УИД 42RS0№-75 (2-241/2024)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
при секретаре Каримовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
17 апреля 2024 года
гражданское дело по иску Егорова Сергея Васильевича, Егорова Александра Сергеевича, Красикова Данила Юрьевича, Маюрникова Никиты Сергеевича к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Егоров С.В., Егоров А.С., Красиков Д.Ю., Маюрников Н.С. обратились в суд с иском к ответчику администрации города Прокопьевска о включении их в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка».
Свои требования мотивировали тем, что истцу Егорову С.В. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Все истцы зарегистрированы по месту жительства в указанном жилом помещении. Дом находит на территории горного отвода ООО «Шахта Тырганская», но в зоне влияния горных работ ООО «Шахта Зиминка». Согласно заключению АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» Сибирский филиал (далее - СФ АО «ВНИМИ») от ДД.ММ.ГГГГ №/з дом является ветхим, подлежит сносу по критериям безопасности как ставший непригодным для проживания в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка». Считают, что администрация города Прокопьевска должна включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого и ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка», и заключить с ними договор на предоставление социальной выплаты для приобретения или строительства другого жилья согласно действующему законодательству.
Истцы Егоров С.В., Егоров А.С., Красиков Д.Ю., Маюрников Н.С. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивали (л.д. 163).
Представитель истцов – ФИО12, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности (л.д. 20), в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала, просила исковые требования удовлетворить полностью по основаниям, изложенным в первоначальном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что все истцы не обеспечены иными жилыми помещениями, пригодными для проживания. Поддержала письменные пояснения по иску, в которых указала, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м., является личным имуществом бывшей супруги истца Красикова Д.Ю. – ФИО10, поскольку приобреталась ею за счет заемных денежных средств в сумме 4 050 000 руб., полученных в Банке ВТБ (ПАО) по соглашению о кредитовании на её имя, а также совместных денежных средств в сумме 490 000 руб. (первый взнос). По соглашению о разделе имущества от ДД.ММ.ГГГГ, указанная квартира передана в личную собственность ФИО10, которая выплатила бывшему супругу половину уплаченных им денежных средств в сумме 245 000 руб. Полагает, что указанная квартира приобретена за счет средств ФИО10, поэтому является её личным имуществом (129-129а).
Представитель ответчика администрации города Прокопьевска – ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д. 138), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменные возражения на иск, в которых просила в удовлетворении требований отказать, дело рассмотреть в её отсутствие. Указала, что список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка», составлен на момент первичного обследования СФ АО «ВНИМИ» - 24 июня 2013 года. Все истцы зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по <адрес> на момент составления списка на переселение. Вместе с тем, истцы Красиков Д.Ю. и Маюрников Н.С. были обеспечены иными жилыми помещениями, пригодными для проживания, поэтому они не нуждаются в предоставлении им мер социальной поддержки (л.д. 92-94).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства энергетики РФ – ФИО7, действующая на основании доверенности (л.д. 105), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на иск, в котором возражала против удовлетворения заявленных требований, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Указала, что истцы Егоров С.В., Егоров А.С., Красиков Д.Ю., Маюрников Н.С., проживающие по <адрес> в <адрес>, не значатся в списке на переселение по проекту ликвидации ООО «Шахта Зиминка». Согласно выпискам из ЕГРН истец Маюрников Н.С. имел в собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м., отчуждение которого произвел ДД.ММ.ГГГГ; квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 40,2 кв.м., отчуждение которой произвел ДД.ММ.ГГГГ. Истец Красиков Д.Ю. имел в общей совместной собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м., отчуждение которой произвел ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что у администрации города Прокопьевска отсутствуют основания для включения истцов Красикова Д.Ю. и Маюрникова Н.С. в список граждан и заключении с ними договора на предоставление социальной выплаты (л.д. 103-104).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Кемеровской области-Кузбасса – ФИО8, действующая на основании доверенности (л.д. 126), в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что в соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 20.02.2024 № 77 об утверждении Правил предоставления и распределения субсидии из бюджета Кемеровской области-Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасса главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, является Министерство угольной промышленности Кузбасса. Субсидии из областного бюджета предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя средств областного бюджета (л.д. 124-125).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство угольной промышленности Кузбасса – в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменный отзыв на иск не представил.
Выслушав представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
В соответствии со ст. 256 ГК РФ, статьями 34, 36 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар или в порядке наследования, является его собственностью (п. 2 ст. 256 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 36 СК РФ предусмотрено, что имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктами 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ предусмотрено, что финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» (с последующими изменениями и дополнениями) во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
До 26 декабря 2023 года порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков регулировались Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 (далее – также Правила N 428).
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 признано утратившим силу с 26.12.2023.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 5 Правил N 428, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, межбюджетные трансферты направлялись на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «в» и «е» пункта 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. от 10.05.2018).
Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2006 N 44, от 29.04.2006 N 262, от 14.11.2007 N 778, от 01.10.2008 N 734, от 02.04.2015 N 314), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 8 (с дополнениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2564) основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являлись:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Предусмотренный настоящим пунктом перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являлся исчерпывающим (абзац 9 Правил в ред. от 28.09.2016).
Аналогичные положения утверждены изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252 в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».
Согласно п. 4 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252 (далее – Правила N 2252), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Правил N 2252 основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
- проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Таким образом, изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428, специальные нормы по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным по месту жительства в ветхих жилых помещениях, пришедших в негодность из-за воздействия горных работ, на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению, действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений, закреплены в полном объеме в новом Постановлении Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252.
Указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживавшим на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и продолжающим проживать до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняющим в нем регистрацию по месту жительства и не имеющим другого жилого помещения. При этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Решая вопрос о ликвидации угольных шахт, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Так, согласно пункту 7 Правил N 2252, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
В свою очередь, орган местного самоуправления заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 10 Правил N 2252).
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 N 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.12.2023 N 816, постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 20.02.2024 № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков мероприятий по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее – Правила N 77).
Согласно п. 2 Правил N 77 Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, является Министерство угольной промышленности Кузбасса (далее - Министерство).
В соответствии с абз. 3 п. 20 Правил N 77 формирование списков граждан осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с требованиями положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Пунктом 23 Правил N 77 предусмотрено, что основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются:
рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье;
проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.
Следовательно, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности, регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты, нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 266-О-О, положения Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Поскольку Конституционные цели социальной политики Российской Федерации предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище, суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Егоров С.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора о разделе совместно нажитого имущества супругов от 18.10.2023 (л.д. 39-40).
Право собственности Егорова С.В. на жилой дом по <адрес> в <адрес>, общей площадью 65,70 кв.м., зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 34-37).
Согласно копиям паспортов истцов (л.д. 13-19), справке с места жительства (л.д. 44), все истцы зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по <адрес> в <адрес>: Егоров С.В. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Егоров А.С. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Красиков Д.Ю. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; Маюрников Н.С. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как следует из письменной информации администрации города Прокопьевска (л.д. 61), заключения №/з от 23.11.2022 СФ ОАО «ВНИМИ» «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, с выдачей рекомендаций о возможности его сохранения или сноса» (л.д. 52-56), кирпичный жилой дом по <адрес>, построен в 1993 году на угленосной территории без конструктивных мер защиты от подработки. Физический износ жилого дома на основании акта БТИ г. Прокопьевска от 18.11.2022 составляет 70%, является ветхим. Дом расположен на территории горного отвода ООО «Шахта Тырганская», но в зоне влияния подземных горных работ ООО «Шахта Зиминка». Дом неоднократно подрабатывался горными работами ООО «Шахта Зиминка» на прирезке от горного отвода ООО «Шахта Тырганская» на гор. + 40м при отработке пластов Пионер, Садовый, Ударный и Двойной восточного крыла I синклинали системой разработки с полным обрушением пород кровли с вынимаемой мощностью – 2,8-4,2м, углом падения – 63-64о, нижней глубиной отработки – 300 м. Причиной ветхого состояния жилого дома по <адрес> в <адрес> является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундаментов, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ООО «Шахта Зиминка», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Дом относится к категории ПВ («подработанный ветхий»), подлежит сносу по критериям безопасности как ставший непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что жилой дом по <адрес> в <адрес>, подвергся влиянию подземных горных работ ООО «Шахта Зиминка», является ветхим, подлежит сносу по критериям безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку судом установлено и подтверждается заключением № 368/3-2/з от 23.11.2022 СФ ОАО «ВНИМИ», жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, подвергся влиянию подземных горных работ ООО «Шахта Зиминка», относится к категории ветхих и подлежащих сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта Зиминка», постольку доводы истцов о необходимости включения их в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, заключения с ними договора о предоставлении социальной выплаты суд находит обоснованными.
Вместе с тем, как указывалось выше, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, необходимо наличие совокупности условий, одними из которых являются признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В силу пункта 9 Правил предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 N 2252 списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, должны ежегодно уточняться, что означает проверку названных списков с целью уточнения состава лиц, проживавших и имеющих право на проживание в жилом помещении, подлежащем сносу, не имеющих другого жилья и нуждающихся в силу этого в предоставлении государственной помощи.
Реализация истцом гарантий, установленных ст. 40 Конституции Российской Федерации, не может производиться в отрыве от соблюдения им положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, в силу которых осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и Парниковская других лиц, а также без учета положений ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве граждан перед законом и судом.
Согласно общеизвестным сведениям, размещенным в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте ФНС России (https://egrul.nalog.ru/index.html), решение о ликвидации угольного предприятия – ООО «Шахта Зиминка» (ОГРН 1044205056180, ИНН 4205073166) было принято 25.04.2007.
При этом, список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта Зиминка» составлен администрацией <адрес> на момент обследования СФ ОАО «ВНИМИ», т.е. на ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, все истцы зарегистрированы по месту жительства в жилом доме по <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН (л.д. 57-62), справкам БТИ <адрес> (л.д. 79-84), истцы Егоров С.В., Егоров А.С., помимо спорного жилого дома по <адрес> в <адрес>, иных жилых помещений, пригодных для проживания, в собственности, во владении и пользовании не имеют.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорный жилой дом по <адрес> в <адрес> является единственным и постоянным местом жительства для истцов Егорова С.В., Егорова А.С., иных жилых помещений в собственности истцы не имеют, не приобрели право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания.
Поскольку, как установлено судом, истцы Егоров С.В., Егоров А.С. на момент составления списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка», - ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживали в спорном жилом доме по <адрес>, подлежали включению в список граждан на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, поэтому указанные истцы подлежат включению в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда.
Истец Маюрников Н.С. являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м., отчуждение которого произвел ДД.ММ.ГГГГ; жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 38,5 кв.м., отчуждение которого произвел ДД.ММ.ГГГГ; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 40,2 кв.м., отчуждение которой произвел ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62).
Таким образом, истец Маюрников Н.С. не нуждается в мерах социальной поддержки со стороны государства, поскольку был обеспечен иными жилыми помещениями, пригодными для проживания.
Исходя из изложенного, суд отказывает истцу Маюрникову Н.С. в удовлетворении исковых требований к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить с ним договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, полностью за необоснованностью.
Разрешая требования истца Красикова Д.Ю. о включении его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, и заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, суд исходит из следующего.
Как следует из выписки из ЕГРН (л.д. 61), истец Красиков Д.Ю. имел в общей совместной собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м., отчуждение которой произвел ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Банком ВТБ (ПАО) и заемщиком ФИО10, Банк предоставил заемщику денежные средства в сумме 4 050 000 руб. на срок 302 месяца под 8,7% годовых на приобретение в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, стоимостью 4 500 000 руб. (л.д. 155-162).
Как следует из выписки по счету ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ Банк перечисли на счет заемщика ФИО10 денежные средства в сумме 4 050 000 руб. (л.д. 114).
Из договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между продавцом ФИО9 и покупателями Красиковым Д.Ю., ФИО10, покупатели приобрели в общую совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, стоимостью 4 500 000 руб., из которых: 450 000 руб. уплачены покупателями наличными до заключения договора; 4 050 000 руб. оплачивается ФИО10 за счет кредитных средств, полученных ею по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Банком ВТБ (ПАО) (л.д. 97-98).
Согласно нотариально удостоверенному соглашению о разделе общего имущества от ДД.ММ.ГГГГ, Красиков Д.Ю. и ФИО10, расторгнувшие брак ДД.ММ.ГГГГ, заключили соглашение о разделе имущества, нажитого во время брака, по условиям которого квартира, расположенная по адресу: <адрес>, передается в личную собственность ФИО10, которая проживает в указанной квартире и сохраняет право пользования данным жилым помещением.
В свою очередь, ФИО10 выплачивает Красикову Д.Ю. денежные средства в размере 245 000 руб. в возмещение полученного имущества (л.д. 99-101).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобретена за счет средств покупателя ФИО10, поэтому является её личным имуществом.
Учитывая, что истец Красиков Д.Ю., зарегистрированный по месту жительства в жилом доме по <адрес> в <адрес> на момент составления списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка», - 24 июня 2013 года, не приобрел право пользования иным жилым помещением, пригодным для проживания, также подлежит включению в список граждан на переселение из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, наряду с истцами Егоровым С.В., Егоровым А.С.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии всей совокупности необходимых и достаточных для включения истцов Егорова С.В., Егорова А.С., Красикова Д.Ю. в списки на предоставление социальных выплат условий, при которых истцы нуждаются в социальной поддержке государства и переселении из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, данное право истцы приобрели на законных основаниях, поэтому их требования к администрации города Прокопьевска являются законными и обоснованными.
Поскольку внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления социальной выплаты в дальнейшем, постольку требования истцов Егорова С.В., Егорова А.С., Красикова Д.Ю. о заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Егорова Сергея Васильевича, Егорова Александра Сергеевича, Красикова Данила Юрьевича к администрации <адрес> о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, удовлетворить.
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Егорова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, паспорт гражданина РФ №, Егорова Александра Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, паспорт гражданина РФ №, Красикова Данила Юрьевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, паспорт гражданина РФ №, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка».
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Егоровым Сергеем Васильевичем, Егоровым Александром Сергеевичем, Красиковым Данилом Юрьевичем договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет бюджетных средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта Зиминка».
В удовлетворении исковых требований Маюрникова Никиты Сергеевича к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. через Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме принято 24 апреля 2024 года
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле УИД 42RS0033-01-2023-002863-75 (2-241/2024) Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области