12-454/2021
Р Е Ш Е Н И Е
14 сентября 2021 года <адрес>, пер. Вахрушева, 8
Судья Всеволожского городского суда <адрес> Войнова С.П., с участием защитника ФИО5,
рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> №/Д от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> №/Д от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ привлечен к административной ответственности ФИО3 А.М., назначен административный штраф размере 3500 рублей.
С указанным постановлением ФИО3 А.М. не согласился, в жалобе просит постановление отменить, прекратить производство по делу, указывает на нарушения норм материального и процессуального права, считает незаконным проведение проверки в отношении физического лица, считает, что он не является субъектом указанного правонарушения, а также указывает на то, что незаконно в рамках административного производства одно и то же должностное лицо составило и протокол об административном правонарушении, и вынесло постановление о назначении административного наказания.
В судебном заседании защитник поддержал жалобу.
ФИО3 А.М., извещенный о времени, месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела суду не заявил.
Судья, выслушав мнение защитника, исследовав материалы дела в полном объеме, приходит к выводу о необходимости отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение в орган, уполномоченный рассмотреть дело, по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, -
Согласно ч.3 ст. 8.2КоАП РФ Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, В ходе проведения административного расследования должностным лицом Комитета в период с 14 часов 29 минут до 15 часов 43 минут ДД.ММ.ГГГГ с использованием видеосъемки, при свободном доступе произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым номером: 47:07:1044001:11782, расположенного по адресу: <адрес>, Заневское городское поселение, <адрес>, с участием представителя ФИО2, ФИО1 (паспорт гр. РФ серия 40 22 № выдан ТП № по Санкт-Петербургу и <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) действующего на основании доверенности <адрес>3.
Осмотром установлено следующее, земельный участок с кадастровым номером 47:07:1044001:11782 (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) не огорожен, не имеет твердого водонепроницаемого покрытия.
На момент осмотра, на участке с кадастровым номером 47:07:1044001:11782, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №, размещены и складируются следующие отходы: отходы грунта при проведении земляных работ (код отхода по ФККО 81110000000), ломом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код отхода по ФККО 82220101215), бой строительного кирпича (код отхода по ФККО 34321001205). Указанные отходы спланированы на участке в горизонтальной плоскости.
В начале участка наблюдается асфальтовая крошка, уложенная на геотекстилъную основу.
Площадь отсыпки занятая отходами производства и потребления, по визуальному наблюдению составляет 10 000 кв.м.
В момент осмотра участка с кадастровым номером 47:07:1044001:11782 испытательной лабораторией <адрес> государственного казенного учреждения «Государственная экологическая инспекция <адрес>» (далее - испытательная лаборатория ЛОГКУ «Леноблэкоконтроль»), аттестат аккредитации №А.1Ш.21АД55, выдан Федеральной службой по аккредитации РОСАККРЕДИТАЦИЯ ДД.ММ.ГГГГ (ИНН 4703065270, 191040, <адрес>, литер 3 13,14,15,16 (188640, <адрес>) произведен отбор проб находящихся на участке отходов с целью определения класса опасности, а также произведены маркшейдерские работы с целью определения площади загрязнения отходами производства и потребления и объема складированных и размещенных отходов на участке.
Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления в территориальных границах земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, Занезежое г.п., <адрес>, составило: 20 472 797 рублей.
Согласно данным выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 4 дО7:1044ОО1:11782 имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:1044001:11782 не предназначен для проведения указанных выше работ, а именно накопление, складирование, размещение отходов производства и потребления планировка, отсыпка и т.п.) на территории не предусмотрены.
Учитывая длящийся характер правонарушения, время его выявления ДД.ММ.ГГГГ, в 14 часов 29 минут, место совершения - <адрес>, Заневское городское поселение, <адрес>, кад. №
Действия ФИО2 квалифицированы по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем суд учитывает следующее.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.28,8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в течение суток с момента составления протокола.
В силу ст.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению обязано выяснить относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Пунктом 2 ч. 1 ст.29.9 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу, в том числе в связи с тем, что имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренное ст.24.5 настоящего Кодекса. При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, в том числе с позиции соблюдения при их получении требований закона (ч.3 ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При рассмотрении дела об административном правонарушении тем же должностным лицом, которое составило протокол об административном правонарушении, объективно оценить правильность составления протокола и всех других документов, приобщенных к протоколу, оценить законность получения доказательств, а также произвести возвращение протокола, невозможно. Вынесение постановления о прекращении производства по делу, также требует объективной оценки составленного протокола и приобщенных к нему документов.
В соответствии со ст.29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении не может рассматривать данное дело в случае, если это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
Согласно ст.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии таких обстоятельств должностное лицо обязано заявить самоотвод.
Таким образом, анализ вышеуказанных норм Кодекса об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления одним лицом недопустимо.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, предоставляющих право одному и тому же должностному лицу одновременно составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дело об административном правонарушении с вынесением постановления о применении административного наказания. Также не предусмотрено и возвращение должностным лицом протокола самому себе для исправления ошибок и оформления других материалов дела, так как это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностное лицо, действующее на стадии возбуждения административного производства и направившего собственноручно составленный протокол на рассмотрение, уже полагает, что материалов по делу достаточно, а ошибок нет.
Рассмотрение данного дела об административном правонарушении тем же должностным лицом ФИО6, которым был составлен протокол об административном правонарушении, свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что влечет отмену постановления и возвращение дела на новое рассмотрение в Комитет государственного экологического надзора <адрес>, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
С учётом изложенного, на основании ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> №/Д от ДД.ММ.ГГГГ по ч.3 ст. 8.2 КоАП РФ отменить, в связи с существенным нарушением требований КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, возвратить дело на новое рассмотрение в Комитет государственного экологического надзора <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: