Дело № 2-2520/2024г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Манджиева О.Б.,
при секретаре судебного заседания Бадмаевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г. Элисты к Элистинскому ГОСП № 2 УФССП России по Республике Калмыкия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация г. Элисты (далее - Администрация) обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что на основании постановления МРЭО ГИБДД МВД по РК судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по РК возбуждено исполнительное производство № 131899/18/08/015. 06 августа 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. В настоящее время Администрацией требования исполнительных документов исполнены, исполнительные производства окончены и уничтожены в связи с истечением срока хранения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принятие расходных обязательств главными распорядителями средств бюджета г. Элисты и получателями средств бюджета г. Элисты осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Элистинским городским собранием о бюджете г. Элисты на очередной финансовый год и на плановый период. Так, Выпиской из приложения № 2 к решению Элистинского городского собрания от 26 декабря 2023 года № 1 «О бюджете города Элисты на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» подтверждается, что на 2024 финансовый год Администрацией г. Элисты не предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату исполнительских сборов, вынесенных в рамках исполнения судебных актов. Считает, что фактов уклонения Администрации г. Элисты от исполнения требований исполнительного документа не имеется. На основании изложенного просит суд освободить Администрацию г. Элисты от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в рамках исполнительного производства от 06 августа 2020 года № 166522/23/08005-ИП.
Представитель истца Администрации г. Элисты, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика Элистинского ГОСП №2 УФССП России по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, об отложении дела не ходатайствовал.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства № 166522/23/08005-ИП, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу положений ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии ч. 1, 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по РК было возбуждено исполнительное производство № 131899/18/08/015.
Согласно ответу СОСП по РК ГМУ ФССП России исполнительное производство № 131899/18/08/015 окончено фактическим исполнением, согласно приказу № 682 от 10 декабря 2010 года «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в ФССП» уничтожено.
Поскольку должником добровольно в установленный срок требования исполнительного документа не были исполнены, постановлением судебного пристава-исполнителя от 14 января 2019 года в отношении Администрации г. Элисты вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в размере 50 000 руб.
06 августа 2020 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по РК Амулаковой З.Г. возбуждено исполнительное производство № 22578/20/08015-ИП в отношении Администрации г. Элисты.
21 сентября 2023 года указанное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем Элистинского ГОСП № 2 УФССП России по РК Баяновой М.В.
Согласно п. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснено в пункте 75 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
Взыскание с должника исполнительского сбора на основании ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, если должником были предприняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является не право-восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.
Согласно выписке из сводной бюджетной росписи расходов бюджета города Элисты на 2024 год предусмотрены бюджетные расходы на 2024 год в размере 3410 тыс. руб., в том числе и на исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда.
Как следует из искового заявления, бюджет города Элисты испытывает острый дефицит, обусловленный недостаточным поступлением налоговых и неналоговых доходов.
Учитывая фактические обстоятельства дела, у должника отсутствовала реальная возможность исполнить требование исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок при принятии всех возможных мер для его исполнения.
Судом не установлено уклонение истца от исполнения требований исполнительного документа.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что должником принимаются все необходимые меры для надлежащего исполнения исполнительного документа, в связи с чем требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Администрации г. Элисты Республики Калмыкия об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Администрацию г. Элисты от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по РК № 08015/19/1196 от 14 января 2019 года, на основании которого 06 августа 2020 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по РК Амулаковой З.Г. возбуждено исполнительное производство № 22578/20/08015-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий О.Б. Манджиев
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2024 года.