Дело № 2-508/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2015г. г. Нарткала

Урванский районный суд КБР в составе председательствующего Гутова В.Л., при секретаре Нашапигове А.А., с участием прокурора Нибежева И.А., истицы Саральповой Р.Х., ее представителя - адвоката Шаберкиной С.Е., представителя МКУ «Местной администрации Урванского муниципального района КБР» Альборова С.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саральповой Р.Х. к Муниципальному казенному учреждению «Местная администрация Урванского муниципального района КБР» и Муниципальному казенному учреждению «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» о признании постановления незаконным, признании незаконным приказа об увольнении и восстановлении на работе,

установил:

Саральпова Р.Х. обратилась в суд с иском к МКУ «Местная администрация Урванского муниципального района КБР» (далее Администрация), в котором после уточнения исковых требований просила признать незаконным постановление от 06.05.2015г. о расторжении с ней трудового договора, признать незаконным приказ № 04-К от 07.05.2015г. МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» в части прекращения (расторжения) с ней трудового договора и выплаты компенсации в связи с принятием решения о досрочном прекращении трудового договора и восстановить ее на работе в должности руководителя МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» с 08.05.2015г.

Впоследствии к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР».

В обоснование исковых требований Саральпова Р.Х. указывает, что занимала названную должность с 1988г. с того времени не допускала нарушений трудовой дисциплины и действующего законодательства, а также надлежащим образом исполняла трудовые обязанности в связи с чем не имела ни каких дисциплинарных взысканий. С 10.02.2013г. она является заместителем председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка по г. Нарткале с правом решающего голоса со сроком полномочий до 05.04.2018г., в связи с чем ее увольнение является незаконным так как член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть уволен по инициативе работодателя до окончания срока его полномочий.

В судебном заседании Саральпова Р.Х. и адвокат Шаберкина С.Е. поддержали исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить, также указывая на то, что решение о расторжении трудового договора с истицей было принято без согласования с Управлением ЗАГС при правительстве КБР, что противоречит положению МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР».

Альборов С.Б., на основании доверенности представляющий интересы Администрации, иск не признал и просил отказать в его удовлетворении, представив письменное возражение, содержащее основания, по которым он считает исковые требования подлежащими отклонению, а также среди прочего указал на то, что при расторжении трудового договора с истицей согласование с Управлением ЗАГС при правительстве КБР было произведено в устной форме.

От МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие данного ответчика.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего увольнение истицы не основанным на законе, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из содержания представленной Саральповой Р.Х. трудовой книжки следует, что приказом № 03-К от 28.03.2006г. она была принята на должность начальника МУ «Отдела ЗАГС местной администрации Урванского района КБР».

В соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

06.05.2015г. постановлением Главы местной администрации Урванского муниципального района КБР принято решение о прекращении (расторжении) трудового договора с руководителем МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» - Саральповой Р.Х. по основаниям ч. 2 ст. 278 ТК РФ, а также выплате ей компенсации на основании и в размере, установленным ст. 279 ТК РФ.

Далее на основании данного постановления МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» издан приказ № 04-К от 07.05.2015г. о расторжении с 07.05.2015г. трудового договора с Саральповой Р.Х., выплате названной компенсации, а также компенсации за неиспользованный отпуск и заработной платы с 01.05.2015г. по 07.05.2015г.

Согласно справке Урванской территориальной избирательной комиссии КБР от 18.05.2015г. Саральпова Р.Х. решением данной комиссии от 10.02.2013г. назначена членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сроком на 5 лет на постоянной основе и в настоящее время является заместителем председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка г. Нарткалы.

Кроме того, Саральповой Р.Х. представлено удостоверение (л.д. 3), в котором также указано, что она является заместителем председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка г. Нарткалы.

В соответствии с п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

В Определении от 16.01.2007 г. № 160-О-П Конституционный Суд РФ, дав оценку приведенным выше положениям п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указал, что гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, в том числе в трудовых правоотношениях, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, призваны служить публичным интересам, обеспечивая их повышенную охрану законом именно в силу осуществляемых ими публично-значимых полномочий, ограждая их в соответствующий период от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости.

