РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Приморско-Ахтарск 14 августа 2014 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кучуковой Н.В.,
с участием прокурора Немтинова А.В.,
при секретаре Качановой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах муниципального образования Приморско-Ахтарский район к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» о восстановлении кадастрового учета земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратился в Советский районный суд г.Краснодара с иском к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» о восстановлении кадастрового учета земельных участков.
Определением Советского районного суда г.Краснодара от 09.06.2014 года гражданское дело было передано на рассмотрение в Приморско-Ахтарский районный суд.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района была проведена проверка соблюдения законодательства о кадастровом учете в результате которой было установлено, что на основании заявления администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района с кадастрового учета снят земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: г. Приморско-Ахтарск, в районе <адрес> (решение от 29.11.2013 №№).
Вышеуказанный земельный участок был снят с кадастрового учета на основании заявления администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, не уполномоченного на осуществление распоряжений данным земельным участком и постановки его на кадастровый учет.
Положениями части 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Как указано выше, в силу требований ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами
Таким образом, специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится кадастровый учет. При аннулировании сведений в государственном кадастре недвижимости, земельные участки как природные объекты не исчезают, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельных участков в прежних границах с присвоением соответствующих кадастровых номеров. В пункте 52 постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ № 10/22 разъяснено, что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, то такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРП, а следовательно и в сведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 62 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов.
Таким образом, в связи со снятием вышеуказанного земельного участка с кадастрового учета лишило возможности распоряжения им администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и получения соответствующего дохода в бюджет муниципального образования Приморско- Ахтарский район.
Кроме того, вышеуказанное послужило основанием для внесения соответствующего представления в адрес руководителя филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю», по результатам рассмотрения которого учреждением признаны указанные нарушения.
В соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований, поэтому прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Прокурор Немтинов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» восстановить сведения временного характера государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Ответчик – представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» в суд не явился. О месте и времени рассмотрения уведомлен надлежащим образом. От него поступило ходатайство, в котором он просит рассмотреть дело в отсутствие ответчика и принять решение на усмотрение суда. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Третье лицо - представитель администрации МО Приморско-Ахтарский район в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район.
Третье лицо - представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. От него поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Приморско-Ахтарского городского поселения. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах муниципального образования Приморско-Ахтарский район к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» о восстановлении кадастрового учета земельных участков, подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона № 221-ФЗ О государственном кадастре недвижимости» в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или у собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой Приморско-Ахтарского района проверки соблюдения законодательства о кадастровом учете, было установлено, что на основании заявления администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района был снят с кадастрового учета земельный участок, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Таким образом, земельный участок был снят с кадастрового учета на основании заявления администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, не уполномоченного на осуществление распоряжений данным земельным участком и постановки его на кадастровый учет.
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами
Таким образом, специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится кадастровый учет. При аннулировании сведений в государственном кадастре недвижимости, земельные участки как природные объекты не исчезают, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельных участков в прежних границах с присвоением соответствующих кадастровых номеров. Если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, то такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРП, а, следовательно и в сведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 62 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов.
Таким образом, в связи со снятием вышеуказанного земельного участка с кадастрового учета лишило возможности распоряжения им администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и получения соответствующего дохода в бюджет муниципального образования Приморско - Ахтарский район.
Кроме того, вышеуказанные нарушения послужили основанием для внесения прокурором Приморско-Ахтарского района в адрес руководителя филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» соответствующего представления об устранении нарушений законодательства о кадастровом учете, по результатам рассмотрения которого Учреждением признаны указанные нарушения.
В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований, поэтому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах муниципального образования Приморско-Ахтарский район к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» о восстановлении кадастрового учета земельных участков, удовлетворить.
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» восстановить сведения временного характера государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (решение от 29.11.2013 года № №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В.Кучукова