№2-1395/2024 № 58RS0018-01-2024-001491-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Нораевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 5 июня 2024 года гражданское дело по иску Викуловой Н.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, признании права на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста,
У С Т А Н О В И Л:
Викулова Н.Н. обратилась в суд с названным иском, указав, что Дата она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области с заявлением об установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста, предусмотренного законом Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года за проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в Адрес с Дата
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области от Дата Номер ей отказано в назначении страховой пенсии, поскольку проживание Викуловой Н.Н. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом подтверждено только в течение 1 года 4 месяцев (с Дата по Дата ), что не дает ей права выхода на пенсию с уменьшением возраста.
С решением Викулова Н.Н. не согласна, считает его необоснованным, нарушающим ее пенсионные права. Полагает, что она имеет право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Истец указывает, что в период времени с Дата по Дата она постоянно проживала в доме Номер по Адрес , при этом официально была зарегистрирована по адресу: Адрес
Согласно справки главы администрации Засечного сельсовета Пензенской области от Дата Номер Викулова Н.Н. действительно проживала без регистрации в доме Номер по Адрес с Дата по Дата , а уже с Дата была зарегистрирована по указанному адресу официально. Указанные сведения представлены главой Засечного сельсовета Пензенской области на основании соответствующих похозяйственных книг с Дата согласно которым в хозяйстве Ц.Т. (бабушка истицы) значилась внучка Цыбенко (Викулова) Н.Н. без регистрации, датой прибытия указано Дата .
С момента рождения (Дата ) у Викуловой Н.Н. сына В.А., он наблюдался в Засечной амбулатории ГБУЗ Пензенская РБ по месту жительства его матери, что подтверждается соответствующей справкой от Дата врача ГБУЗ «Пензенская районная больница» С.Г. и картой профилактических прививок.
Проживание по данному адресу вызвано необходимостью ухода за бабушкой Ц.Т., которая впоследствии составила завещание о наследовании Викуловой Н.Н. этого объекта недвижимости. До каждого места осуществления трудовой деятельности из Адрес имелись автобусные маршруты.
Кроме того, истица указала, что подтвердить факт и период ее проживания в Адрес могут свидетели Р.М., Ч.А., Ф.Н., Ц.В.
Все имеющиеся доказательства, по мнению истца, позволяют сделать вывод о факте ее проживания в период с Дата по Дата , а уже с Дата по адресу: Адрес , что с учетом признанных пенсионным органом периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дает ей право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 3 года.
На основании изложенного со ссылками на положения Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Викулова Н.Н. просит установить факт проживания с Дата по Дата в Адрес , то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом; признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости с учетом снижения возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом выхода на пенсию на 3 года (с учетом признанных Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области периодов проживания с Дата по Дата ), то есть с 52 лет; признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области от Дата Номер об отказе Викуловой Н.Н. в установлении пенсии по старости с учетом снижения возраста, предусмотренного Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с учетом снижения возраста за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с Дата , взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец Викулова Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области Тимербулатова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии от Дата Номер .
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Дата Викулова Н.Н. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости со снижением возраста в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Адрес от Дата Номер в назначении досрочной пенсии по старости Викуловой Н.Н. отказано.
По мнению комиссии, установлен факт проживания Викуловой Н.Н. на территории с льготным социально-экономическим статусом со Дата по Дата (1 год 4 месяца), что не дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в РФ» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу ст.10 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях".
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
На основании ст. 34 указанного Закона РФ гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
К лицам, на которых распространяются указанные меры социальной поддержки (п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного Закона), относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами права, пенсия по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию назначается в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
На основании подп. «б» п.18 приказа Минтруда России от 4 августа 2021 года №538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Поскольку истец претендует на снижение пенсионного возраста на три года в связи с проживанием на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию по настоящему делу, является факт проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года, что дает право снижения на 1 год и дополнительно еще восемь лет проживания, что дает право снижения еще на 2 года.
Судом установлено, что Адрес до Дата относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года №237-р.
Оспаривая решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области от Дата Номер в части исключения периода ее проживания с Дата по Дата в Адрес , Викулова Н.Н. утверждает, что в указанный период она проживала по адресу: Адрес , в доме ее бабушки Ц.Т.
Судом установлено и подтверждается копией домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме Номер по Адрес , что Цыбенко Н.Н.(после заключения брака Викулова) Дата прописана и Дата выписана из Адрес , ранее в период с Дата по Дата истица также имела регистрацию по указанному адресу.
Из копии похозяйственной книги №4 Засечного сельского Совета народных депутатов на Дата по адресу: Адрес следует, что Цыбенко (Викулова) Н.Н., приходящаяся внучкой главе семьи Ц.Т., Дата прибыла на указанный адрес, иных отметок похозяйственная книга не содержит.
Согласно копии похозяйственной книги №4 Засечного сельского Совета народных депутатов на Номер по адресу: Адрес проживали Ц.Т. (глава семьи), Викулова Н.Н. (внучка) и В.А. При этом у В.А. указано, что он проживает по этому адресу без регистрации, а у Викуловой Н.Н. указана только дата выбытия «Дата », сведения о регистрации, дата прибытия отсутствуют.
В представленной суду копии похозяйственной книги Номер Засечной сельской администрации на Дата имеется только запись о том, что Викулова Н.Н. по состоянию на Дата временно не работает.
Кроме того, как следует из имеющейся в материалах дела копии трудовой книжки Цыбенко (Викуловой) Н.Н., в спорный период истец обучалась в ГПТУ №6 (с Дата по Дата ), работала в ППО «Заря» (с Дата по Дата ), Пензенском заводе «ЭРА» (с Дата по Дата ), ТОО «Хлебзавод №7» (с Дата по Дата ). Указанные образовательное учреждение и организации по месту работы располагались в г. Пензе.
В ходе рассмотрения дела также установлено, что с Дата Викулова (ранее Цыбенко) Н.Н. по настоящее время значится зарегистрированной по адресу: Адрес .
Вместе с тем из представленных УМВД России по Пензенской области по запросу суда копий заявлений Цыбенко (Викуловой) Н.Н. о выдаче паспорта по форме №1 усматривается, что по состоянию на Дата и Дата истица была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Адрес
Согласно сведений, представленных ГБУ «Государственный архив Пензенской области» от Дата Номер , в документах архивного фонда Пензенского часового завода (ПО объединение «Заря», АО «Пензенский часовой завод», АОО «Пензенской часовой завод», ОАО «Пензенский часовой завод») имеется книга приказов на принятых и уволенных за Дата где указано, что Дата Цыбенко Н.Н. принята на работу в цех – 6, сборщицей часов 3 р., Дата уволена по ст. 31 КЗоТ. При этом в качестве домашнего адреса в документах, подаваемых работником при устройстве на работу, указан адрес: Адрес .
В личной карточке Номер на Цыбенко (Викулову) Н.Н., оформленной работодателем Дата при приеме на работу в Пензенский завод «ЭРА» на должность кладовщицы, в разделе «Прописка по месту жительства с указанием почтового индекса» указан адрес: Адрес , впоследствии внесены изменения, зачеркнут предыдущий адрес и указано: Адрес на момент увольнения актуальным адресом места жительства являлся адрес: Адрес .
В соответствии со свидетельством о рождении В.А. Номер от Дата , место рождения сына истицы указан Адрес .
Таким образом, из вышеуказанных документов объективно усматривается проживание Викуловой Н.Н. в спорный период времени в г. Пензе. Сведений о том, что истица ежедневно ездила на работу в г. Пензу на общественном либо ином транспорте из Адрес в материалах дела не имеется и судом не установлено.
Суд относится критически к справке администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от Дата Номер в части проживания Викуловой (Цыбенко) Н.Н. в период с Дата по Дата без регистрации по месту жительства по адресу: Адрес , поскольку ее содержание не подтверждается сведениями похозяйственных книг Номер за Номер на основании которых выдана справка, и опровергается выше установленными обстоятельствами, подтвержденными документально.
Иные доказательства, которые бы в соответствии с вышеуказанным Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 года №538н свидетельствовали о постоянном проживании истца в юридически значимый период с Дата по Дата в Адрес , относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, истцом не представлены.
Между тем льготное пенсионное обеспечение для лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом, направлено в первую очередь на социальную защиту тех граждан, которые вследствие проживания на загрязненной территории подверглись испытанному риску радиоактивного вреда и право на досрочную пенсию имеют только те лица, которые постоянно проживали или работали на территориях, отнесенных законодателем к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Р.М. и Ч.Л. юридически значимых обстоятельств, связанных с фактом постоянного проживания истца в период с Дата по Дата в Адрес , не содержат и не подтверждают.
Кроме того, показания свидетелей в отсутствие иных доказательств не являются достаточными для признания за истцом права на назначение ему пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от Дата Номер «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Довод Викуловой Н.Н. о том, что ее сын В.А. ежегодно, начиная с Дата прививался согласно календарю прививок по месту фактического жительства в Засечной амбулатории Пензенской ЦРБ, не является подтверждением постоянного проживания истца в юридически значимый период времени в Адрес .
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт постоянного проживания истца в период с Дата по Дата в зоне с льготным социально-экономическим статусом, исковые требования об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в указанный период времени, признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на назначение пенсии по старости со снижением возраста и понуждении к назначению пенсии с Дата , удовлетворению не подлежат.
Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей. Другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Истцом Викуловой Н.Н. ко взысканию заявлены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб.
Учитывая, что исковые требования Викуловой Н.Н. оставлены судом без удовлетворения, оснований для взыскания в ее пользу судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением настоящего гражданского дела, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Викуловой Н.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, признании права на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2024 года.
Судья А.В.Селиверстов