Дело № 2-1825/2018 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2018 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Юхимчук Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края обратилась с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: сооружение культуры и отдыха – Стеллу «Вечная память защитникам Родины» площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование предъявленного требования заявитель Администрация Кондратовского сельского поселения указала, что спорный объект находится на территории Кондратовского сельского поселения. Собственник (владелец) данного объекта неизвестен; обслуживание объекта осуществляет Муниципальное образование «Кондратовское сельское поселение». Указанное имущество поставлено на учёт в качестве бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. На основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации право муниципальной собственности может быть признано на бесхозяйное недвижимое имущество.
Заявитель Администрация Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие её представителя и необходимости удовлетворения предъявленного требования.
Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Публичное акционерное общество «Строительно – монтажный трест № 14» не направили представителей в судебное заседание, извещены о времени и месте судебного разбирательства. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю представило заявление о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 50 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Указанное заявление может быть подано в суд по истечении года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
По адресу: <адрес>, находится объект недвижимого имущества – сооружение культуры и отдыха: Стелла «Вечная память защитникам Родины» площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.10-12).
Права на указанный объект не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, данное имущество не является муниципальной собственностью Кондратовского сельского поселения, муниципальной собственностью Пермского муниципального района и города Перми, государственной собственностью Пермского края и собственностью Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, выписками из реестра муниципальной собственности, сообщениями Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (л.д.5-12).
Согласно части 1 и пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Аналогичные правила содержались в части 3 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего до 01 января 2017 года: к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
Из 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931, действующего с 01 января 2017 года, следует, что на учёт принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3).
Аналогичные правила содержались в пункте 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 года № 701.
В силу пункта 4 указанного Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На основании части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
26 июня 2015 года сооружение культуры и отдыха (Стелла «Вечная память защитникам Родины» площадью <данные изъяты> кв.м.) принято на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества под кадастровым (условным) номером №, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.10-12).
Заинтересованные лица Публичное акционерное общество «Строительно – монтажный трест № 14», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не представили возражений на заявление. Публичное акционерное общество «Строительно – монтажный трест № 14» не заявило о своих правах на спорный объект недвижимости, не представило документы о правах на данное имущество.
Оценивая полученные доказательства, суд находит, что право собственности на указанное сооружение культуры и отдыха не зарегистрировано в установленном порядке; первоначальный владелец имущества отказался от владения, пользования и распоряжения им без намерения сохранить какие – либо права на это имущество; с даты постановки на учёт объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного до момента подачи в суд заявления о признании права муниципальной собственности на такой объект прошло более одного года, заявитель имеет полномочия по управлению муниципальным имуществом,
Учитывая изложенное, суд признает, что Стелла «Вечная память защитникам Родины» площадью <данные изъяты> кв.м. является бесхозяйным недвижимым имуществом, поскольку её владелец отказался от прав на это имущество, поэтому признаёт право муниципальной собственности на такое бесхозяйное недвижимое имущество.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступивший в силу судебный акт является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Кондратовского сельского поселения Пермского района Пермского края удовлетворить.
Признать за Муниципальным образованием «Кондратовское сельское поселение» Пермского района Пермского края право собственности на сооружение культуры и отдыха – Стеллу «Вечная память защитникам Родины» площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый №), расположенную по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
<данные изъяты>
Судья Н.В. Гладких
<данные изъяты>
<данные изъяты>