34RS0005-01-2020-001655-97 дело 2а-1223/2020
Судья – Рогозина В.А. дело № 33а-8881/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 сентября 2020 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Сергеева С.С., Антропова Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 4 июня 2020 года, которым постановлено:
административное исковое заявление прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации работ по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина.
Обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина.
В удовлетворении остальной части заявленных требований-отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Волгограда, в обоснование которого указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда по результатам проверки по обращению гражданина Конобеевских М.А. вскрыты нарушения законодательства при эксплуатации автомобильной дороги по ул. Вершинина в границах от ул. им. м.Еременко до ул. Репина и внутридворовой дороги по ул. Вершинина, 24 в Краснооктябрьском районе. Обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления. Между тем, результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации дорожного движения, администрацией Волгограда не соблюдаются.
Сославшись на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации работ по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороги по ул. Вершинина в границах от ул. им. М.Еременко до ул. Репина и внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина. Обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороги по ул. Вершинина в границах от ул. им. М. Еременко до ул. Репина и внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, администрация Волгограда обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав представителя администрации Волгограда Заставную А.Е., представителя МУ «Комдорстроя» Каштанову А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда, возражения на ни х прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Стрельниковой В.В. проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №96-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 и 3 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о безопасности дорожного движения, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 ст. 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 17 указанного Федерального закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления, кроме содержания и ремонта автомобильных дорог, осуществляют муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с пп. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Совокупность указанных норм свидетельствует о том, что ответственность за содержание автомобильных дорог местного значения возложена на орган местного самоуправления, то есть на администрацию Волгограда.
Приказом от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 " Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и введен в действие с 1 сентября 2018 года.
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Из материалов дела следует, что в рамках поступившего обращения Конобеевских М.А., прокуратурой Краснооктябрьского района г.Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по городу Волгограду проведена проверки с выходом на место, в результате которой установлено, что на участке автомобильной дороги по ул. Вершинина и внутридворовой дороги по ул. Вершинина, 24, выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда:
- в нарушение п.5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении всей автомобильной внутридворовой дороги по ул. Вершинина, 24, а именно: напротив подъезда №1 имеется повреждение проезжей части, размером глубиной 0,30 м, шириной 0,9 м., длиной, 0,7 м., напротив подъезда №4, имеется повреждение проезжей части, размером глубиной 0,40 м. шириной 0,7 м., длиной, 0,5 м., напротив подъезда № 5 имеется повреждение проезжей части, размером глубиной 0,35 м. шириной 0,6 м., длиной, 0,9 м.;
- в нарушение п.5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге напротив дома №32 по ул. Вершинина имеется повреждение проезжей части, размером глубиной 0,40 м. шириной 0,7 м., длиной, 0,5 м.
Названные недостатки зафиксированы в акте от 5 февраля 2020 года, с приложением фотоматериалов. Выявленные недостатки превышают предельно допустимые параметры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением главы Волгограда от 16 октября 2008 года №2143 (в ред. 13 апреля 2017 года)утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, в который включена автомобильная дорога по ул. Вершинина г. Волгограда, следовательно, она, является составной частью улично-дорожной сети г.Волгограда, и относится к муниципальной собственности городского округа - город-герой Волгоград.
В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерация, администрация Волгограда как орган местного самоуправления не выполняет работы по содержанию улично-дорожной сети Волгограда самостоятельно, а реализует свои полномочия, предусмотренные Федеральным Законом № 131-ФЗ, путем заключения муниципальных контрактов на выполнение определенных видов работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а так же в виде выдачи структурными (функциональными) подразделениями администрации Волгограда (являющимися главными распорядителями бюджетных средств) муниципального задания на производство работ подведомственным им учреждениям и предприятиям (выполнение работ в рамках содержания улично-дорожной сети г. Волгограда) (статья 54 Федерального закона № 131-ФЗ, статья 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
В настоящее время ремонт, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется за счет средств вышестоящих бюджетов (федерального, областного) в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» государственной программы Волгоградской области «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области» утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 23 января 2017 года № 16-п (далее - Программа).
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» 09 января 2020 между муниципальным заказчиком - МУ «Комдорстрой» и подрядной организацией - МБУ «Северное» заключен муниципальный контракт № 5058 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Краснооктябрьском, Тракторозаводском и Дзержинском районах г. Волгограда в 2020 году (л.д.34-49).
Согласно приложения № 1 к муниципальному контракту № № 5058 от 09января 2020 года в график выполнения работ по ремонту автомобильных дорог Краснооктябрьском, Тракторозаводском и Дзержинском районах г. Волгограда включена и улица Вершинина (от ул. маршала Еременко до ул. Репина) и срок исполнения контракта в данной участи установлен с момента заключения контракта (09января 2020 года) и до 01 сентября 2020 года.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по организации и проведению ремонта асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Вершинина.
Поскольку в ходе судебного разбирательства доказательств устранения вышеприведенных нарушений асфальтобетонного покрытия внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина ответчиком не представлено, как не представлено и доказательств тому, что спорный участок дорог соответствуют требованиям ГОСТа Р 50597-2017, суд обоснованно принял решение об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации работ на спорном участке дороги и о возложении на административного ответчика обязанности по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку внутридворовая дорога многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина не входит в Перечень дорог общего пользования местного значения и бремя ее содержания несут собственники помещений в многоквартирном доме не могут быть приняты во внимание судебной коллегии по следующим основаниям.
Законодательством предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Как видно из материалов дела земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по вышеприведенной улице, не сформирован в установленном законом порядке, в связи с чем на государственный кадастровый учет не поставлен, поэтому согласно правовой позиции, изложенной в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указанный земельный участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования и его содержание должно производиться из средств дорожного фонда муниципального образования г. Волгограда.
Доводы жалобы о недостаточности установленного судом для исполнения возложенной обязанности срока основаниями для отмены судебного акта не являются, поскольку при невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик (должник) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения, представив соответствующие доказательства.
Других правовых оснований к отмене решения суда в указанной части апелляционная жалоба не содержат и судебная коллегия их не установила.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 4 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: