дело № 2-239/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Вагай Вагайского района Тюменской области 23 июня 2023 года
Вагайский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи С.Н. Симонова, при секретаре Шевелевой В.С.., с участием прокурора Вагайского района Тюменской области Шайкина Д.С., представителя ответчика Медведевой Е.М., представителя ОНД и ПР «Тобольский» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области Синегубова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о прокурора Вагайского района Тюменской области Зайцевой Е.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шишкинского сельского поселения об обязании разработать мероприятия по обеспечению территории достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения и по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения расположенных на территории Шишкинского сельского поселения в течении 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, об обязании выполнить мероприятия по обеспечению территории Шишкинского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения и по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения расположенных на территории Шишкинского сельского поселения в течении 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
И.о прокурора Вагайского района Тюменской области Зайцева Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шишкинского сельского поселения об обязании совершить определенные действия. Исковые требования мотивирует тем, что
Прокуратурой района совместно с ОНД и ПР по Вагайскому МР ОНД и ПР «Тобольский» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области проведена проверка по принятию органами местного самоуправления мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности.
По результатам проверки в деятельности администрации Шишкинского сельского поселения выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности и защиты населенных пунктов от пожара.
Требования по организации органами местного самоуправления пожарной безопасности определены Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент).
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления Шишкинского сельского поселения полномочий, возложенных на них федеральным законом. Неисполнение администрацией Шишкинского сельского поселения своих обязанностей в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности может повлечь нарушение безопасности жизни и здоровья людей, проживающих на территории сельского поселения
Так, в соответствии с информацией предоставленной ОНД и ПР по Вагайскому МР ОНД и ПР «Тобольский» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области в ходе обследования территории Шишкинского сельского поселения выявлены нарушения требований пожарной безопасности: не созданы условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». К имеющимся естественным и искусственным водоисточникам (река, озеро) на территории с. Шишкина, с.Ашлык Шишкинского сельского поселения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года с. Шишкина, с.Ашлык Шишкинского сельского поселения не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, искусственные и естественные водоемы), для обслуживания ими зданий и сооружений, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м.; при заборе воды мотопомпами – 100-150 м. (в зависимости от типа мотопомп).
Проверка показала, что несмотря на то, что 09.06.2021 в адрес главы Шишкинского сельского поселения уполномоченным органом внесено предписание №15/1/1, 31.01.2023 прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений закона, выявленные нарушений не устранены. В связи с чем просит обязать администрацию Шишкинского сельского поселения разработать мероприятия по обеспечению территории достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения и по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения расположенных на территории Шишкинского сельского поселения в течении 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Шишкинского сельского поселения выполнить мероприятия по обеспечению территории Шишкинского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения и по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения расположенных на территории Шишкинского сельского поселения в течении 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Шишкинского сельского поселения Медведева Е.М., в судебном заседании согласилась с исковыми требования прокурора в части нарушений, не согласившись со сроками исполнения требований. Считает, что в указанные в иске сроки не реально исполнить требования в связи недостаточным финансированием.
Представитель третьего лица ОНД и ПР «Тобольский» УНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области Синегубов Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, считает, что сельское поселение необходимо обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения в кратчайшие сроки.
Прокурор Вагайского района Шайкин Д.С. в судебном заседании исковые требования в части об обязании выполнить мероприятия по обеспечению территории Шишкинского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения и по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения расположенных на территории Шишкинского сельского поселения в течении 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу, поддержал остальные исковые требования не поддерживает.
Выслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрения дела, исследовав и исследовав имеющиеся доказательства в материалах дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В исковом заявлении прокурор Вагайского района обосновал обращение в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, права которых нарушены, когда персонифицировать их как до начала судебного разбирательства, так и после окончания, привлечь в процесс в качестве сторон, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела не представляется возможным.
Таким образом, суд полагает, что в данном случае круг лиц не определен, поскольку несоблюдение установленных норм и правил пожарной безопасности влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, находящихся на территории администрации Шишкинского сельского поселения, а также создает угрозу окружающей среде.
