Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2024 года Симоновский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи фио,
с участием адвоката фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2354/24 по административному иску Инспекции ФНС № 26 по адрес к Малаеву Василию Петровичу о взыскании задолженности по неисполненным обязательным платежам,
У С Т А Н О В И Л :
Инспекция ФНС № 26 по адрес обратилась в суд с административным иском к Малаеву В.П. о взыскании с него задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014-2021 годы, а также пени всего в размере 43.851,сумма.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в суд явился, в удовлетворении исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца, а исковые требования удовлетворить по следующим основаниям:
Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока(п.1).
Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п.2).
Взыскание задолженности с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п.3).
В силу п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п.1 ст.390 НК РФ).
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения, в соответствии со ст.401 НК РФ являются находящиеся в собственности физических лиц следующие виды имущества: жилой дом, жилое помещение (квартиры, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и иные здания, строения, сооружения, помещения.
Согласно ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего кодекса.
Согласно п.6 ст.228 , п.1 ст.397, п.1 ст.363 и п.1 ст.409 НК РФ налог на доходы физических лиц, земельный налог, транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Пунктом 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2).
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4).
В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
На основании п.3 указанной статьи налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает сумма (пп.1).
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.4).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, фио по состоянию на 2014-2021 годы являлся собственником жилых помещений с кадастровыми номерами 77:05:0001016:2872 и 90:24:040103:3894, а также земельных участков с кадастровыми номерами 90:24:040103:5087 и 90:24:040103:5088. На данное недвижимое имущество был начислен налог на имущество физических лиц за 2014,2015 и 2021 годы в сумме сумма,сумма и земельный налог за 2014,2015,2016 и 2017 годы в сумме сумма,сумма.
25.05.2023 года Малаеву В.П. было выставлено налоговое требование № 3893 об уплате налоговой задолженности за предыдущие годы, а также пени в сумме сумма,сумма, образовавшихся в связи с просрочкой уплаты недоимки по налогам со сроком уплаты до 17.07.2023 года, которое было исполнено административным ответчиком частично. По истечении указанного срока административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
28.02.2024 года мировым судьей судебного участка № 245 адрес был вынесен судебный приказ о взыскании с Малаева В.П. налоговой задолженности, который по заявлению административного ответчика был отменен 02.04.2024 года.
Согласно же разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Следовательно, факт вынесения судебного приказа в рассматриваемом случае свидетельствует о том, что мировой судья при изучении заявления налогового органа и приложенных к нему документов не усмотрел правовых оснований для отказа в принятии заявления, в том числе ввиду пропуска срока для взыскания обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, предусмотренного п.2 ст.48 НК РФ.
07.08.2024 года Инспекция ФНС № 26 по адрес обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Принимая во внимание, что выставленное ему требование об уплате налоговой задолженности фио не исполнил, судебный приказ о взыскании с него сумм задолженности был отменен мировым судьей 02.04.2024 года, а с настоящим исковым заявлением в суд Инспекция ФНС № 26 по адрес обратилась 07.08.2024 года, то есть в пределах срока, установленного п.4 ст.48 НК РФ, суд полагает взыскать с административного ответчика недоимку по налогам и пени за вышеуказанный период времени, рассчитанную в соответствии с требованиями налогового законодательства, а также госпошлину в доход бюджета адрес.
При этом довод административного ответчика о пропуске Инспекцией ФНС № 26 по адрес срока обращения в суд с административным исковым заявлением суд признает несостоятельным.
Несостоятельным является и довод административного ответчика о несоблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, выразившегося в не направлении по месту его регистрации налоговых уведомлений № 73668343 от 29.07.2016 года, № 79441334 от 12.10.2017 года, № 8335738 от 01.09.2018 года и № 78771931 от 16.11.2018 года, так как из содержания ч.ч.1 и 2 ст.286 КАС РФ не следует, что данными нормами закона установлен досудебный порядок урегулирования налоговых споров.
Также не может быть принята во внимание ссылка административного ответчика на решение Чеховского городского суда адрес от 25.09.2018 года по гражданскому делу № 2-2259/18 по иску Малаева В.П. к фио и фио об исправлении реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0051803:225, так как задолженность по земельному налогу образовалась у административного ответчика за 2014-2017 годы в отношении иных земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014,2015 ░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014,2015, 2016 ░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░