47RS0004-01-2020-006260-75 Дело № 2-826/2021
17 мая 2021 года г. Всеволожск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Курбатовой Э.В.
при ведении протокола помощником судьи Наймович В.В.,
с участием прокурора Бокова Р.А.,
представителя администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по доверенности от 30 декабря 2020 года Хлебович Г.А.,
представителя Комитета по опеке и попечительству администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по доверенности от 11 марта 2021 года Стебуновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Всеволожского городского прокурора в интересах Королькова Андрея Александровича к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Всеволожский городской прокурор обратился в суд в интересах Королькова А.А. с иском к администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области об обязании предоставить Королькову А.А., включенному в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не ниже установленной социальной нормы на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В обоснование иска прокурор указал, что распоряжением Комитета по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 26 апреля 2018 года № 26 Корольков А.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области (далее – Список). В настоящее время Корольков А.А. состоит в списке под номером 69. Недвижимым имуществом на праве собственности Корольков А.А. не располагает. До настоящего времени Корольков А.А. не обеспечен жилым помещением, чем существенным образом нарушены его права.
В судебном заседании прокурор требования иска поддержал, подтвердил изложенные доводы.
Корольков А.А. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании возражала против удовлетворения иска ввиду того, что Корольков А.А. включен в Список, просила об увеличении срока для предоставления Королькову А.А. специализированного жилого помещения по договору найма до одного года.
Представитель Комитета по опеке и попечительству администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала, просила об увеличении срока для предоставления Королькову А.А. специализированного жилого помещения по договору найма не менее одного года
С учетом изложенного, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Королькова А.А.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, приходит к следующему.
Согласно положениям статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.
Целю государственной политики в интересах детей, согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в том числе является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для их проживания, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ФЗ - № 159) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ - № 159 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом вышеуказанного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 2 статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 28 июля 2005 № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» (далее – ОЗ - № 65) закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), жилые помещения специализированного жилищного фонда Ленинградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированный жилищный фонд), предоставляются по их месту жительства в соответствующем населенном пункте.
В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список, по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта, с согласия указанных лиц, им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Ленинградской области.
Пунктами 5 и 6 статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 17 июня 2011 № 47-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельным государственным полномочием Российской Федерации, переданным органам государственной власти Ленинградской области, и отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – ОЗ - № 47) органы местного самоуправления, в том числе наделены следующими государственными полномочиями:
- по организации и осуществлению деятельности по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ - № 159, включающим в себя мероприятия, указанные в пункте 5 ОЗ - № 47, в том числе по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что на основании распоряжения Комитета по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области № 26 от 26 апреля 2018 года, Корольков А.А., 30 ноября 2001 года рождения, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.
Постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области № 2016 от 8 июля 2020 года утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на III квартал 2020 года согласно Приложению.
Корольков А.А. в указанном Списке значится под номером 69.
Вместе с тем, как видно из дела, по состоянию на конец III квартала 2020 года (30 сентября 2020 года), Корольков А.А. жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Корольков А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и на момент рассмотрения дела в суде не исключен из данного списка, суд приходит к выводу о том, что Корольков А.А. по достижении 18 летнего возраста должен быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда, однако жилое помещение ему не предоставлено, следовательно, иск прокурора в интересах Королькова А.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание, что норма предоставления жилого помещения социального использования установлена решением Совета депутатов МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области № 27 от 26 мая 2020 года в размере 21 кв.м., суд полагает возможным обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в срок не позднее 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить Королькову А.А., благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не ниже 21 кв.м.
Доводы возражений представителя ответчика судом не принимаются.
Положениями Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не установлена очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
обязать администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в срок не позднее 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Королькову Андрею Александровичу благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Всеволожского муниципального района Ленинградской области, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, площадью не ниже 21 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Решение принято в окончательной форме 21 мая 2021 года.