Судья Илюшкина Е.Н. |
Дело № 33-2020/2018 (33-24100/2017) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Ковелина Д.Е., |
судей |
Шиховой Ю.В., |
Хазиевой Е.М. |
при секретаре Патракеевой И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 20.02.2018 гражданское дело по иску прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 121, Департаменту образования администрации г. Екатеринбурга об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечить финансирование, по апелляционной жалобе ответчика Департамента образования администрации г. Екатеринбурга на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19.10.2017.
Заслушав доклад судьи Ковелина Д.Е., судебная коллегия
установила:
решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19.10.2017 удовлетворены исковые требования прокурора. Возложена на Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 121 (далее – МАОУ СОШ № 121) обязанность произвести работы по оборудованию окон кабинетов № № 9, 11-16, 24, 37 откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками для проветривания помещений в здании образовательного учреждения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Заводская, 44, в срок не позднее семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. На Департамент образования администрации г. Екатеринбурга возложена обязанность произвести финансирование указанных работ.
С решением суда не согласился ответчик Департамент образования администрации г. Екатеринбурга, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного акта. Указывает на отсутствие предусмотренной законом обязанности названного ответчика по оборудованию спорного помещения указанными конструкциями. Такая обязанность должна быть возложена на Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Екатеринбурга и МАОУ СОШ № 121. Также ссылается на отсутствие финансирования выполнения вышепоименованных работ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента образования администрации г. Екатеринбурга Сазонова М.О. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика МАОУ СОШ № 121 Гунба Е.Г. возражений относительно апелляционной жалобы Департамента образования администрации г. Екатеринбурга не представила.
Прокурор Губина А.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Третьи лица Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Екатеринбурга, Муниципальное казенное учреждение «Управление заказчика по капитальному ремонту» своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе путем публикации извещения на официальном сайте Свердловского областного суда, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Уставом МАОУ СОШ № 121 собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Екатеринбург». Полномочиями учредителя от имени муниципального образования «город Екатеринбург» обладает ответчик Департамент образования администрации г. Екатеринбурга.
Прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга проведена проверка оснащенности конструкций окон в здании образовательной организации устройствами для проветривания помещений. В ходе проверки установлены нарушения пунктов 6.8., 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях». Конструкции окон ряда кабинетов не предусматривают возможность организации проветривания помещений - окна не оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками.
Разрешая спор, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к правильному выводу о том, что установление на окнах помещений в здании образовательной организации устройств проветривания является обязательным, а отсутствие таких устройств противоречит положениям п. 6.8 СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит основанным на правильном применении норм материального права, соответствующим фактическим обстоятельствам по делу и по доводам апелляционной жалобы ответчика ошибочным не может быть признан.
В силу вышеназванных санитарных норм и правил окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента образования администрации г. Екатеринбурга, суд правомерно возложил на указанного ответчика обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оборудованию окон здания указанного образовательного учреждения устройствами проветривания, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к компетенции поименованного органа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 56 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 № 8/1 (далее – Устав муниципального образования «город Екатеринбург»), муниципальное образование в установленном порядке создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений осуществляет администрация города Екатеринбурга в лице органов администрации города Екатеринбурга.
Согласно п. 1 Положения «О Департаменте образования администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 24.06.2014 № 20/18 (в редакции от 24.01.2017) Департамент образования администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подп. 8 п. 11 названного Положения в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования выполняет функции по обеспечению выполнения муниципальными образовательными и подведомственными организациями мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятию ими мер по профилактике терроризма, созданию безопасных условий и соблюдению требований охраны труда. Согласно подп. 26 названного пункта Положения Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», а в соответствии с подп. 1 этого же пункта от имени администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.
Собственником имущества учреждения является муниципальное образование «город Екатеринбург». Учредителем образовательного учреждения от имени муниципального образования «город Екатеринбург» выступает Департамент образования администрации г. Екатеринбурга, в компетенцию которого входит решение вопросов о выделении из бюджета г. Екатеринбурга средств для обеспечения уставной деятельности образовательного учреждения, включая развитие материально-технической и научно-методической базы учреждения, проведение капитального ремонта; обеспечение содержания зданий и сооружений названного учреждения, обустройство прилегающей к ней территории.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых документов, возложение обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции названного отраслевого органа администрации г. Екатеринбурга.
Основания для возложения такой обязанности на Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации г. Екатеринбурга, как верно указал суд первой инстанции, отсутствуют, поскольку названный орган является распорядителем средств бюджета муниципального образования, выделенных на проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций, в то время как оборудование окон фрамугами или форточками к таким работам не относится.
Доводы автора жалобы об отсутствии перечислений денежных средств из бюджета для осуществления указанных мероприятий оснований к отмене решения суда не содержат. Недостаточность бюджетных средств муниципального образования основанием для освобождения от исполнения возложенной на ответчика законом обязанности освободить не может.
Суд первой инстанции по существу правильно разрешил дело, надлежащим образом применил нормы материального права, каких-либо нарушений процессуальных норм им не допущено, а потому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19.10.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента образования администрации г. Екатеринбурга – без удовлетворения.
Председательствующий: Д.Е. Ковелин
Судьи: Ю.В. Шихова
Е.М. Хазиева