Решение по делу № 2-38/2024 (2-1296/2023;) от 18.05.2023

г. Луга 15 января 2024 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-38/2024

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.,

при секретаре Куроптевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котовой Светланы Михайловны и Котовой Анастасии Романовны к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения», администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о восстановлении выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании денежных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Котова С.М. и Котова А.Р. обратились в Лужский городской суд с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о восстановлении выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании денежных средств за прошедшие месяцы незаконно не предоставленной компенсации с 2018 года в сумме 68378,72 руб.

В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. С 2018 года им прекратили выплачивать компенсацию по оплате ЖКУ. Их обращения в Комитет социальной зашиты и Лужскому прокурору остались без удовлетворения.

Являются малоимущими неработающими пенсионерами, до 2018 года получали субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, плату за капитальный ремонт им не выставляли, вследствие чего образовалась задолженность. Считают, задолженность образовалась по уважительной причине.

Определением Лужского городского суда от 31.07.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения» (далее ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения»).

В ходе рассмотрения дела истцами неоднократно уточнялись заявленные исковые требования, которые окончательно сформулированы в заявлении от 09.11.2023 года, где истцы, указывая в качестве ответчика ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения», просят восстановить им выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскать денежные средства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 81745,81 руб. незаконно не предоставленной субсидии. Указывают в обоснование, что плату за 2014-2017 годы им не выставляли, вследствие чего образовалась задолженность. С октября 2017 года плату за коммунальные услуги, в т.ч. и за капитальный ремонт, вносят ежемесячно. За ними числится долг с мая 2014 года по сентябрь 2017 года только за капитальный ремонт в размере <данные изъяты> руб. Социальная защита им должна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 81745,81 руб. На вопрос о том, что если заплатят долг за 2014-2017 год, будет ли произведена выплата, в социальной защите ответили, что только за последние три года в связи с истечением срока исковой давности. С решением о приостановке выплат с 2018 года не согласны, т.к. с сентября 2017 года за ними долгов по коммунальным услугам, в т.ч. по внесению платы за капитальный ремонт, нет.

В судебное заседание истцы не явились, просят слушать дело в их отсутствие. На предыдущих судебных заседаниях поддерживали заявленные исковые требования по указанным основаниям, поясняли, что задолженность по внесению платы за капитальный ремонт, взысканная судебными приказами, ими не погашена.

ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» просит слушать дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве на иск считает данное учреждение надлежащим ответчиком по делу, заявленные требования не признает, указывая при этом, что Котова С.М. с ДД.ММ.ГГГГ в филиале в Лужском районе как инвалид <данные изъяты> группы является получателем федеральной ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации приостановлена из-за наличия задолженности. В дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплата приостановлена также из-за наличия задолженности. Информацию о наличии у граждан задолженности учреждение получает из государственной информационной системы «ЖКХ».

Котова А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в филиале в Лужском районе как инвалид <данные изъяты> группы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем федеральной ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за указанный период выплата произведена в полном объеме. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата приостановлена из-за наличия задолженности. С ДД.ММ.ГГГГ выплата возобновлена в связи с изменениями в законодательство. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплата приостановлена из-за наличия задолженности. Считает, что в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцам отказано правомерно, в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, просит применить срок исковой давности к заявленным требованиям о взыскании сумм компенсации.

Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области просит слушать дело в отсутствие представителя, считает себя не надлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» явку в суд представителя не обеспечило, в письменном отзыве на иск указывает, что не участвует в расчетах и не выплачивает субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования Котовой С.М. и Котовой А.Р. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2).

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

Согласно ст.159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений (ч.2).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3).

Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (ч.5).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.7).

Пунктом 60 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в редакции, действующей с 01.04.2023 года, установлено: предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: наличия у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года (подп.»г»)

Указанное постановление, действующие в редакции до 01.04.2023 года, определяло: предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

В пункте 58 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 указывается на уважительные причины, при которых возможно приостановление указанных выплат: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и другие.

В п.4.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.03.2018 N 78, в редакции, действующей с 01.01.2022 года, определено: выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором у получателя ежемесячной денежной компенсации наступили следующие обстоятельства: в т.ч., наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

В ходе рассмотрения дела установлено:

Котова С.М. и Котова А.Р. являются собственниками жилого помещения - квартиры площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, каждая в размере 1/2 доли в праве общей долевой собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, место жительства истцов зарегистрировано по указанному адресу.

Решениями филиала в Лужском районе ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ приостанавливалась выплата компенсацийКотовой С.М. за ЖКУ в связи с наличием задолженности.

Судебным приказом мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 53 от ДД.ММ.ГГГГ по делу с Котовой С.М. взыскана в пользу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ленинградской области» задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 81, исполняющей обязанности мирового судьи на судебном участке № 53, от ДД.ММ.ГГГГ возвращено заявление Котовой С.М. об отмене указанного судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 53 от ДД.ММ.ГГГГ по делу сКотовой А.Р. взыскана в пользу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ленинградской области» задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 81, исполняющей обязанности мирового судьи на судебном участке № 53, от ДД.ММ.ГГГГ возвращено заявление Котовой А.Р. об отмене указанного судебного приказа.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, истцами задолженность, взысканная указанными постановлениями суда, не погашена.

Согласно разъяснениям в п.47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Суд находит, указанные истцами причины наличия задолженности по внесению платы за капитальный ремонт жилого помещения в связи с несвоевременным выставлением счетов не могут быть признаны уважительными причинами возникновения задолженности.

Т.о., в связи с наличием у истцов непогашенной задолженности по оплате жилых помещений, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, основания для удовлетворения исковых требований Котовой С.М. и Котовой А.Р. о восстановлении выплаты субсидий на оплату жилого помещения, отсутствуют.

Основания для удовлетворения исковых требований Котовой С.М. и Котовой А.Р. о взыскании в счет не предоставленной субсидии 81745,81 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд находит, также отсутствуют, поскольку выплата субсидий приостанавливалась в соответствии с установленным постановлением Правительства РФ Порядком предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области.

При этом суд также учитывает, что решения о приостановлении выплат субсидии истцами не обжаловалось.

Кроме того, требования о взыскании указанных сумм за период, заявленный до мая 2020 года, не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности согласно ст.199 Гражданского кодекса РФ.

Исковые требования к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области не подлежат удовлетворению, поскольку к компетенции данного ответчика не относится начисление и выплата субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Котовой Светланы Михайловны и Котовой Анастасии Романовны к ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения», администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о восстановлении выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 81745,81 руб. в счет не предоставленной субсидии, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 19.01.2024

47RS0012-01-2023-000845-36

г. Луга 15 января 2024 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2-38/2024

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.,

при секретаре Куроптевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котовой Светланы Михайловны и Котовой Анастасии Романовны к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения», администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о восстановлении выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании денежных сумм,

УСТАНОВИЛ:

Котова С.М. и Котова А.Р. обратились в Лужский городской суд с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о восстановлении выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании денежных средств за прошедшие месяцы незаконно не предоставленной компенсации с 2018 года в сумме 68378,72 руб.

В обоснование заявленных требований указали, что являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>. С 2018 года им прекратили выплачивать компенсацию по оплате ЖКУ. Их обращения в Комитет социальной зашиты и Лужскому прокурору остались без удовлетворения.

Являются малоимущими неработающими пенсионерами, до 2018 года получали субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, плату за капитальный ремонт им не выставляли, вследствие чего образовалась задолженность. Считают, задолженность образовалась по уважительной причине.

Определением Лужского городского суда от 31.07.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения» (далее ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения»).

В ходе рассмотрения дела истцами неоднократно уточнялись заявленные исковые требования, которые окончательно сформулированы в заявлении от 09.11.2023 года, где истцы, указывая в качестве ответчика ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения», просят восстановить им выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскать денежные средства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 81745,81 руб. незаконно не предоставленной субсидии. Указывают в обоснование, что плату за 2014-2017 годы им не выставляли, вследствие чего образовалась задолженность. С октября 2017 года плату за коммунальные услуги, в т.ч. и за капитальный ремонт, вносят ежемесячно. За ними числится долг с мая 2014 года по сентябрь 2017 года только за капитальный ремонт в размере <данные изъяты> руб. Социальная защита им должна с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 81745,81 руб. На вопрос о том, что если заплатят долг за 2014-2017 год, будет ли произведена выплата, в социальной защите ответили, что только за последние три года в связи с истечением срока исковой давности. С решением о приостановке выплат с 2018 года не согласны, т.к. с сентября 2017 года за ними долгов по коммунальным услугам, в т.ч. по внесению платы за капитальный ремонт, нет.

В судебное заседание истцы не явились, просят слушать дело в их отсутствие. На предыдущих судебных заседаниях поддерживали заявленные исковые требования по указанным основаниям, поясняли, что задолженность по внесению платы за капитальный ремонт, взысканная судебными приказами, ими не погашена.

ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» просит слушать дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве на иск считает данное учреждение надлежащим ответчиком по делу, заявленные требования не признает, указывая при этом, что Котова С.М. с ДД.ММ.ГГГГ в филиале в Лужском районе как инвалид <данные изъяты> группы является получателем федеральной ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. За периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации приостановлена из-за наличия задолженности. В дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплата приостановлена также из-за наличия задолженности. Информацию о наличии у граждан задолженности учреждение получает из государственной информационной системы «ЖКХ».

Котова А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в филиале в Лужском районе как инвалид <данные изъяты> группы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем федеральной ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за указанный период выплата произведена в полном объеме. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплата приостановлена из-за наличия задолженности. С ДД.ММ.ГГГГ выплата возобновлена в связи с изменениями в законодательство. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выплата приостановлена из-за наличия задолженности. Считает, что в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцам отказано правомерно, в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, просит применить срок исковой давности к заявленным требованиям о взыскании сумм компенсации.

Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области просит слушать дело в отсутствие представителя, считает себя не надлежащим ответчиком по делу.

Третье лицо АО «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» явку в суд представителя не обеспечило, в письменном отзыве на иск указывает, что не участвует в расчетах и не выплачивает субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования Котовой С.М. и Котовой А.Р. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.2).

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

Согласно ст.159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений (ч.2).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3).

Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (ч.5).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.7).

Пунктом 60 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в редакции, действующей с 01.04.2023 года, установлено: предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: наличия у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года (подп.»г»)

Указанное постановление, действующие в редакции до 01.04.2023 года, определяло: предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии: непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

В пункте 58 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 указывается на уважительные причины, при которых возможно приостановление указанных выплат: стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и другие.

В п.4.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.03.2018 N 78, в редакции, действующей с 01.01.2022 года, определено: выплата ежемесячной денежной компенсации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором у получателя ежемесячной денежной компенсации наступили следующие обстоятельства: в т.ч., наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

В ходе рассмотрения дела установлено:

Котова С.М. и Котова А.Р. являются собственниками жилого помещения - квартиры площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, каждая в размере 1/2 доли в праве общей долевой собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, место жительства истцов зарегистрировано по указанному адресу.

Решениями филиала в Лужском районе ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ приостанавливалась выплата компенсацийКотовой С.М. за ЖКУ в связи с наличием задолженности.

Судебным приказом мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 53 от ДД.ММ.ГГГГ по делу с Котовой С.М. взыскана в пользу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ленинградской области» задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 81, исполняющей обязанности мирового судьи на судебном участке № 53, от ДД.ММ.ГГГГ возвращено заявление Котовой С.М. об отмене указанного судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 53 от ДД.ММ.ГГГГ по делу сКотовой А.Р. взыскана в пользу НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ленинградской области» задолженность по уплате взносов за капитальный ремонт в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи Ленинградской области судебного участка № 81, исполняющей обязанности мирового судьи на судебном участке № 53, от ДД.ММ.ГГГГ возвращено заявление Котовой А.Р. об отмене указанного судебного приказа.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, истцами задолженность, взысканная указанными постановлениями суда, не погашена.

Согласно разъяснениям в п.47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Суд находит, указанные истцами причины наличия задолженности по внесению платы за капитальный ремонт жилого помещения в связи с несвоевременным выставлением счетов не могут быть признаны уважительными причинами возникновения задолженности.

Т.о., в связи с наличием у истцов непогашенной задолженности по оплате жилых помещений, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, основания для удовлетворения исковых требований Котовой С.М. и Котовой А.Р. о восстановлении выплаты субсидий на оплату жилого помещения, отсутствуют.

Основания для удовлетворения исковых требований Котовой С.М. и Котовой А.Р. о взыскании в счет не предоставленной субсидии 81745,81 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд находит, также отсутствуют, поскольку выплата субсидий приостанавливалась в соответствии с установленным постановлением Правительства РФ Порядком предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области.

При этом суд также учитывает, что решения о приостановлении выплат субсидии истцами не обжаловалось.

Кроме того, требования о взыскании указанных сумм за период, заявленный до мая 2020 года, не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности согласно ст.199 Гражданского кодекса РФ.

Исковые требования к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области не подлежат удовлетворению, поскольку к компетенции данного ответчика не относится начисление и выплата субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Котовой Светланы Михайловны и Котовой Анастасии Романовны к ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения», администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о восстановлении выплаты субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 81745,81 руб. в счет не предоставленной субсидии, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 19.01.2024

47RS0012-01-2023-000845-36

2-38/2024 (2-1296/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Котова Светлана Михайловна
Котова Анастасия Романовна
Ответчики
ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения"
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области(Комитет социальной защиты населения)
Другие
АО "Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области"
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Михайлов Вячеслав Владимирович
Дело на сайте суда
lugasud.lo.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.07.2023Предварительное судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
19.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее