Решение по делу № 2-1700/2024 от 02.04.2024

Дело № 2-1700/2024

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи                   Сергиенко Н.В.,

при секретаре                                                              Бреус И.И.,

с участием помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Забелиной Е.В., представителя ответчика Перевозчикова А.В., представителя третьего лица Гайдаловича С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 24 апреля 2024 года гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Магаданский городской суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование требований указал, что Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Магаданской области проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой в деятельности Магаданского областного государственного бюджетного учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (далее так же - МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС») выявлены нарушения указанного законодательства.

В ходе проверки установлено, что на основании постановления Правительства Магаданской области от 15 ноября 2021 г. № 854-пп «О безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности муниципальных образований Магаданской области в государственную собственность Магаданской области» переданы в собственность Магаданской области и закреплены на праве оперативного управления за МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» с 01 января 2022 г. передан ряд гидротехнических сооружений, в том числе водоограждающая дамба № 5 на р. Тауй в с. Балаганное (номер в регистре гидротехнических сооружений - 219440001375000)

Указанное гидротехническое сооружение поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 49:10:030103:479.

Настаивает, что МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» как эксплуатирующая организация обязана осуществлять использование имущества, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, в соответствии с требованиями законодательства и, следовательно, нести ответственность за надлежащее содержание имущества.

В силу приказа Ростехнадзора от 12 августа 2015 г. № 312 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации» уровень безопасности гидротехнических сооружений определяется при очередном декларировании безопасности.

Согласно информации Северо-восточного управления Ростехнадзора от 19 марта 2024 г. № 390-479 водоограждающая дамба № 5 на р. Тауй в с. Балаганное находится в неудовлетворительном состоянии.

По результатам проведенного регулярного обследования водоограждающей дамбы № 5 на р. Тауй в с. Балаганное, 23 августа 2023 г. выявлены нарушения, по результатам которых Учреждению необходимо выполнить следующие мероприятия:

    убрать древесно-кустарниковую растительность, в том числе большие деревья;

    произвести подсыпку гребня дамбы 2 участка;

        провести    комплексный анализ состояния гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надёжности.

Аналогичные нарушения выявлялись по результатам обследований, проведенных в 2022 году, что свидетельствует о систематическом неисполнении требований в области безопасности гидротехнических сооружений.

По информации МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» от 18 января 2024 г. № 38-11/12 указанные нарушения до настоящего времени не устранены по причине отсутствия финансирования.

Вместе с тем, ущерб вероятного вреда в случае наступления аварии на гидротехническом сооружении составит свыше 0,9 млрд. рублей, что может повлечь значительный материальный ущерб в случае невыполнения мероприятий по обеспечению безопасности указанного сооружения.

Указанные нарушения, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, затрагивают права неопределенного круга лиц, а также жителей п. Балаганное, создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения статей 3, 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», статей 150, 214, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09 декабря 2020 № 509 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений», просит суд обязать МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» в течении 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу убрать древесно-кустарниковую растительность на водоограждающей дамбе № 5 на р. Тауй в с. Балаганное (кадастровый номер 49:10:030103:479), произвести подсыпку гребня 2 участка на водоограждающей дамбе № 5 на р. Тауй в с. Балаганное (кадастровый номер 49:10:030103:479), провести комплексный анализ состояния гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надёжности водоограждающей дамбы № 5 на р. Тауй в с. Балаганное (кадастровый номер 49:10:030103:479).

    Определением судьи от 5 апреля 2024 г. привлечены к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Северо-Восточное управление Ростехнадзора; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области Гайдалович С.Н. выразил согласие с заявленными требованиями, при принятии решения просил суд учесть, что на текущий плановый период 2024-2025 гг. МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» запланированы работы по водоограждающей дамбе № 5 на р. Тауй в с. Балаганное, включающие в себя работы по проведению комплексного анализа состояния гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности, по уборке древесно-кустарниковой растительности, по отсыпке гребня дамбы. Первоочередными из запланированных работ является проведение комплексного анализа, по результатам которого будет определено, какие ремонтные работы гидротехнического сооружения необходимо провести.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» выразил согласие с заявленными требованиями, но просил установить срок исполнения заявленных требований до 1 декабря 2025 г., поскольку закупка на перечисленные работы производится на конкурсной основе и требует определенных временных затрат после выделения требующих средств, кроме того, проведение комплексного анализа требует длительного времени.

Суд, с учётом мнения участвующих в судебном заседании лиц, руководствуясь частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Северо-Восточное управление Ростехнадзора, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав объяснения помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Забелиной Е.В., представителя ответчика МОГБУ «Дирекция ООПТ и ГТС» Перевозчикова А.В., представителя третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области Гайдаловича С.Н., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно пункту 1 статьи 209 и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, установлении обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Далее – Федеральный закон № 117-ФЗ).

В соответствии с абзацем 2 части 3 Федерального закона № 117 гидротехническими сооружениями являются, в том числе сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Под «безопасностью гидротехнических сооружений» понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов (абзац 6 статьи 3 Федерального закона № 117-ФЗ).

Статьей 8 указанного закона предусмотрены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в частности: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Из содержания части 2 статьи 9 Федерального закона № 117-ФЗ следует, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Эксплуатирующей организацией является государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение (абзац 3 ст. 3 Федерального закона № 117).

Как следует из материалов дела, водоограждающая дамба № 5 на р. Тауй в с. Балаганное поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 49:10:030103:479, правообладателем гидротехнического сооружения является Магаданская область.

В соответствии с паспортом гидротехнического сооружения, назначение указанной дамбы является защита п. Балаганное и сельхозполей от затопления.

Из содержания статьи 9 Федерального закона № 117 следует, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе:

- обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

- развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

- систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

- обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

- финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

- осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Декларация безопасности ГТС является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности (статья 10 Федерального закона № 117-ФЗ).

Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 декабря 2020 г. № 509 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)» декларации безопасности гидротехнического сооружения включает в себя оценку уровня безопасности гидротехнического сооружения, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению его безопасности.

Пунктом 17 декларации безопасности гидротехнического сооружения – водоограждающей дамбы № 5 на р. Тауй с. Балаганное установлен перечень мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а так же предотвращению аварий гидротехнического сооружения:

- провести экспертизу декларации безопасности гидротехнического сооружения. Срок – 01.11.2023;

    обеспечить наличие резервов строительных материалов, строительных машин и оборудования для оперативной локализации и ликвидации аварийных ситуаций на ГТС (возможно заключение договоров со сторонними организациями). Срок - 01.09.2024 г.

    провести комплексный анализ ГТС с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности. Срок - III кв. 2024 г.

    проводить тренировки сотрудников эксплуатирующей организации по действиям в экстремальных и предаварийных ситуациях. Срок - регулярно.

    обеспечивать систематический контроль (мониторинг) состояния сооружений, не допускать превышения критериев безопасной эксплуатации ГТС, устранять (незамедлительно, при обнаружении) дефекты и повреждения ГТС, а также отклонения от нормальных условий их эксплуатации, которые могут привести к снижению уровня безопасности ГТС (ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. №117-ФЗ). Срок - постоянно.

    убрать древесно-кустарниковую растительность на дамбе. Срок - III кв. 2024 г.

    произвести подсыпку гребня дамбы II участка. Срок - III кв. 2024 г.

Представитель ответчика подтвердил, что Учреждением до настоящего времени в связи с отсутствием финансирования не проведен комплексный анализ состояния гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности; не убрана древесно-кустарниковая растительность и не произведена подсыпка гребня 2 участка на водоограждающей дамбе.

При таких обстоятельствах требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Минприроды Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Определяя срок исполнения решения, с учётом срока и порядка вступления решения в законную силу, правового статуса ответчиков, приведённых ими доводов, характера и длительности допущенного нарушения, временных и финансовых затрат, необходимых на проведение кадастровых работ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда – до 1 декабря 2025 г., полагая данный срок отвечающим требованиям разумности и справедливости и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон, в том числе прав и интересов неопределенного круга, в защиту которых обратился прокурор.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                РЕШИЛ:

Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.

Обязать Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (ИНН 4909130406) в срок до 1 декабря 2025 года:

- убрать древесно-кустарниковую растительность на водоограждающей дамбе № 5 на реке Тауй в селе Балаганное (кадастровый номер 49:10:030103:479),

- произвести подсыпку гребня второго участка на водоограждающей дамбе № 5 на реке Тауй в селе Балаганное (кадастровый номер 49:10:030103:479),

- произвести комплексный анализ состояния гидротехнического сооружения с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности водоограждающей дамбы № 5 на реке Тауй в селе Балаганное (кадастровый номер 49:10:030103:479).

    Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Установить день составления мотивированного решения суда (с учетом праздничных и выходных дней) – 2 мая 2024 года.

    Судья                                      Н.В. Сергиенко

2-1700/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МОГБУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений"
Другие
Северо-Восточное управление Ростехнадзора
Министерство природных ресурсов и экологии магаданской области
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Сергиенко Наталья Витальевна
Дело на странице суда
magadansky.mag.sudrf.ru
02.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее