., вынесенное в отношении юридического лица – ООО «Овощевод» о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения – оставить без изменения, а жалобу ООО «Овощевод» на эти акты - без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

    Судья-    подпись                            И.Н. Попова

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

12-626/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Овощевод"
Другие
Ковалев Евгений Алексеевич
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Рыжова Людмила Александровна
Статьи

8.5

Дело на странице суда
vol.vol.sudrf.ru
02.08.2021Материалы переданы в производство судье
02.08.2021Истребованы материалы
17.08.2021Поступили истребованные материалы
31.08.2021Материалы переданы в производство судье
01.09.2021Судебное заседание
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее