№ 2а-226/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2019 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Копина С.А.,
при секретаре Ипатовой М.А.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 9 по Республике Карелия к Казимирчик Раисе Сергеевне, Казимирчик Сергею Ивановичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия (далее – административный истец, Инспекция) обратилась суд с административным исковым заявлением к Казимирчик Раисе Сергеевне, Казимирчик Сергею Ивановичу (далее – административные ответчики), в обоснование которого указала, что Казимирчик Р.С., Казимирчик С.И. являются законными представителями (родителями) ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в 2014-2016 владел недвижимым имуществом и являлась плательщиком налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику исчислен налог на имущество физических лиц за 2014 в размере 70 руб., за 2015-2016 в размере 180 руб. Расчет налога приведен в налоговых уведомлениях, направленных налоговым органом в адрес налогоплательщика заказными письмами. В связи с тем, что в установленные сроки налогоплательщик налог не уплатил, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени. Налоговым органом несовершеннолетнему выставлены требования об уплате налога, однако до настоящего времени указанные требования в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены.Просит взыскать с ФИО3 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 в размере 70 руб. и за 2015-2016 в размере 180 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.10.2015 по 01.11.2015 в размере 0,60 руб., за период с 02.12.2017 по 24.06.2018 в размере 9.25 1 руб. В случае отсутствия у налогоплательщика самостоятельных доходов взыскание произвести с родителей Казимирчик Р.С. и Казимирчик С.И.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ходатайствовал об его рассмотрении в отсутствие своего представителя.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Административный ответчик Казимирчик С.И. в телефонограмме, направленной в суд просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском согласен.
Исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Статья 57 Конституции РФ и п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ст.45 НК РФ).
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации до 31.12.2014 регулировался Законом РФ от 09.12.1991 N2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Положениями указанного закона (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) было установлено, что: плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.1 ст.1); объектами налогообложения признавались, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество (п.1 ст.2); исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п.1 ст.5); налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ; уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (п.9 ст.5).
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2014 N284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации дополняется новой главой "Налог на имущество физических лиц". С указанной даты утратил силу Закон РФ от 09.12.1991 N2003-1.
При этом, как установлено ч.1 ст.3 Закона N284-ФЗ,права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 01.01.2015, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, с учетом положений Закона РФ от 09.12.1991 N2003-1.
В соответствии со ст.409 НК РФ с 01.01.2015 налог на имущество физических лиц подлежал уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1); налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).
Согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение 2014 была зарегистрирована 1\4 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, в связи с чем налогоплательщику исчислен к уплате налог на имущество физических лиц в размере 70 руб., который предложено уплатить до 01.10.2015.
05.11.2015 налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога №19402, которым предлагалось уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 70 руб. и пени 5,64 руб.
В соответствии с налоговым уведомлением №112605943 от 09.09.2017 за налогоплательщиком в течение 2015-2016 было зарегистрировано право собственности в отношении того же объекта недвижимости, ( доля в праве – ? ) в связи с чем им исчислен к уплате налог на имущество физических лиц в размере 83 руб. за 2015 и 97 руб. за 2016, который предложено уплатить до 01.12.2017.
16.07.2018 налоговым органом 25.06.2018 в адрес налогоплательщика было направлено требование №10364, которым предлагалось уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 180 руб. и пени 9,25 руб.
Каких-либо доказательств, подтверждающих оплату налога за спорный период времени, административным ответчиком не представлено.
Законными представителями несовершеннолетней ФИО3 являются Казимирчик Р.С. и Казимирчик С.И.., что подтверждается актовой записью о рождении.
Частью 1 ст.64 Семейного кодекса РФ установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Согласно п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.2 ст.44 НК РФ).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В соответствии сп.1 ст.26НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п.2 ст.27 НК РФ законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Согласно ст.ст.26, 28 Гражданского кодекса РФ законными представителями несовершеннолетних (малолетних) детей являются их родители, которые в соответствии с частью 1 статьи 61 Семейного кодекса РФ имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительских права), в том числе согласно части 1 статьи 56 Семейного кодекса РФ, частей 3 и 5 статьи 37, статьи 52 Гражданского процессуального кодекса РФ защищают в процессе (в суде) права, свободы и законные интересы несовершеннолетних.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст.ст.26, 28 Гражданского кодекса РФ с учетом ст.37 Гражданского кодекса РФ, ч.3 ст.60 Семейного кодекса РФ. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе осуществлять самостоятельно. Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по указанным сделкам.
С учетом приведенных норм, а также ст.23 НК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 13.03.2008 N5-П, дети обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
Следовательно, налог может быть уплачен не только самим налогоплательщиком, но и его законными представителями от имени представляемого. В этом случае уплата налога законными представителями прекращает соответствующую обязанность представляемого.
В рассматриваемом деле сведения о наличии у налогоплательщика самостоятельных доходов отсутствуют и сторонами к материалам дела не представлялись.
Пунктом 2 ст.57 НК РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени выполнен налоговым органом, не оспорен ответчиком и признан судом обоснованным.
Как установлено ч.2 ст.52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 той же статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз.3 ч.2 ст.48 НК РФ).
Частью 3 ст.48 НК РФ предусматривается, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу п.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Указанные сроки налоговым органом соблюдены.
В соответствии со ст.19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1,18,20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Как следует из пп.3 п.3 ст.123.4 КАС РФ, судья отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
В данном случае, обращение административного истца с настоящим иском непосредственно в районный суд без обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, является обоснованным, поскольку взыскание недоимки в порядке приказного производства не позволяет проверить имущественное положение самого налогоплательщика и обоснованность требований, предъявляемых к его законным представителям.
Таким образом, административное исковое заявление не может быть подано к мировому судье, поскольку оно подведомственно районному суду.
На основании изложенного и при таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении административного иска суд не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 -293 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России №9 по Республике Карелия удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в лице законных представителей: Казимирчик Раисы Сергеевны, Казимирчик Сергея Ивановича, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 в размере 70 рубль и за 2015-2016 в размере 180 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.10.2015 по 01.11.2015 в размере 0 рублей 60 копеек, за период с 02.12.2017 по 24.06.2018 в размере 9 рублей 25 коп.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законных представителей: Казимирчик Раисы Сергеевны, Казимирчик Сергея Ивановича, государственную пошлину в доход бюджета Пудожского муниципального района в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2019.
Судья подпись Копин С.А.