Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Берёзовский районный суд <адрес> – Югры в составе председательствующего судьи ФИО23., с участием представителя истца ФИО19, действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре судебного заседания ФИО18,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1 об установлении факта проживания в <адрес>-Югре для получения мер социальной поддержки,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об установлении факта проживания на территории <адрес> ХМАО-Югры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для получения мер социальной поддержки. В обоснование своим требованиям заявитель указала, что в 2024 году она обратилась в <адрес> ХМАО-Югры с заявлением о постановке ее на учет и включении в списки на получение социальных выплат для приобретения жилья в субъектах Российской Федерации, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, гражданам, в соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ ей было направлено уведомление об отказе во включении в список в связи с тем, что отсутствуют документы, содержащие сведения о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период заявитель была несовершеннолетней, в то время не регистрировали детей ни по месту жительства, ни по месту пребывания. Она проживала с родителями в <адрес>, временно выезжала в <адрес> для обучения в колледже. По достижении 16 лет, паспорт получала в <адрес> ХМАО-Югры. Сведения о регистрации до получения паспорта по какой-то причине не имеются, в связи с этим подтвердить факт проживания в районах Крайнего Севера в указанный период в ином порядке не имеет возможности.
Заявитель ФИО1, будучи извещенной надлежащим образом в судебное заседание не явилась, суду о причинах неявки не сообщила.
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес>, будучи извещенными надлежащим образом в судебное заседание не явились, суду о причинах неявки не сообщили, направили отзыв на заявление, в котором указали, что в случае установления судом факта непрерывного проживания ФИО1 в <адрес>-Югры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относительно удовлетворения заявленного требования возражений не имеют. Просили рассмотреть дело без их участия (л.д.17-18).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.117, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель истца ФИО19 заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Заслушав участвующих лиц, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Приказом Департамента строительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-нп утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на приобретение жилых помещений в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в соответствии с которым государственная услуга - выдача государственных жилищных сертификатов гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на приобретение жилых помещений в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», предоставляется Департаментом строительства <адрес> - Югры.
Органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры участвуют в предоставлении государственной услуги на основании пункта 3.1 статьи 2 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определённых федеральным законодательством».
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (подп.З пункта 5). Для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в подпункте «З» пункта 5, подают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учёт граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учёту не переданы органам местного самоуправления, заявление об участии в ведомственной целевой программе и о своём согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению № с приложением, в том числе, следующих документов: документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до ДД.ММ.ГГГГ (паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная органом по контролю в сфере миграции); копии документов, подтверждающих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров) (подп.Е пункта 19).
Согласно ст.7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в <адрес>».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными (далее Порядок).
Согласно п.5.3.4 Порядка в зависимости от времени регистрации по месту жительства на территории <адрес> гражданам может быть предоставлена поддержка в виде уменьшения размера доплаты за жилое помещение.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу <адрес> ХМАО-Югры с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что также подтверждается адресной справкой (л.д.9-10, 27).
Согласно свидетельству о рождении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом ее рождения является <адрес> РСФСР, о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за № (л.д.32).
Согласно билету № тов.ФИО2 состояла учащимся в группе фотографов Учебно-производственного комбината ТПО «облбыт» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).
Согласно трудовой книжке ФИО1 (ФИО22) Э.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ принята разъездным фотографом в Березовское национальное производственное предприятие бытового обслуживания сельского населения Ханты-Мансийский национальный округ р.<адрес>; согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Березовское НППБО сельского населения переименовано в Товарищество с ограниченной ответственностью «Хурам»; согласно приказу №-к от ДД.ММ.ГГГГ уволена ст.31 КЗОТ РСФСР (собственное желание); согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ принята помощником воспитателя Березовский Межрайпотребсоюз; согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию ст.31 КЗОТ РФ; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ принята гардеробщицей в Тегинскую среднюю школу; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность подсобной рабочей в Тегинской СШ; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию; согласно распоряжению №-к от ДД.ММ.ГГГГ принята техническим работником в детский приют администрации Березовского поссовета; согласно распоряжению №-к от ДД.ММ.ГГГГ переведена помощником воспитателя детского приюта; согласно распоряжению №-к от ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст.31 п.4 (собственное желание) КЗОТ РФ; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Тегинский интернат завхозом; согласно распоряжению администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ МОУ Тегинская национальная средняя общеобразовательная школа переименована в МОУ Тегинская средняя общеобразовательная школа; согласно постановлению Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ МОУ Тегинская средняя общеобразовательная школа переименована в МКОУ Тегинская средняя общеобразовательная школа; согласно постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ХМАО-Югры присвоен статус «Район Крайнего Севера»; согласно приказу №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, ст.80 ТК РФ; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ принята старшим продавцом магазина «Василек»; согласно приказу №-оп от ДД.ММ.ГГГГ уволена на основании ст.80 ТК РФ по решению Березовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность продавца, ИП ФИО20; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут на основании п.3 ст.77 ТК РФ, собственное желание работника; согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность продавца, ИП ФИО20 (л.д.11-12).
В соответствии с архивной справкой ФИО3, с 1991 года по 1995 год проживала по адресу: <адрес>, ХМАО-Югры, <адрес> с составом семьи: ФИО4., глава, 1939 года рождения (так в документе); ФИО5., жена 1936 года рождения (так в документе); ФИО6., сын, 1962 года рождения (так в документе); ФИО7., сын, 1966 года рождения (так в документе); ФИО8, дочь, 1972 года рождения, в графе «Выбыл» указано: Тюмень 08.88; в графе «Возвратился» указано 01.91, 6.12; в графе «Выбыл» указано: ДД.ММ.ГГГГ Послово (так в документе); ФИО9., 1974 года рождения, в графе «Выбыл» указано: Тюмень 09.91; в графе «Возвратился» указано 02.1992; в графе «Выбыл» указано: Березово ДД.ММ.ГГГГ; в графе «Возвратился» указано: 01.1995 (так в документе); ФИО10, внук, 1993 года рождения, в графе «Выбыл» указано: ДД.ММ.ГГГГ Послово; ФИО11, внук, 1993 года рождения, в графе «Выбыл» указано: Пугоры (дата не указано), в графе «Возвратился» указано: 1995 - Теги; ФИО12, внучка, 1996 года рождения; ФИО13, сноха, 1975 года рождения; ФИО14, (родство не указано), 1988 года рождения (л.д.21-22,29-30).
Согласно адресных справок сведениями о регистрации по месту жительства гр.ФИО5ны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и гр.ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ОМВД России по <адрес> не располагает (л.д.25,27).
Согласно уведомлению заведующего отделом жилищных программ администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес ФИО1, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, заявителю отказано в постановке на учет и включении в списки на получение социальных выплат для приобретения жилья в субъектах Российской Федерации, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, гражданам по следующим основаниям: отсутствуют документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции). Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в процессных мероприятиях допускается после устранения оснований для отказа, указанных выше (л.д.13).
Проанализировав представленные документы, в том числе отказ отдела жилищных программ администрации <адрес>, суд приходит к выводу, что установление факта проживания заявителя на территории <адрес>ёзовского района ХМАО-Югры в период с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ, имеет для нее юридическое значение, заявитель лишён возможности получения в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих факт проживания в <адрес>ёзовского района ХМАО-Югры в спорный период, что является основанием для разрешения данного вопроса судом.
В силу положений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон), место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).
В соответствии со ст.3 Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П и «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, регистрация по месту жительства является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающим факт нахождения гражданина по месту жительства. Место жительства физического лица определяется местом его регистрации, в связи с которым предполагается, что гражданин находится всегда в этом определенном регистрацией месте независимо от того, что в определенный период времени он может находиться в другом месте.
Следовательно, по смыслу указанных правовых актов, регистрация гражданина по месту жительства (или по месту пребывания) является лишь одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может влиять на возникновение или прекращение гражданских прав. Отсутствие регистрации не исключает возможность устанавливать место жительства гражданина на основе других данных, помимо исходящих от органов регистрационного учета.
В соответствии со ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, отсутствие документального подтверждения регистрации заявителя по месту жительства на территории <адрес> - Югры, само по себе не может служить основанием ограничения его прав на получение мер социальной поддержки и может быть установлено судом на основании иных доказательств.
Принимая во внимание требования законодательства, а также то, что факт постоянного проживания заявителя на территории <адрес> – Югры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтвержден. Так, заявитель родилась в <адрес> в 1974 году, в спорный период обучалась в <адрес>, откуда вернулась в <адрес> в феврале 1992 года, что подтверждается архивной справкой. Суд отмечает, что родители заявителя в спорный период проживали в <адрес>, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги, на тот момент заявитель являлась несовершеннолетней. Применительно к регистрации несовершеннолетних в жилом помещении, где проживают родители, основанием является регистрация родителей по месту жительства в указанном помещении, поэтому предоставление документа-основания не требуется. С 1994 года по настоящее время ФИО1 осуществляет трудовую деятельность на территории <адрес>, что документально подтверждено, установление данного факта невозможно в ином порядке, суд полагает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
В силу ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении юридического факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации.
При установленных обстоятельствах, с учётом указанного правового регулирования, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных требований, подлежащих удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1 об установлении факта проживания в <адрес>-Югре для получения мер социальной поддержки, удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО1 на территории <адрес> ХМАО-Югры в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес> - Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Берёзовский районный суд <адрес>-Югры.
Председательствующий судья ФИО24
На основании ч.3 ст.107, ч.2 ст.199 ГПК РФ мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.