УИД 19RS0001-02-2023-005937-58
Дело №2-4851/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе: председательствующего Мамаевой Е.А..
при секретаре Штромбергер В.В..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Абакана, действующего в интересах ФИО2, ФИО1. ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия об обязании осуществить финансирование, взыскать недоначисленную заработную плату.
с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора ФИО5, истцов ФИО2, ФИО3, представителей ответчика ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» ФИО6, ФИО7, представителей третьего лица Министерства здравоохранения Республики Хакасия ФИО8, ФИО9, ФИО10,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Абакана, действующий в интересах ФИО2, ФИО1. ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи (далее - ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП»), Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - ТФОМС РХ) об обязании осуществить финансирование, взыскать недоначисленную заработную плату, требования мотивируя тем, что прокуратурой г. Абакана проведена проверка по факту нарушения ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» трудовых прав ФИО2, ФИО3, ФИО1 в результате которой установлено, что между истцами и ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» заключены трудовые договоры, в соответствии с которыми ФИО2 работает в должности врача, ФИО3 и ФИО1 - фельдшеры. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГг № сотрудникам БУЗ РХ « ГКССМП» установлены целевые показатели заработной платы на 2023г. где указано, что средняя заработная плата за счет ОМС для врачей и работников составляет 75 000 руб. среднему медицинскому персоналу 53 000руб. Приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от № показатели увеличены. Поскольку данные показатели не достигнуты, размер заработной платы истцов не соответствует показателям, на стороне истцов образовалась недоплата заработной платы. Так, размер недоначисленной заработной платы у ФИО2 за период с января 2023 по июнь 2023 составляет 165 756 руб. 71 коп. исходя из расчета целевых показателей, фактически отработанных часов и нормы часов за ставку, у ФИО3 за период с февраля 2023 по нюнь 2023 составляет 66 462 руб. 24 коп., у ФИО1 за период с февраля 2023 по июнь 2023 составляет 68 056 руб. 06 кои. Просит обязать Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в течение 30 дней после вступления в законную силу судебного решения профинансировать ГБУЗ РХ
«Абаканская ГКССМП» на выплату денежных средств в размере недоначисленной заработной платы в сумме 300 275 руб. 01 коп, взыскать с ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» в пользу истцов вышеуказанную задолженность.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГг к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Государственная инспекция труда в <адрес>.
В судебном заседании представить процессуального истца помощник прокурора ФИО5 заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддержала, просила» их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что методика расчета недоначисления заработной платы истцам, приведенная в иске, отсутствует. Однако считает, что поскольку при издании Приказа Министерством здравоохранения Республики Хакасия не уточнены критерии оценки, при которых возможно определение заработной платы с учетом целевых показателей, полагает, что имеет место быть недоначисление. Считает, что ответчик должен доказать правомерность начисления и соответствие получаемой заработной платы истцами целевым показателям. Не отрицает, что при проведении проверки были задействованы специалисты Государственной инспекции труда Республики Хакасия. Однако никаких заключений по результатам проверки не выносилось. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истцы ФИО2, ФИО3 в судебном заседании пояснили, что поддерживают позицию помощника прокурора, не отрицают, что с каждым заключен трудовой договор, где указаны конкретные критерии и показатели, которые учитываются при определении заработной платы, с учетом должности, показателей работы и тд, однако считают, что им недоплачивают, так как работой замято все их время, однако заработная плата не дотягивает до целевых показателей, в связи с приходом нового руководства, стимулирующие выплаты занижены. Просили исковые требования удовлетворить.
Представители ответчика ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, предоставили в суд отзыв и дополнение к нему, пояснили, что в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принята программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, путем повышения оплаты труда достижением конкретных показателей в качестве и количестве оказываемых услуг к 2018 средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) - до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 декабря 2015 № 773 в медицинской организации определена система оплаты труда, составлен Коллективный договор с утверждением Положения по оплате труда, которое определяет условия и устанавливает размеры оплаты труда работников ГБУЗ РХ
организаций осуществляется на основании Приказа Росстата от 30 ноября 2022 № 872 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № Г1-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг». № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-З «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 N» Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 «Основные сведения о деятельности организации». На основании данного приказа определён порядок заполнения данных о численности работников, начисленной заработной плате, отработанном времени и выплатах социального характера. Соответственно средняя заработная плата в организации рассчитывается путём деления фонда начисленной заработной платы соответствующей категории работников на среднюю численность той же категории работников (среднемесячная заработная плата) или на количество отработанных ими человеко-часов (среднечасовая заработная плата) за определённые периоды времени (период с начала года. год). При определении среднемесячной заработной платы на одного работника с начала года, за год необходимо полученное число разделить на количество месяцев в периоде. Совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям. Достижение показателей, определённых указами Президента РФ, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории. Следовательно, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами для соответствующей категории работников. Оценка достижения показателей осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом путём соотнесения фактического уровня средней заработной платы отдельной категории работников, определённой Указами Президента РФ, к средней заработной плате в соответствующем субъекте РФ. Приказ Министерства здравоохранения не противоречит выполнимым требованиям данной организацией. На ДД.ММ.ГГГГ фактическая средняя заработная плата по врачам в регионе составила 80 140 руб. 50 коп. что составляет 100.3% от целевого показателя, за счёт средств ОМС 79 036 руб. 90 коп, что составляет 98.8% от целевого показателя; по среднему медицинскому персоналу - за счет всех источников финансирования 57 715 руб. 90 коп. (103.0% от целевого показателя), за счет средств ОМС 57 296 руб. 30 коп. (102,3% от целевого показателя). Полагают, что целевые показатели по заработной плате выполняются, а по среднему медицинскому персоналу даже превышены. Представленный расчет прокурора нельзя признать обоснованным и законным, поскольку непонятна Методика расчета, которой руководствовался прокурор. Считают, что нельзя производить расчеты по заработной плате без учета квалификации работника, качественных характеристик которые влияют на размер заработной платы, просили в иске отказать.
Представители третьего лица Министерства здравоохранения Республики Хакасия ФИО8. ФИО9, ФИО10 в судебном заседании не признали исковые требования, дополнительно пояснили, что прокурор г. Абакана производит расчёт невыплаченной заработной платы, исходя из произведения целевых показателей, который устанавливается в целом на работников данной
категории на количество отработанных ставок, не учитывая персональные начисления работника, такие как: квалификация, стаж, количество смен, праздничнее дни и т.д. Целевые показатели - это размер средней заработной платы, который включает в себя все начисления за фактически отработанное время, а не только на одну ставку. Считают, что заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качестве выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указом Президента №.
Истец ФИО1 в зал судебного заседания не явилась, надлежащим образом извещена о дате, месте и времени проведения судебного заседания.
Представитель ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия в зал судебного заседания не явился, надлежащим образом извещён о судебном заседании. Ранее от ФИО11, действующей на основании доверенности, поступил отзыв, согласно которому ТФОМС РХ считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку Территориальный фонд обязательного медицинского страхования принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счёт целевых средств. Ответчиком направлены целевые средства по заявкам в страховые медицинские организации в установленные договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования сроки, задолженности перед страховыми медицинскими организациями нет. Частью 7 ст. 35 ФЗ № 326 от 29 ноября 2010 установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования) и другие расходы, расходы на приобретение основных средств стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Средства ОМС имеют целевое назначение и могут быть направлены на оплату медицинской помощи только в соответствии с утверждённой структурой тарифа. Вопросы оплаты заработной платы не относятся к компетенции ТФОМС. Ответчик не выступает работодателем в трудовых отношениях с работниками медицинских организаций, просили в иске отказать.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные в совокупности доказательства, суд приходит к следующему.
Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, гарантировано Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на
своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи.
Главой 21 ТК РФ предусмотрено, что условия оплаты труда каждого конкретного работника, включая размер тарифной ставки или должностного оклада, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты, определяются в трудовом договоре.
Заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Напротив, к обязанности работодателя относится выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ РХ «Абаканская клиническая станция скорой медицинской помощи» и ФИО2 заключён трудовой договор №, согласно п. 1 которого последняя принята на должность врача скорой медицинской помощи. В дальнейшем, с ФИО2 неоднократно заключались дополнительные соглашения.
По внутреннему совместительству истец оформлена с ДД.ММ.ГГГГ по трудовому договору № с ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМГ1» на 0.5% ставки на должность врача скорой медицинской помощи (п.п. 1, 4, 5 договора).
Дата начала работы определена ДД.ММ.ГГГГ (п. 9 договора).
Разделом IV договора определена оплата труда работника, согласно которого за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, состоящая из: должностного оклада 7 614 руб. 40 коп.; компенсационных выплат; персонального повышающего коэффициента, исходя из должностного оклада; выплат стимулирующего характера, исходя из должностного оклада с учётом повышающего коэффициента по квалификационному уровню (п.п. 14.1 - 14.4 договора).
Согласно раздела V договора, в течение одного месяца продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников (п. 18.4 договора). Работодатель осуществляет суммированный учёт рабочего времени. Учётным периодом рабочего времени является месяц.
ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением № ФИО2 установлен должностной оклад 12 050 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Приказом главного врача МУЗ «Абаканская станция скорой медицинской помощи» ФИО1 принята с ДД.ММ.ГГГГ на работу в должность фельдшера с оплатой по 8 разряду ЕТС за фактически отработанное время.
Также ДД.ММ.ГГГГ между МУЗ «Абаканская станция скорой медицинской помощи» и ФИО1 заключён трудовой договор для выполнения работы в
должности «фельдшер». Дата начала работы определена ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.4 договора).
Разделом 5 договора определена оплата труда, согласно которой вознаграждение состоит из: должностного оклада в размере 2..723 руб. 72 коп.; повышающего коэффициента к должностному окладу врачам-молодым специалистам; компенсационных выплат; стимулирующих выплат.
Кроме того, ФИО1 на основании трудового договора оформлена в ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМС» на должность фельдшера скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовым договором также определён порядок оплаты труда (раздел IV) и рабочее время и время отдыха (раздел V).
В дальнейшем, с ФИО1 неоднократно заключались дополнительные соглашения.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определён должностной оклад 9 772 руб.
Кроме того, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 трудоустроена в ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» по совместительству с объёмом работы по данной должности 0,5 ставки.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и МУЗ РХ «Абаканская станция скорой медицинской помощи» заключён трудовой договор, дата начала работы с ДД.ММ.ГГГГ. согласно п. 1 которого последний принят на должность фельдшера.Согласно разделу 5 договора, оплата труда истца складывается из: должностного оклада в размере 3 622 руб. 55 коп.; повышающего коэффициента к должностному окладу врачам-молодым специалистам; компенсационных выплат; стимулирующих выплат.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ за выполнение трудовых обязанностей ФИО3 установлен должностной оклад 9 772 руб.
Кроме того. 1 июня между ФИО3 и МУЗ «Абаканская станция скорой медицинской помощи» заключён трудовой договор, согласно которому объем работы по совместительству установлен до 0.5 ставки.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ объем работы ФИО3 по должности установлен до 1.0 ставки.
Таким образом, между ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» и материальными истцами сложились трудовые отношения.
Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).
В соответствии со ст. 22 ГК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за руд в зависимости от квалификации работника, сложности,
количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации:
муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Правительство Российской Федерации вправе утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в части установления (дифференциации) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, перечней выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат, условий назначения выплат компенсационного характера, стимулирующих выплат.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики предписано Правительству Российской Федерации примять до ДД.ММ.ГГГГ программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев, в частности, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг). - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года (далее - Программа).
Согласно Методике расчёта фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определённой Указом Президента по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением № 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 года, утверждённой указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, показатель средней заработной платы по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско- правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Разделом IV Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р. предусмотрено, что достижение показателей, определённых указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. от 1 июня 2012 г. № 761, от 28 декабря 2012 № 1688 осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. от 1 июня 2012 г. № 761. № 1688 от 28 декабря 2012 для соответствующей категории работников. Динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) приведена в приложении № 4. Указанное соотношение носит индикативный характер и уточняется в "дорожных картах", в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации в рамках планируемых мероприятий по повышению оплаты труда в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. от 1 июня 2012 г. № 761, от 28 декабря 2012 № 1688.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 31 декабря 2015 № 773 «Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Хакасия, по виду экономической деятельности «Деятельность в области здравоохранения» в медицинской организации определена системы оплаты труда.
ДД.ММ.ГГГГ принят Коллективный договор ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с Приложением № - Положение об оплате труда работников ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», которое устанавливает условия и размеры оплаты.
Вышеуказанное положение включает в себя: минимальные размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам должностей: размеры повышающих коэффициентов; размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера за счёт всех источников финансирования; размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за счёт всех источников финансирования.
Размеры окладов, размеры повышающих коэффициентов, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фонда оплаты труда учреждения, сформированных за счёт всех источников финансирования.
Фонд оплаты груда утверждается с учётом выполнения целевых показателей по заработной плате медицинских работников.
Расчёт средней заработной платы работников медицинских организаций осуществляется на основании Приказа Росстата от 30 ноября 2022 № 872 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения», согласно № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».
Средняя заработная плата рассчитывается путём деления фонда начисленной заработной платы соответствующей категории работников на среднюю численность той же категории работников (среднемесячная заработная плата).
Расчёты средней заработной платы материальных истцов за периоды с января 2023 по июнь 2023 представлены представителем ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» в материалы дела.
Данные расчёты процессуальным истцом в ходе рассмотрения дела не оспорены. Более того, форма расчёта, по которой прокурор г. Абакана полагает необходимым производить расчёт заработной платы, не представлен.
В материалы дела также представлены Приказы Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 14 марта 2022 № 364. от 7 декабря 2022 № 1799, от 30 марта 2023 № «Об утверждении целевых показателей заработной платы медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2022-2023».
Установлены следующие целевые показатели:
Наименование категории медицинских работников |
Целевые показатели заработной платы, руб. |
||
Приказ № 364 от 14 марта 2022 всего/ в том числе за счёт средств ОМС |
Приказ № 1799 от 7 декабря 2022 всего/ в том числе за счёт средств ОМС |
Приказ № 382 от 30 марта 2023 всего/ в том числе за счёт средств ОМС |
|
Врачи и работники, имеющие высшее медицинское или иное образование, предоставляющие медицинские услуги |
72 000 / 72 000 |
78 213 / 75 000 |
79 903 / 80 000 |
Средний медицинский персонал |
50 197 /50 000 |
53 610 / 53 000 |
56 053 /56 000 |
Младший медицинский персонал |
31 500/- |
34 619/- |
34 619/- |
Как указал в ходе рассмотрения дела представитель ответчика и что не оспаривалось сторонами, фактическая заработная плата в ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» составила:
Наименование категории медицинских работников |
Средняя заработная плата, руб. |
||
За первое полугодие 2022 |
За 2022 |
За первое полугодие 2023 |
|
Врачи и работники, имеющие высшее медицинское или иное образование, предоставляющие медицинские услуги |
72 911 |
78 211 |
80 140 |
Средний медицинский |
50 599 |
53 595 |
57 716 |
персонал |
|||
Младший медицинский персонал |
32 793 |
34 653 |
39 927 |
То обстоятельство, что прокурор г. Абакана производил расчёт невыплаченной заработной платы, исходя из произведения целевых показателей, который устанавливается в целом на работников данной категории на количество отработанных ставок, не учитывая персональные начисления работников, такие как: квалификация, стаж, количество смен, праздничные дни и т.д. суд полагает некорректным и соглашается с доводами стороны ответчика о том, что расчёт размера средней заработной платы включает в себя все начисления за фактически отработанное время, а не только на одну ставку, что предусмотрено также ст. 132 ТК РФ.
Кроме того, как указано было выше, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761. № 1688 от 28 декабря 2012 для соответствующей категории работников, что дополнительно отражено в Информации Минтруда России от 28 ноября 2013 «Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики ».
Также суд полагает необходимым отметить, что ни вышеприведённые нормативные акты, ни локальные акты ответчика, регулирующие вопросы оплаты труда, не возлагают на ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» как на работодателя материальных истцов обязанность по повышению в спорный период заработной платы каждого работника, относящегося к категории врачебного персонала, до 100 и 200 процентов средней заработной платы по региону.
С учётом этого доводы представителей стороны ответчиков и третьего лица о необходимости исчисления средней заработной платы не в отношении каждого конкретного работника, а в отношении всего списочного состава работников определённой категории, являются обоснованными.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заработная плата ФИО2, ФИО3 ФИО1 рассчитывается исходя из их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Приказами Минздрава Хакасии в спорный период времени.
Начисления и выплаты истцам заработной платы в спорный период времени произведены в полном объёме в соответствии с положениями трудовых договоров (дополнительных соглашений к ним), локальных актов, квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, тем самым, трудовые права ФИО2, ФИО3 ФИО1 не затронуты, отсутствуют основания для взыскания в пользу истцов недоначисленной заработной платы.
Доводы истцов о занижении стимулирующих выплат не подтверждаются представленными документами, более того в своем исковом заявлении прокурор не оспаривает начисления истцов, представленные в расчетных листах, а только полагает, что выплата недоначислена, исходя из целевых показателей. Условия трудовых договоров никем не оспаривались.
Кроме того как пояснили представители ответчика стимулирующая выплата, не входит в состав заработной платы, а является правом работодателя в зависимости от фонда оплаты труда.
Учитывая, что суд пришёл к выводу об отказе во взыскании в пользу истцов недоначисленной заработной платы, оснований для обязания ТФОМС РХ в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу профинансировать ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» в сумме 300 275 руб. 01 коп, взыскать с ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП» в пользу ФИО2. ФИО3 ФИО1 задолженность не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Исковые требования прокурора г. Абакана, действующего в интересах ФИО2, ФИО1. ФИО3 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Абаканская станция скорой медицинской помощи», Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия об обязании осуществить финансирование, взыскать недоначисленную заработную плату, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским
делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия
решения суда в окончательной форме через Абаканский городской суд.
РЕШ И Л:
Председательствующий
Судья
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2023 года.
Е.А. Мамаева
Е.А. Мамаева