Согласно ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Пунктом 9 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно- территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 63 Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
При вышеизложенном, обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов с. Шишкина, с.Ашлык возлагаются на администрацию Шишкинского сельского поселения как на исполнительно-распорядительный орган.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ от 22.07.2008 пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно- территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В силу ст.62 указанного закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные ). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Статьями 63, 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
Согласно п.п.4.1 10.3, 10.4 Свода Правил СП 8.13130 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности,», утвержденному приказом МЧС России от 30.03.2020 №225, в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).
В соответствии с п.10.10 указанных правил, к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.
Пожарный объем воды в резервуарах определяется исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара согласно требованиям раздела 5 из условия обеспечения: пожаротушения из пожарных гидрантов и внутренних пожарных кранов; специальных средств пожаротушения (спринклеров, дренчеров и др.), не имеющих собственных резервуаров (п.9.2)
При определении пожарного объема воды в резервуарах допускается учитывать пополнение его во время тушения пожара, если подача воды в них осуществляется системами водоснабжения I и II категорий.
Объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м.
Из представленных материалов следует, что на территории с.Шишкина, с.Ашлык Шишкинского сельского поселения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». К имеющимся естественным и искусственным водоисточникам (река, озеро) на территории с. Шишкина, с.Ашлык Шишкинского сельского поселения не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Территория с.. Шишкина, с.Ашлык Шишкинского сельского поселения не обеспечена достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, искусственные и естественные водоемы), для обслуживания ими зданий и сооружений, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м.; при заборе воды мотопомпами – 100-150 м. (в зависимости от типа мотопомп).
Администрации Шишкинского сельского поселения предлагалось устранить указанные нарушения до 02.08.2022 года, что подтверждается предписанием 15/1/1 выданным ОНД и ПР по Уватскому, Вагайскому муниципальным районам района ГУ МЧС России по Тюменской области от 09.06.2021 года.
Срок исполнения указанных предписаний в части нарушений истек и до настоящего времени не исполнены, что также подтверждается перечнем неустраненных нарушений предоставленным ОНД и ПР по Вагайскому МР ОНД и ПР «Тобольский» ГУ МЧС России по Тюменской области.
31.01.2023 прокуратурой Вагайского района внесено представление об устранении нарушений закона, выявленные нарушений не устранены.
В ходе судебного заседания ответчиком не опровергнуты доводы, изложенные в исковом заявлении, доказательств об исполнении требований пожарной безопасности суду не представлено.
Довод ответчика об отсутствии у него денежных сред для устранения нарушений, суд не может принять во внимание, поскольку несоблюдение правил пожарной безопасности в населенных пунктах нарушает конституционное право граждан на пожарную безопасность, может привести в случае возникновения пожара к непредвиденным последствиям, в том числе, к гибели неопределенного числа людей.
Таким образом, требования прокурора Вагайского района Тюменской области не ущемляют самостоятельности органа местного самоуправления – администрации Шишкинского сельского поселения в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение исполнить, возложенные на него законом обязанности.
При таких обстоятельствах, поскольку обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселения, суд полагает необходимым исковые требования прокурора об обязании администрацию Шишкинского сельского поселения выполнить мероприятия по обеспечению территории Шишкинского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения и по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения расположенных на территории Шишкинского сельского поселения в течении 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования и.о прокурора Вагайского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию Шишкинского сельского поселения выполнить мероприятия по обеспечению территории Шишкинского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения объектов (жилых домов, построек), расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения и по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения расположенных на территории Шишкинского сельского поселения в течении 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В остальной части исковых требований отказать
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Вагайский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2023
Судья (подпись) С.Н.Симонов
Копия верна:
Судья С.Н.Симонов
Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-239/2023 (УИД 72RS0005-01-2023-000170-61) хранится в Вагайском районном суде Тюменской области.
Решение вступило в законную силу 01 августа 2023 года.
Судья С.Н.Симонов