Судья Черепанова Л.Н. УИД 61RS0023-01-2024-002924-60
Дело № 33-19661/2024
Дело №2-2717/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 декабря 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Пискловой Ю.Н.,
судей Панченко Ю.В., Простовой С.В.,
при секретаре Сагакян С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Шахты в интересах Бизиной Марии Петровны, Бизина Олега Михайловича, Бизина Игоря Олеговича, Бизина Марка Олеговича, Бизина Степана Олеговича к Администрации г. Шахты, Правительству Ростовской области, 3-и лица МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты, МКУ «Шахтыстройзаказчик» г. Шахты, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития ростовской области, Министерство ЖКХ Ростовской области об обязании обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок, по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Панченко Ю.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Шахты Ростовской области, действующий в интересах Бизиной М.П., Бизина О.М., Бизина И.О., Бизина М.О., ФИО5 обратился с иском к Администрации г. Шахты, Правительству Ростовской области об обязании обеспечить инженерными коммуникациями земельный участок, указав в обоснование, что во исполнение требований приказа прокурора области от 14 июля 2020 года № 94 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» и поручения первого заместителя прокурора Ростовской области от 30 августа 2021 года № 07-08-2021 «О проведении проверки исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками» прокурором Цимлянского района проведена соответствующая проверка.
В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 № 6622 «О бесплатном предоставлении в общую собственность земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., ФИО5 в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям, представленным Администрацией города, а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.
Прокурор г. Шахты, указывая, что с момента предоставления семье Бизиных названного земельного участка прошло почти 7 лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
На основании изложенного, истец просил обязать Правительство Ростовской области, Администрацию города Шахты Ростовской области в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Протокольным определением суда от 05.06.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Протокольным определением суда от 17.07.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Министерство ЖКХ.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2022 года суд обязал Администрацию города Шахты Ростовской области в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В удовлетворении исковых требований к правительству Ростовской области отказал.
В апелляционной жалобе администрация г. Шахты просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в обоснование приводит довод о том, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления прямой обязанности по организации электроснабжения и газоснабжения на земельном участке, выделенном многодетной семье.
Автор жалобы указывает на то, что правовым образом не установлена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению соответствующего земельного участка объектами инфраструктуры, в том числе инженерной.
Апеллянт, ссылаясь на положения закона Ростовской области от 16.12.2022 № 801-ЗС «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области», положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 135, распоряжения Правительства Ростовской области № 1233 от 29.12.2022 «О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования «Город Шахты» в государственную собственность Ростовской области, указывает, что с 01.01.2023 все сооружения водопроводной и канализационной сети г. Шахты переданы на безвозмездной и безвозвратной основе из муниципальной собственности муниципального образования «Город Шахты» в государственную собственность субъекта, в связи с чем обязанность по исполнению возложенных требований на два разных юридических лица, приведет к неисполнимости решения суда.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела применительно к ст. 167 ГПК РФ.
В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на енее, выслушав прокурора Беллуяна Г.А., представителя Правительства Ростовской области Венецкую Е.И., представителя министерства ЖКХ Ростовской области Сафарян Н.С., указавших на необоснованность апелляционной жалобы и просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, представителя Администрации г. Шахты Шумакова С.А. просившего решение суда отменить и оставить исковые требования без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан по обращению к нему о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 года №6622 «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Шахты, пер. Колпакова,5» Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., ФИО5 в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.
С момента предоставления семье Бизиных земельного участка и до момента обращения истца в суд прошло почти 7 лет. До настоящего времени земельный участок, предоставленный в собственность многодетной семье, также не обеспечен коммунальной инфраструктурой, отсутствуют сети электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Областного закона Ростовской области от 22 июля 2003 года №19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», и исходил из того, что отсутствие коммунальной инфраструктуры земельного участка, предоставленного многодетной семье, нарушает конституционные права и законные интересы многодетной семьи, а также свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер, направленных на государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении заявленных к Администрации г. Шахты требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции поскольку они основаны на правильном применении приведенных норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве оснований для отмены постановленного судом решения.
Как следует из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.
Частью 1 ст. 8.3 Закона № 19-ЗС находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются указанным в пунктах 1 и 2 статьи 8.2 настоящего Областного закона гражданам, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
01 января 2023 года вступил в законную силу Областной закон Ростовской области от 16.12.2022 № 801-ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области".
Согласно статья 1 Областного закона № 801-ЗС, настоящий Областной закон в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.2021 № 414- ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 6.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулирует отношения, связанные с перераспределением отдельных полномочий в сфере водоснабжения п водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, указанных в приложении к настоящему Областному закону (далее - органы местного самоуправления), и органами государственной власти Ростовской области.
Согласно Приложению к Областному закону № 801-ЗС «Перечень муниципальных образований в Ростовской области, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения которых подлежат перераспределению» в пункте 22 указано муниципальное образование: "Цимлянское городское поселение".
В статье 2 Областного закона № 801-ЗС указаны полномочия, подлежащие перераспределению.
Как верно установлено судом, на основании пункта 2 статьи 2 Областного закона № 801-ЗС, порядок взаимодействия органов местного самоуправления и органа исполнительной власти Ростовской области, указанного в части 1 настоящей статьи, по вопросам исполнения настоящего Областного закона определяется Правительством Ростовской области.
Пунктом 1.1. Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, утвержденного Постановлением Правительства РО от 18.11.2011 № 135, определено, что исполнительным органом Ростовской области (органом исполнительной власти Ростовской области), осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
На основании распоряжения Правительства Ростовской области № 1233 от 29.12.2022 «О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования «Город Шахты» в государственную собственность Ростовской области с 01.01.2023 года все сооружения водопроводной и канализационной сети г. Шахты переданы на безвозмездной и безвозвратной основе из муниципальной собственности муниципального образования «Город Шахты» в государственную собственность Ростовской области.
Вместе с тем в силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрено до июля 2012 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Оспаривая решение, апеллянт не учитывает, что льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ.
Таким образом, органы местной администрации, могут выполнять отдельные управленческие функции в целях реализации полномочий исполнительного органа субъекта в целом. При этом инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения земельного участка, предоставленного многодетной семье Бизиных по указанному выше адресу, отсутствуют.
Судебная коллегия отмечает, что обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования земельного участка по назначению, не выполнена.
С учетом положений приведенных норм права, суд обоснованно возложил как на Администрацию г.Шахты обязанность по обеспечению сетями водоснабжения, водоотведения (канализации), электроснабжения, газоснабжения земельного участка принадлежащего Бизиной М.П.
Оснований полагать, что судом при распределении обязанностей по проведению инженерных коммуникаций были допущены процессуальные нарушения у судебной коллегии не имеется.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Новых доводов, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к его отмене по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Шахты - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 декабря 2024 года.