Решение по делу № 12-21/2023 от 10.01.2023

Судья Можелянский В.А. дело № 12-21/2023

(№ 5-710/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

20 февраля 2023 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ткаченко Александра Николаевича на постановление судьи Центрального районного суда г.Симферополя от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко Александра Николаевича,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г.Симферополя от 29 ноября 2022 года заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с судебным постановлением, Ткаченко А.Н. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить состоявшийся по делу акт ввиду его незаконности и необоснованности, прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9, статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в соответствии со статьёй 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить назначенный административный штраф на предупреждение.

Ткаченко А.Н., будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, обеспечил явку защитника, в связи с чем в порядке статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Защитник Марговцев Ю.Н. в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней и дополнительных пояснениях, просил жалобу удовлетворить.

Заслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с положениями статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена, в том числе третьим абзацем статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 (далее - Правила № 999).

Согласно пунктам 1 и 3 Правил № 999 настоящими Правилами устанавливаются общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российский Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - Правила № 316).

Согласно пункту 1 Правил № 316 настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления начиная с 2021 года субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Пунктом 34 Правил № 316 установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет») в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Условием предоставления субсидии является заключение и исполнение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил № 999.

Пункт 10 Правил № 999 устанавливает, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, в том числе должно содержать сроки и порядок представления в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.

Согласно пункту 38 Правил № 316 субъекты Российской Федерации обеспечивают представление отчетов, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в Министерство экономического развития Российской Федерации в указанные сроки в электронном виде с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Материалами дела установлено, что в ходе контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» установлено нарушение главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета - Министерством экономического развития Республики Крым (далее - Министерство Субъекта), которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

Так, 26 декабря 2020 года Министерством экономического развития Российской Федерации и Советом министров Республики Крым (далее - Субъект) в целях реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Субъекта на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в Субъекте (далее – Соглашение ).

Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Республики Крым субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 15 2 15 55270, вид расходов 523 в целях достижения результатов регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности, является Министерство экономического развития Республики Крым.

Таким образом, на Министерство Субъекта в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидии возложены обязанности по представлению в Министерство экономического развития Российской Федерации достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием.

Подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 Соглашения установлена обязанность Министерства Субъекта обеспечивать представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о достижении значений результатов использования Субсидии по форме согласно приложению к Соглашению , являющемуся его неотъемлемой частью (ежеквартальные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом).

Вместе с тем, в нарушение срока, установленного пунктом 4.3.7 Соглашения , Министерством экономического развития Республики Крым не обеспечено своевременное представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» в установленный срок отчета о достижении значений показателей результативности Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 октября 2021 года (дата представления отчета - не позднее 5 октября 2021 года включительно), так как указанный отчет представлен лишь 29 декабря 2021 года (нарушение срока составило 56 рабочих дней (85 календарных дней).

Невыполнение Министерством Субъекта предусмотренных Соглашением обязательств по своевременному предоставлению соответствующего отчета Министерству экономического развития Российской Федерации в ГИИС «Электронный бюджет» является нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Учитывая, что заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. является должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению достижения задач и выполнения курируемыми структурными подразделениями министерства их функций, в частности по проведению мониторинга состояния и развития малого и среднего предпринимательства, осуществлению подготовки отчетов об эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым на эти цели, при этом отчет, направленный в Министерство экономического развития Российской Федерации с нарушением срока, был подписан непосредственно Ткаченко А.Н., вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ткаченко А.Н. протокола об административном правонарушении и вынесения судьёй районного суда постановления о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Ткаченко А.Н. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 26 октября 2022 года № ; копией соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъекте Российской Федерации от 26 декабря 2020 года ; копией отчета о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 октября 2021 года по Соглашению от 25 декабря 2020 года ; копией положения о Министерстве экономического развития Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года ; копией распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2020 года -рп; пояснениями заместителя Министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н.; копией приказа Министерства экономического развития Республики Крым от 29 апреля 2021 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Республики Крым от 25 декабря 2020 года .1 «О распределении обязанности между министром экономического развития Республики Крым, заместителями министра экономического развития Республики Крым и признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития Республики Крым от 6 ноября 2020 года », а также иными письменными материалами дела.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Ткаченко А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обоснованность привлечения Ткаченко А.Н. к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает, поскольку совокупность исследованных судьей доказательств свидетельствует о нарушении Ткаченко А.Н. условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии).

Доводы жалобы о том, что Ткаченко А.Н. не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку распорядительными актами были определены иные должностные лица Министерства, в должностные обязанности которых входило обеспечение надлежащего исполнения условий Соглашений, в том числе по своевременному формированию отчетности в ГИИС «Электронный бюджет», являются несостоятельными в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно пункту 8.1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года , Министерство возглавляет министр экономического развития Республики Крым, который может иметь заместителей, в том числе первого (первых), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Совета министров Республики Крым по представлению Министра.

В силу пункта 8.3 указанного Положения министр распределяет обязанности между заместителями Министра, координирует работу заместителей Министра, определяет степень их ответственности, а также степень ответственности руководителей структурных подразделений, сотрудников Министерства.

В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2020 года -рп Ткаченко А.Н. назначен на должность заместителя министра экономического развития Республики Крым.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Республики Крым от 29 апреля 2021 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Республики Крым от 25 декабря 2020 года .1 «О распределении обязанностей между министром экономического развития Республики Крым, заместителями министра экономического развития Республики Крым и признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития Республики Крым от 6 ноября 2020 года » заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. непосредственно направляет, координирует и контролирует деятельность управления развития предпринимательства и инновационной деятельности, а также осуществляет контроль за сопровождением и реализацией региональных проектов «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности веления бизнеса», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».

Согласно пункту 3.2 должностного регламента заместителя министра экономического развития Республики Крым, утвержденного Председателем Совета министров Республики Крым 20 октября 2021 года, в должностные обязанности заместителя министра входят в числе прочего: осуществление координации, направления и контроля работы управления развития предпринимательства и инновационной деятельности, содействия в реализации государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, проведение мониторинга состояния и развития малого и среднего предпринимательства, а также осуществление подготовки отчетов об эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым на эти цели (т.2 л.д.130-146).

Формирование и представление в соответствии с Соглашением отчетности осуществляется в рамках проектной деятельности по реализации региональных проектов «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», осуществляется управлением развития предпринимательства и инновационной деятельности, при этом указанное управление является структурным подразделением министерства, которое курируется непосредственно Ткаченко А.Н., а работники данного управления, курирующие региональные проекты, являются подчиненными Ткаченко А.Н.

Таким образом, отсутствие надлежащего контроля со стороны Ткаченко А.Н. за деятельностью курируемого подразделения министерства и его работников в части своевременного формирования и направления отчетов об эффективности использования средств федерального бюджета в данном случае свидетельствует о том, что именно Ткаченко А.Н. является надлежащим субъектом административной ответственности.

Вопреки доводам жалобы тот факт, что по результатам проведенной служебной проверки к дисциплинарной ответственности за несвоевременное направление отчета о достижении значений результатов использования Субсидии были привлечены иные должностные лица, не освобождает от административной ответственности Ткаченко А.Н.

Из материалов дела следует, что указанные служебные проверки были проведены после выявления контролирующим органом соответствующих нарушений, а именно, акт по результатам проведения контрольного мероприятия составлен 8 апреля 2022 года (т.1 л.д.32-46), тогда как проведение служебных проверок назначено приказом Министерства экономического развития Республики Крым от 27 мая 2022 года (т.2 л.д.188, 189).

Вывод судьи районного суда о наличии вины Ткаченко А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1, 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неустранимых сомнений в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Принцип презумпции невиновности, предусмотренный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не нарушен.

Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения является несостоятельным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Статья 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях призвана предупреждать несоблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, и установленная данной статьей ответственность позволяет судить о высоком уровне личной ответственности за данное нарушение.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов, при этом состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не требует наступления вредных последствий.

В данном случае исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, при производстве по делу не установлено.

Доводы жалобы о необходимости применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не заслуживают внимания.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем в рассматриваемом случае отсутствуют условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы безопасности государства, поскольку совершенное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере. Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства и напрямую влияет на стабильность бюджетной системы, которая, в свою очередь, влияет на безопасность государства.

В данном случае Ткаченко А.Н. не выполнил свои публично-правовые обязанности по соблюдению требований бюджетного законодательства Российской Федерации, в связи с чем основания для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере с соблюдением требований статей 3.1, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом личности виновного, характера совершённого административного правонарушения и целей назначаемого наказания.

Нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым

решил:

постановление судьи Центрального районного суда г.Симферополя от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко Александра Николаевича оставить без изменения, жалобу Ткаченко Александра Николаевича – без удовлетворения.

Судья О.А. Шидакова

Судья Можелянский В.А. дело № 12-21/2023

(№ 5-710/2022)

Р Е Ш Е Н И Е

20 февраля 2023 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ткаченко Александра Николаевича на постановление судьи Центрального районного суда г.Симферополя от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко Александра Николаевича,

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г.Симферополя от 29 ноября 2022 года заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с судебным постановлением, Ткаченко А.Н. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить состоявшийся по делу акт ввиду его незаконности и необоснованности, прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9, статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в соответствии со статьёй 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить назначенный административный штраф на предупреждение.

Ткаченко А.Н., будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, обеспечил явку защитника, в связи с чем в порядке статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Защитник Марговцев Ю.Н. в судебном заседании жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней и дополнительных пояснениях, просил жалобу удовлетворить.

Заслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии с положениями статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена, в том числе третьим абзацем статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 (далее - Правила № 999).

Согласно пунктам 1 и 3 Правил № 999 настоящими Правилами устанавливаются общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российский Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - Правила № 316).

Согласно пункту 1 Правил № 316 настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления начиная с 2021 года субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Пунктом 34 Правил № 316 установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет») в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Условием предоставления субсидии является заключение и исполнение соглашения в соответствии с пунктом 10 Правил № 999.

Пункт 10 Правил № 999 устанавливает, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, в том числе должно содержать сроки и порядок представления в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.

Согласно пункту 38 Правил № 316 субъекты Российской Федерации обеспечивают представление отчетов, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в Министерство экономического развития Российской Федерации в указанные сроки в электронном виде с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Материалами дела установлено, что в ходе контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» установлено нарушение главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета - Министерством экономического развития Республики Крым (далее - Министерство Субъекта), которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).

Так, 26 декабря 2020 года Министерством экономического развития Российской Федерации и Советом министров Республики Крым (далее - Субъект) в целях реализации мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Субъекта на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в Субъекте (далее – Соглашение ).

Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Республики Крым субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 139, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 15 2 15 55270, вид расходов 523 в целях достижения результатов регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

В соответствии с пунктом 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения и представлению отчетности, является Министерство экономического развития Республики Крым.

Таким образом, на Министерство Субъекта в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидии возложены обязанности по представлению в Министерство экономического развития Российской Федерации достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием.

Подпунктом 4.3.7 пункта 4.3 Соглашения установлена обязанность Министерства Субъекта обеспечивать представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о достижении значений результатов использования Субсидии по форме согласно приложению к Соглашению , являющемуся его неотъемлемой частью (ежеквартальные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом).

Вместе с тем, в нарушение срока, установленного пунктом 4.3.7 Соглашения , Министерством экономического развития Республики Крым не обеспечено своевременное представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» в установленный срок отчета о достижении значений показателей результативности Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 октября 2021 года (дата представления отчета - не позднее 5 октября 2021 года включительно), так как указанный отчет представлен лишь 29 декабря 2021 года (нарушение срока составило 56 рабочих дней (85 календарных дней).

Невыполнение Министерством Субъекта предусмотренных Соглашением обязательств по своевременному предоставлению соответствующего отчета Министерству экономического развития Российской Федерации в ГИИС «Электронный бюджет» является нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Учитывая, что заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. является должностным лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению достижения задач и выполнения курируемыми структурными подразделениями министерства их функций, в частности по проведению мониторинга состояния и развития малого и среднего предпринимательства, осуществлению подготовки отчетов об эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым на эти цели, при этом отчет, направленный в Министерство экономического развития Российской Федерации с нарушением срока, был подписан непосредственно Ткаченко А.Н., вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ткаченко А.Н. протокола об административном правонарушении и вынесения судьёй районного суда постановления о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Ткаченко А.Н. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 26 октября 2022 года № ; копией соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъекте Российской Федерации от 26 декабря 2020 года ; копией отчета о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 октября 2021 года по Соглашению от 25 декабря 2020 года ; копией положения о Министерстве экономического развития Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года ; копией распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2020 года -рп; пояснениями заместителя Министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н.; копией приказа Министерства экономического развития Республики Крым от 29 апреля 2021 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Республики Крым от 25 декабря 2020 года .1 «О распределении обязанности между министром экономического развития Республики Крым, заместителями министра экономического развития Республики Крым и признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития Республики Крым от 6 ноября 2020 года », а также иными письменными материалами дела.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Ткаченко А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обоснованность привлечения Ткаченко А.Н. к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает, поскольку совокупность исследованных судьей доказательств свидетельствует о нарушении Ткаченко А.Н. условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии).

Доводы жалобы о том, что Ткаченко А.Н. не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку распорядительными актами были определены иные должностные лица Министерства, в должностные обязанности которых входило обеспечение надлежащего исполнения условий Соглашений, в том числе по своевременному формированию отчетности в ГИИС «Электронный бюджет», являются несостоятельными в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно пункту 8.1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года , Министерство возглавляет министр экономического развития Республики Крым, который может иметь заместителей, в том числе первого (первых), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Совета министров Республики Крым по представлению Министра.

В силу пункта 8.3 указанного Положения министр распределяет обязанности между заместителями Министра, координирует работу заместителей Министра, определяет степень их ответственности, а также степень ответственности руководителей структурных подразделений, сотрудников Министерства.

В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2020 года -рп Ткаченко А.Н. назначен на должность заместителя министра экономического развития Республики Крым.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Республики Крым от 29 апреля 2021 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Республики Крым от 25 декабря 2020 года .1 «О распределении обязанностей между министром экономического развития Республики Крым, заместителями министра экономического развития Республики Крым и признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития Республики Крым от 6 ноября 2020 года » заместитель министра экономического развития Республики Крым Ткаченко А.Н. непосредственно направляет, координирует и контролирует деятельность управления развития предпринимательства и инновационной деятельности, а также осуществляет контроль за сопровождением и реализацией региональных проектов «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности веления бизнеса», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».

Согласно пункту 3.2 должностного регламента заместителя министра экономического развития Республики Крым, утвержденного Председателем Совета министров Республики Крым 20 октября 2021 года, в должностные обязанности заместителя министра входят в числе прочего: осуществление координации, направления и контроля работы управления развития предпринимательства и инновационной деятельности, содействия в реализации государственной политики в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, проведение мониторинга состояния и развития малого и среднего предпринимательства, а также осуществление подготовки отчетов об эффективности использования средств федерального бюджета и бюджета Республики Крым на эти цели (т.2 л.д.130-146).

Формирование и представление в соответствии с Соглашением отчетности осуществляется в рамках проектной деятельности по реализации региональных проектов «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», осуществляется управлением развития предпринимательства и инновационной деятельности, при этом указанное управление является структурным подразделением министерства, которое курируется непосредственно Ткаченко А.Н., а работники данного управления, курирующие региональные проекты, являются подчиненными Ткаченко А.Н.

Таким образом, отсутствие надлежащего контроля со стороны Ткаченко А.Н. за деятельностью курируемого подразделения министерства и его работников в части своевременного формирования и направления отчетов об эффективности использования средств федерального бюджета в данном случае свидетельствует о том, что именно Ткаченко А.Н. является надлежащим субъектом административной ответственности.

Вопреки доводам жалобы тот факт, что по результатам проведенной служебной проверки к дисциплинарной ответственности за несвоевременное направление отчета о достижении значений результатов использования Субсидии были привлечены иные должностные лица, не освобождает от административной ответственности Ткаченко А.Н.

Из материалов дела следует, что указанные служебные проверки были проведены после выявления контролирующим органом соответствующих нарушений, а именно, акт по результатам проведения контрольного мероприятия составлен 8 апреля 2022 года (т.1 л.д.32-46), тогда как проведение служебных проверок назначено приказом Министерства экономического развития Республики Крым от 27 мая 2022 года (т.2 л.д.188, 189).

Вывод судьи районного суда о наличии вины Ткаченко А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1, 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неустранимых сомнений в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Принцип презумпции невиновности, предусмотренный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не нарушен.

Довод жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения является несостоятельным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу приведенных разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Статья 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях призвана предупреждать несоблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, и установленная данной статьей ответственность позволяет судить о высоком уровне личной ответственности за данное нарушение.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов, при этом состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и не требует наступления вредных последствий.

В данном случае исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, при производстве по делу не установлено.

Доводы жалобы о необходимости применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не заслуживают внимания.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем в рассматриваемом случае отсутствуют условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы безопасности государства, поскольку совершенное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере. Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства и напрямую влияет на стабильность бюджетной системы, которая, в свою очередь, влияет на безопасность государства.

В данном случае Ткаченко А.Н. не выполнил свои публично-правовые обязанности по соблюдению требований бюджетного законодательства Российской Федерации, в связи с чем основания для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере с соблюдением требований статей 3.1, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом личности виновного, характера совершённого административного правонарушения и целей назначаемого наказания.

Нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым

решил:

постановление судьи Центрального районного суда г.Симферополя от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя министра экономического развития Республики Крым Ткаченко Александра Николаевича оставить без изменения, жалобу Ткаченко Александра Николаевича – без удовлетворения.

Судья О.А. Шидакова

12-21/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Ткаченко Александр Николаевич - зам. министра эконом развития РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.01.2023Материалы переданы в производство судье
06.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее