дело №2-498/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2016 г. г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Стулевой Е.Н.,
при секретаре Банновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по встречному иску Селиной О.В. к Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная Сетевая компания Сибири», Открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Читаэнергосбыт» обратилось с исковым заявление к мировому судье, в котором просило взыскать с ответчика Селиной О.В., проживающей по адресу: <адрес>, пени 4,33 руб., за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, в размере <данные изъяты> руб., судебные расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб.
Определением мирового судьи от 26.02.2016 года в связи с предъявлением Селиной О.В. встречного искового заявления к ПАО «Межрегиональная распределительная Сетевая компания Сибири», Открытому акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании действий ПАО «МРСК Сибири» по установке общедомового прибора учета электроэнергии на общедомовые нужды незаконными, признании действий ОАО «Читаэнергосбыт» по включению в квитанцию на оплату коммунальных услуг электроснабжения строки ОДН и требование оплаты ОДН и пени за просрочку платежа с (дата) г. по настоящее время незаконными, гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Гусиноозерский городской суд РБ.
Определением суда от 08.04.2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика по встречному иску привлечен ИП Калашников Н.Д.
Определением суда от 13.05.2016 г. исковое заявление ОАО «Читаэнергосбыт» к Селиной О.В. о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию оставлено без рассмотрения.
В ходе рассмотрения дела истцом по встречному иску Селиной О.В. исковые требования уточнялись, окончательно просит признать незаконным расчет платы за электроэнергию на ОДН, произведенный на основании показаний общедомового прибора учета, установленного ПАО «МРСК-Сибири» по адресу <адрес>, обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за ОДН, исключив начисление, произведенное исходя из показаний указанного прибора учета.
В судебном заседании истец, ответчики по встречному иску, представитель третьего лица отсутствовали, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Ранее в судебном заседании истец по встречному иску Селина О.В. уточненные исковые требования поддержала, суду пояснила, что является собственником <данные изъяты> квартиры по адресу: <адрес>, вносит плату по коммунальным услугам, в том числе за электроэнергию на ОДН. На ее имя в ОАО «Читаэнергосбыт» открыт финансово-лицевой счет. В период с (дата) по день обращения в суд ответчиком ОАО «Читаэнергосбыт» ей производилось начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом первоначально в кассе ОАО «Читаэнергосбыт» производили начисление по нормативу, (дата) г. был сделан перерасчет, исходя из показаний прибора учета, установленного в доме. Кем и где установлен данный прибор учета, собственники помещений многоквартирного дома не знают. Расходы на общедомовое потребление не соразмерны показаниям индивидуального прибора учета. При этом по решению собственников ИП Калашниковым также установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, установка оплачена собственниками, однако ОАО «Читаэнергосбыт» показания этих приборов учета во внимание не принимает, хотя ИП Калашников ежемесячно выдает справки о потребленной электроэнергии, исходя из показаний в справке, она вносит платеж. Не согласна с суммой задолженности, предъявленной ОАО «Читаэнергосбыт» ко взысканию. Просила иск удовлетворить.
Суд, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Селина О.В. является собственником <данные изъяты> квартиры №, расположенной в многоквартирном жилом доме <адрес>.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что на основании муниципального контракта от (дата), заключенного между МУ «Комитет по управлению имуществом администрации МО «<данные изъяты>» и ОАО «Бурятэнерго», в жилых многоквартирных домах города <данные изъяты> установлены коллективные приборы учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности, в том числе в доме № <адрес>
Приказом Минэнерго РФ от 08.05.2014 г. № 442 ОАО «Читаэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" с (дата) на территории Республики Бурятия.
Между истцом и ответчиком ОАО «Читаэнергосбыт» фактически заключен договор энергоснабжения, на имя Селиной О.В. по вышеуказанному адресу открыт финансово-лицевой счет.
Таким образом, с (дата) г. ОАО «Читаэнергосбыт» производило начисление платы за электроэнергию потребленную на общедомовые нужды по адресу абонента Селиной О.В., что подтверждается предоставленным финансово-лицевым счетом.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения, включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги.
В силу п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Во исполнение вышеуказанной нормы, законодатель в пункте 5 этой же статьи установил, что до 1 июля 2012 г. многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. В пункте 9 этой статьи законодатель установил, что с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой же статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Условия установки, замены и эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов устанавливаются договором, в заключении которого указанные организации отказывать не вправе.
Пунктом 10 статьи 13 Федерального закона установлена обязанность организаций, устанавливающих приборы учета в срок до 01 июля 2010 г. предоставить собственникам жилых домов, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, представляющих интересы собственников, предложения об оснащении объектов, указанных в п.п. 5 и 6 той же статьи приборами учета, используемых электрических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют эти организации, информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов – многоквартирных жилых домов, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, о сроках оснащения приборами учета жилых домов.
В пункте 12 этой же статьи Закона установлено, что вышеуказанные ресурсоснабжающие организации до 1 июля 2013 г. обязаны самостоятельно совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов многоквартирных домов, если они не были оснащены таковыми в установленный срок. После 1 июля 2013 г. ресурсоснабжающие организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такового невыполнения в течение двух месяцев, обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Из анализа указанных норм статьи 13 Закона № 261-ФЗ следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форме, с учетом предложений об оснащении многоквартирного дома приборами учета, направляемых организациями, которые осуществляют снабжение или передачу соответствующих энергетических ресурсов. Принудительная установка коллективных приборов учета такой организацией возможна только по истечению срока добровольного исполнения собственниками обязанности по установке и введению в эксплуатацию приборов учета, то есть после 01.07.2012, согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ИДПУ, ОДПУ (п. 6 Приложения №1 к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627).
Однако суду не представлены документальные сведения, подтверждающие соблюдение предусмотренной законом процедуры установки и введения в эксплуатацию прибора учета и включенного в схему измерений трансформатора.
Вместе с тем, исходя из приведенных положений Федерального закона №261-ФЗ, ответчик мог принять меры по установке коллективных приборов учета с целью осуществления расчетов с потребителями, начиная с 01 июля 2012 г. при соблюдении порядка установки приборов учета.
В данном случае, такой порядок со стороны ответчика соблюден не был.
Кроме того, ответчиком по встречному иску ОАО «Читаэнергосбыт» не представлен обоснованный расчет начислений на общедомовые нужды.
В случае расчета по формуле №12 приложения №2 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, должны применяться сведения по индивидуальным приборам учета по каждой квартире. Однако, стороной ответчика по встречному иску не представлены доказательства обоснованности указанного расчета, не представлены акты снятия показаний общедомового прибора учета, показания индивидуальных приборов учета, правильность определения количества проживающих лиц в квартирах, оплачивающих по нормативу.
Из финансово-лицевого счета следует о производстве ОАО «Читаэнергосбыт» перерасчета платы за ОДН, ее доначисление, однако доказательств правомерности указанных ответчиком также не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что установленные сетевой организацией ОАО "МРСК - Сибири" в (дата) в целях определения технических потерь электроэнергии общедомовые приборы учета, не могут использоваться ОАО «Читаэнергосбыт» для определения платы за электроэнергию на общедомовые нужды за указанный период с истца.
Таким образом, требования истца о признании незаконным расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды, об обязании ответчика исключить задолженность за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды на основании показаний установленного прибора учета, обоснованы и законны, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Селиной О.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета, установленного ПАО «МРСК Сибири», в отношении абонента Селиной О.В., по адресу: <адрес>.
Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: <адрес>, в отношении абонента Селиной О.В., исключив начисление платы за общедомовое потребление электроэнергии по показаниям общедомового прибора учета, установленного ПАО «МРСК Сибири».
Заочное решение может быть пересмотрено Гусиноозерским городским судом Республики Бурятия по заявлению неявившегося ответчика в течение 7 дневного срока со дня вручения ему копии данного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Стулева Е.Н.
Решение в окончательной форме принято (дата)