Выступая лишь способом обеспечения исполнения публично-значимых функций, запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя не должен трактоваться как исключающий любую возможность его увольнения, в том числе, когда оно не имеет отношения к исполнению полномочий члена избирательной комиссии. Иное понимание сути запрета на увольнение работника - члена избирательной комиссии как гарантии его независимости, обеспечиваемой в публично-значимых целях, создает возможность злоупотребления правом, предоставляет данному лицу необоснованные по сравнению с другими работниками преимущества, нарушает баланс частных и публичных интересов, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям ст. 8,19, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Вопрос же о том, являлось ли увольнение способом оказания давления, преследования либо наказания лица в связи с исполнением им полномочий члена избирательной комиссии, в каждом конкретном случае разрешается судом в ходе рассмотрения иска этого лица о восстановлении на работе.

В суде истица не оспаривала, что ее увольнение ни как не связано с деятельностью в качестве члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Таким образом, доводы Саральповой Р.Х. о том, что она, являясь заместителем председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка г. Нарткалы и с 10.02.2013г. и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса со сроком полномочий на 5 лет, не могла быть уволена с занимаемой должности руководителя МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» до истечения срока полномочий члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса основаны на неверном толковании п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В то же время статьей 5 ТК РФ установлено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами среди прочего осуществляется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 8 ТК РФ предоставляет работодателям, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Постановлением Администрации от 16.09.2013г. изменен тип МУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» на МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР», а также утверждено «Положение МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР», в соответствии с п. 5.1 которого начальник «Отдела ЗАГС» назначается и освобождается от занимаемой должности главой Администрации по согласованию с Управлением ЗАГС при Правительстве КБР.

Таким образом, названным Положением установлен порядок назначения и освобождения от занимаемой должности руководителя МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР», при этом представителем Администрации не оспаривалось, что Постановление Администрации от 16.09.2013г. и утвержденное им «Положение МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» до настоящего времени не отменены и не изменены.

В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» отражено, что при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Как указано ранее представитель Администрации ссылался на то, что названный порядок при расторжении трудового договора с Саральповой Р.Х. был соблюден, поскольку такое согласование имело место в устной форме.

В то же время, суду не представлены какие – либо доказательства, подтверждающие наличие согласования с Управлением ЗАГС при Правительстве КБР расторжения трудового договора с истицей, не смотря на то, что сторонам по делу было предложено представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов и возражений, а отсутствие названого согласования подтверждается представленным истицей письмом Государственной инспекции труда в КБР от 03.06.2015г. № 7-148-15-ОБ/15/3.

В отсутствие доказательств обратного, суд приходит к выводу, что при расторжении трудового договора с Саральповой Р.Х. нарушен установленный порядок ее увольнения.

В пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

При таких обстоятельствах не может быть признано законным постановление Главы администрации Урванского муниципального района КБР № 280 от 06.05.2015г. в части прекращения (расторжения) трудового договора с Саральповой Р.Х. Как следствие, это постановление незаконно и в части выплаты истице компенсации в соответствии со ст. 279 ТК РФ, так как в данном случае, по смыслу приведенной нормы выплата компенсации осуществляется при наличии законных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации в отсутствие со стороны последнего виновных действий.

Также подлежит признанию незаконным приказ МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации Урванского района КБР» № 04-К от 07.05.2015г. в части прекращения (расторжении) трудового договора с Саральповой Р.Х. и выплаты ей компенсации в связи с принятием решения о досрочном прекращении трудового договора, поскольку этот приказ, как следует из его содержания, производен от постановления Главы администрации Урванского муниципального района КБР от 06.05.2015г.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости восстановления Саральповой Р.Х. на работе в должности руководителя МКУ «Отдел ЗАГС местной администрации <адрес> КБР» с 08.05.2015г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ 06.05.2015░. ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░» № 04-░ ░░ 07.05.2015░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ 08.05.2015░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.06.2015░.

░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░

2-508/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Саральпова Р.Х.
Ответчики
Администрация Урванского района КБР
Другие
Прокурор Урванского района
МКУ "Отдел ЗАГС Урванского муниципального района КБР"
Суд
Урванский районный суд Кабардино-Балкарской Республики
Дело на сайте суда
urvansky.kbr.sudrf.ru
19.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2015Передача материалов судье
20.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2015Судебное заседание
10.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее