Решение по делу № 33а-8881/2020 от 10.08.2020

34RS0005-01-2020-001655-97 дело 2а-1223/2020

Судья – Рогозина В.А. дело № 33а-8881/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 сентября 2020 года г. Волгоград

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Сергеева С.С., Антропова Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Тороповой Т.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства,

по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 4 июня 2020 года, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, понуждении к исполнению федерального законодательства – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации работ по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина.

Обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина.

В удовлетворении остальной части заявленных требований-отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Волгограда, в обоснование которого указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда по результатам проверки по обращению гражданина Конобеевских М.А. вскрыты нарушения законодательства при эксплуатации автомобильной дороги по ул. Вершинина в границах от ул. им. м.Еременко до ул. Репина и внутридворовой дороги по ул. Вершинина, 24 в Краснооктябрьском районе. Обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления. Между тем, результаты прокурорской проверки свидетельствуют о том, что требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации дорожного движения, администрацией Волгограда не соблюдаются.

Сославшись на указанные обстоятельства, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации работ по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороги по ул. Вершинина в границах от ул. им. М.Еременко до ул. Репина и внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина. Обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороги по ул. Вершинина в границах от ул. им. М. Еременко до ул. Репина и внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, администрация Волгограда обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Выслушав представителя администрации Волгограда Заставную А.Е., представителя МУ «Комдорстроя» Каштанову А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда, возражения на ни х прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Стрельниковой В.В. проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №96-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п. 1 и 3 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о безопасности дорожного движения, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 17 указанного Федерального закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления, кроме содержания и ремонта автомобильных дорог, осуществляют муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с пп. 5 ст. 5 Устава города-героя Волгограда, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Совокупность указанных норм свидетельствует о том, что ответственность за содержание автомобильных дорог местного значения возложена на орган местного самоуправления, то есть на администрацию Волгограда.

Приказом от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 " Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и введен в действие с 1 сентября 2018 года.

В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий Стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Из материалов дела следует, что в рамках поступившего обращения Конобеевских М.А., прокуратурой Краснооктябрьского района г.Волгограда совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Управления МВД России по городу Волгограду проведена проверки с выходом на место, в результате которой установлено, что на участке автомобильной дороги по ул. Вершинина и внутридворовой дороги по ул. Вершинина, 24, выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда:

- в нарушение п.5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 на всем протяжении всей автомобильной внутридворовой дороги по ул. Вершинина, 24, а именно: напротив подъезда №1 имеется повреждение проезжей части, размером глубиной 0,30 м, шириной 0,9 м., длиной, 0,7 м., напротив подъезда №4, имеется повреждение проезжей части, размером глубиной 0,40 м. шириной 0,7 м., длиной, 0,5 м., напротив подъезда № 5 имеется повреждение проезжей части, размером глубиной 0,35 м. шириной 0,6 м., длиной, 0,9 м.;

- в нарушение п.5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 на автомобильной дороге напротив дома №32 по ул. Вершинина имеется повреждение проезжей части, размером глубиной 0,40 м. шириной 0,7 м., длиной, 0,5 м.

Названные недостатки зафиксированы в акте от 5 февраля 2020 года, с приложением фотоматериалов. Выявленные недостатки превышают предельно допустимые параметры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017.

Судом первой инстанции установлено, что постановлением главы Волгограда от 16 октября 2008 года №2143 (в ред. 13 апреля 2017 года)утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, в который включена автомобильная дорога по ул. Вершинина г. Волгограда, следовательно, она, является составной частью улично-дорожной сети г.Волгограда, и относится к муниципальной собственности городского округа - город-герой Волгоград.

В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерация, администрация Волгограда как орган местного самоуправления не выполняет работы по содержанию улично-дорожной сети Волгограда самостоятельно, а реализует свои полномочия, предусмотренные Федеральным Законом № 131-ФЗ, путем заключения муниципальных контрактов на выполнение определенных видов работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а так же в виде выдачи структурными (функциональными) подразделениями администрации Волгограда (являющимися главными распорядителями бюджетных средств) муниципального задания на производство работ подведомственным им учреждениям и предприятиям (выполнение работ в рамках содержания улично-дорожной сети г. Волгограда) (статья 54 Федерального закона № 131-ФЗ, статья 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

В настоящее время ремонт, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется за счет средств вышестоящих бюджетов (федерального, областного) в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» государственной программы Волгоградской области «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области» утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 23 января 2017 года № 16-п (далее - Программа).

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» 09 января 2020 между муниципальным заказчиком - МУ «Комдорстрой» и подрядной организацией - МБУ «Северное» заключен муниципальный контракт № 5058 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Краснооктябрьском, Тракторозаводском и Дзержинском районах г. Волгограда в 2020 году (л.д.34-49).

Согласно приложения № 1 к муниципальному контракту № № 5058 от 09января 2020 года в график выполнения работ по ремонту автомобильных дорог Краснооктябрьском, Тракторозаводском и Дзержинском районах г. Волгограда включена и улица Вершинина (от ул. маршала Еременко до ул. Репина) и срок исполнения контракта в данной участи установлен с момента заключения контракта (09января 2020 года) и до 01 сентября 2020 года.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по организации и проведению ремонта асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги по ул. Вершинина.

Поскольку в ходе судебного разбирательства доказательств устранения вышеприведенных нарушений асфальтобетонного покрытия внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина ответчиком не представлено, как не представлено и доказательств тому, что спорный участок дорог соответствуют требованиям ГОСТа Р 50597-2017, суд обоснованно принял решение об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по организации работ на спорном участке дороги и о возложении на административного ответчика обязанности по проведению ремонта асфальтобетонного покрытия внутридворовой дороги многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку внутридворовая дорога многоквартирного дома № 24 по ул. Вершинина не входит в Перечень дорог общего пользования местного значения и бремя ее содержания несут собственники помещений в многоквартирном доме не могут быть приняты во внимание судебной коллегии по следующим основаниям.

Законодательством предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Как видно из материалов дела земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по вышеприведенной улице, не сформирован в установленном законом порядке, в связи с чем на государственный кадастровый учет не поставлен, поэтому согласно правовой позиции, изложенной в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», указанный земельный участок находится в собственности соответствующего публично-правового образования и его содержание должно производиться из средств дорожного фонда муниципального образования г. Волгограда.

Доводы жалобы о недостаточности установленного судом для исполнения возложенной обязанности срока основаниями для отмены судебного акта не являются, поскольку при невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик (должник) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения, представив соответствующие доказательства.

Других правовых оснований к отмене решения суда в указанной части апелляционная жалоба не содержат и судебная коллегия их не установила.

По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.

Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 4 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33а-8881/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
МУ Комдорстрой
Департамент городского хозяйства администрации Волгограда
Конобеевских Максим Александрович
МБУ «Северное»
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Балашова Инна Борисовна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
10.08.2020Передача дела судье
03.09.2020Судебное заседание
09.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2020Передано в экспедицию
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее