Судья 1-ой инстанции: Домникова М.В. Дело № 33а-25/2020 (33а-12507/2019)
(2а-1635/2019)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Симферополь 14 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.,
судей Кураповой З.И. и Тимошенко Е.Г.,
при секретаре Козлове В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ришко Виталия Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым», военному комиссариату г. Симферополя Республики Крым, военному комиссару г. Симферополя Республики Крым Махматханову Казбеку Алмаевичу о признании действий незаконными, по апелляционной жалобе Ришко Виталия Николаевича на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 02 октября 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., пояснения Ришко В.Н. поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Республики Крым» Уоваленко С.В.просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Ришко В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными отказ ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» в постановке истца на воинский учет, в качестве офицера запаса в звании капитан, непризнание высшего образования истца, в соответствии с дипломом Киевского института внутренних дел факультета Внутренних войск выраженный в ответе от 13 мая 2019 года № и возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» изменить истцу категорию учета военнослужащего запаса с рядового состава на офицерский состав в звании капитана запаса. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что истец проходил обучение в Киевском институте внутренних дел на факультете Внутренних войск, по окончанию обучения был направлен для дальнейшего прохождения службы в Крымское территориальное командование Внутренних войск, в котором проходил службу с 01 августа 2001 года по 29 марта 2014 года. В 2014 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в Центральное территориальное командование Внутренних войск, в котором проходил службу с 29 марта 2014 года по 28 января 2015 года. 28 января 2015 году был уволен в запас в воинском звании капитана и направлен на учет в Центральный военкомат г. Симферополя АР Крым. При увольнении, личное дело (послужной список) на руки истцу не выдали. Выдали только предписание от 28 января 2015 года №, извлечение из приказа командира воинской части 3030 от 28 января 2015 года № и копию личного дела (послужного списка), заверенную печатью воинской части и подписью начальника штаба воинской части. При постановке на воинский учёт в военном комиссариате г. Симферополя, истцу выдали временноеудостоверение взаменвоенного билета офицера запаса от 20 февраля 2015 года №. Послеэтого, удостоверение продлевалось и в результате, на учет истца поставили в качестве рядового запаса. Ответом военного комиссара г. Симферополя от 13 мая 2019 года №, Ришко В.Н. отказано в постановке на воинский учёт в состав офицеров запаса, с признанием воинского звания капитана и образования по диплому. Считает указанный отказ незаконным и нарушающим его права.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 02 октября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Ришко В.Н., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 октября 2019 года и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии со статьей 12 ФКЗ № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие образование. Кроме того, отмечает, что при постановке на воинский учет им были предоставлены подлинники документов об образовании и другие подлинники документов для постановки на воинский учет, однако судом указанные документы оставлены без внимания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что 18 февраля 2015 года Ришко В.Н. прибыл в военный комиссариат г. Симферополя для постановки его на учет как офицера запаса.
В связи с отсутствием личного дела и соответствующих документов, для оформления и выдачи ему военного билета офицера запаса, до предоставления оригиналов документов, Ришко В.Н. был поставлен на временный учет офицеров запаса и ему выдано временное удостоверение офицера запаса от 20 февраля 2015 года №.
06 декабря 2017 года Ришко В.Н. обратился к Военному комиссару г. Симферополя с заявлением, в котором, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации № 2 от 02 января 2015 года «О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы», просил выдать военный билет офицера запаса.
Согласно ответу военного комиссара г. Симферополя от 11 января 2018 года №, Ришко В.Н. сообщено, что в связи с тем, что отсутствует личное дело офицера запаса и какие-либо иные подлинники документов, относящиеся к данным персонального учета, в связи с тем, что истец ранее не состоял на воинском учете на территории Республики Крым или г. Севастополя, поставить на его на воинский учет «офицеров запаса» Вооруженных сил РФ, согласно действующему законодательству не представляется возможным.
16 апреля 2019 года Давлетшин В.И., действующий в интересах Ришко В.Н., обратился в Военный комиссариат г. Симферополя с заявлением, в котором просил пересмотреть решение военного комиссара г. Симферополя, изложенное в письме от 11 января 2018 года № и поставить Ришко В.Н. на воинский учет в качестве «офицера запаса» в Вооруженных Силах Российской Федерации. В обоснование заявления указывает, что Ришко В.Н. с 31 июля 1997 года по 01 августа 2001 года проходил обучение в Киевском институте внутренних дел на факультете Внутренних войск, по окончанию обучения был направлен для дальнейшего прохождения службы в Крымское территориальное командирование Внутренних войск, в котором проходил службу с 01 августа 2001 года по 29 марта 2014 года, что подтверждается выпиской из его послужного списка и другими документами. Кроме того, указал, что Ришко В.Н. направлял запрос в Центральный архив отдел Национальной гвардии Украины, что подтверждается копией заявления и чеком об отправке почтового отправления, однако личное дело Ришко В.Н. до сих пор не получено.
По результатам рассмотрения указанного обращения, военным комиссаром г. Симферополя адвокату Давлетшину В.И. 13 мая 2019 года был дан ответ №, которым сообщено, что согласно Указу Президента Российской Федерации № 2 от 02 января 2015 года «О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы» при постановке на воинский учет в Республике Крым и г. Севастополе граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются действительными при представлении подлинников соответствующих документов. Ришко В.Н. не мог ранее состоять на воинском учете на территории Республики Крым ввиду прохождения с 2001 года по 29 марта 2014 года военной службы в Крымском территориальном командовании Внутренних войск. Международных соглашений между РФ и Украиной о признании присвоенных ранее воинских званий в Вооружённых Силах РФ и Украине не имеется. Направленный запрос в архив Национальной гвардии Украины не является основанием для постановки гражданина на воинский учет офицера запаса.
Считая действия Военного комиссариата Республики Крым об отказе в постановке на учет как офицера запаса в звании «капитан» незаконными, Ришко В.Н. обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из отсутствия правовых оснований для постановки административного истца на воинский учет как офицера запаса в звании «капитан».
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В пункте 1 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе, их воинский учет и пребывание в запасе (далее Федеральный закон № 53-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах.
Реализуя свои полномочия, установленные указанными положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны, Президент Российской Федерации издал Указ от 02 января 2015 года № 2 «О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя, и документов о прохождении ими военной службы» (далее Указ от 02 января 2015 года).
Признание и использование указанного Указа в целях воинского учета должно осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719, что вытекает из существа отношений в данной сфере.
Судебная коллегия отмечает, что в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» не содержится положений, предусматривающих при постановке на воинский учет безусловное признание в Российской Федерации воинских званий, присвоенных в соответствии с законодательством иных государств.
Кроме того, между Российской Федерацией и Украиной не заключались соглашения о признании действительными воинских званий и документов о прохождении военной службы.
Президент Российской Федерации в Указе от 02 января 2015 года установил возможность признания действительными воинских званий, документов об образовании и о прохождении военной службы в вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, при постановке на воинский учет в Республике Крым и г. Севастополе лишь для граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и состоявших на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
Обращаясь с заявлением к военному комиссару Республики Крым, Ришко В.Н. просил решить вопрос о постановке его на воинский учет как офицера запаса в звании «капитан».
Из материалов дела следует, что Ришко В.Н. проходил военную службу в Крымском территориальном командовании внутренних войск Украины с 01 августа 2001 года по 29 марта 2014 года и с 29 марта 2014 года по 28 января 2015 года в Центральном территориальном командовании внутренних войск Украины.
28 января 2015 года уволен в запас в воинском звании «капитан» и направлен для постановки на воинский учет в Центральный военкомат г. Симферополя АР Крым.
Таким образом, Ришко В.Н. по состоянию на 18 марта 2014 года являлся военнослужащим, проходящим военную службу в вооруженных силах Украины.
Поскольку по состоянию на 18 марта 2014 года и на момент издания Указа 02 января 2015 года Ришко В.Н. в запасе не пребывал и на воинском учете на территории Республики Крым и г. Севастополя не состоял, он подлежит воинскому учету в общем порядке, установленном законодательством о воинской обязанности и военной службе, что не нарушает его права, свободы и законные интересы, так как не противоречит положениям статьи 5 и 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Указа в их совокупности и взаимосвязи.
Кроме того, Указом Президента РФ от 26 ноября 2016 года № 628 «О признании действительными воинских званий, документов об образовании и (или) о квалификации проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждан Российской Федерации, поступивших на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, и документов о прохождении ими военной службы», предусмотрено, что воинские звания, документы об образовании и (или) о квалификации, а также документы о прохождении военной службы в вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются действительными при представлении подлинников документов, для проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя граждан Российской Федерации, поступивших в период с 18 марта 2014 года по 2 января 2015 года на военную службу по контракту в воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированные (расположенные) на территориях этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 приказа Министра обороны Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 018 «Об утверждении наставления по воинскому учету и аттестованию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - приказ МО РФ № 018) документами воинского учета для офицеров запаса являются: военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), личное дело, послужная карта, алфавитная карта, карточка пономерного учета, контрольная карточка, учетная карта офицера запаса, статистическая карта, карточка первичного учета, удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время, извещение о зачислении на специальный воинский учет.
Согласно статье 22 приказа МО РФ № 018 личное дело является основным учетным документом, по которому ведется всестороннее изучение деловых, морально-психологических и других качеств офицеров, проходивших службу по контракту, а также их знаний, умений и навыков по ВУС, определяется необходимость их дополнительной военной подготовки и возможность использования в войсках, формированиях и органах на соответствующей воинской должности.
В случае, если личные дела на офицеров, уволенных с военной службы в запас (отставку), к моменту приема их на воинский учет в военный комиссариат района не поступили, офицерам оформляются временные удостоверения.
Из статьи 5 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 октября 2002 года № 426 «О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 года № 018» следует, что военный билет офицера запаса заполнятся на основании личного дела.
Такие же требования к оформлению военного билета офицера запаса содержатся и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года № 495 «Об утверждении инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» (Приложение к форме № 2 «Порядок ведения и хранения военного билета офицера запаса»).
Судебная коллегия отмечает, что в связи с отсутствием личного дела и соответствующих документов, для оформления и выдачи административному истцу военного билета офицера запаса, а также отсутствия доказательств пребывания Ришко В.Н. в запасе и на воинском учете на территориях Республики Крым и г. Севастополя ему правомерно было отказано в постановке на воинский учет «офицеров запаса» Вооруженных Сил РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности действий военного комиссариата Республики Крым, по отказу в постановке административного истца на воинский учет как офицера запаса.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку по своему существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного решения не усматривается.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 02 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ришко Виталия Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>