Дело №а-273/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 20 декабря 2019 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Менщикова С.Н.
при секретаре Кокиной Д.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Крохалева Николая Викторовича об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Крохалев Н.В. 26 ноября 2019 г. обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование административного <...> земли населенных пунктов, разрешенное использование – <...>, площадью <...> кв.м, с кадастровым №, расположенного <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №, определенная по состоянию на 1 января 2010 г. согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости составляет 2 051 171,10 рублей.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка индивидуального предпринимателя Л.М.Ю. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 1 января 2010 г. составила 683 000 рублей.
Ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), Крохалев Н.В. считал свои права нарушенными необходимостью нести бремя повышенной налоговой нагрузки, находящейся в прямой зависимости от величины кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 683 000 рублей.
В судебное заседание Крохалев Н.В., его представитель Приходько А.С. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Администрации города Кургана Яковлева Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в которой не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее – Управление Росреестра по Курганской области) в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором не приводил возражений по существу иска, оставляя разрешение требований на усмотрение суда и ходатайствуя о рассмотрении дела без их участия. Просил исключить Управление из числа административных ответчиков.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области) в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных административных требований не возражал, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Из материалов дела следует, что Крохалеву Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный <адрес> категория земель: <...>, виды разрешенного использования: <...>, с кадастровым №, площадью <...> кв.м.
Право собственности Крохалева Н.В. на указанный объект возникло на основании <...> от 28 сентября 2012 г. и зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Курганской области (свидетельство о государственной регистрации права от 29 октября 2012 г. №).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области 18 сентября 2019 г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 1 января 2010 г., составляет 2051171, 10 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 г. № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территорий Курганской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка определена исходя из данного нормативного правового акта.
На основании изложенного, именно на эту дату – 1 января 2010 г. в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность и обоснованность выводов отчета об оценке от 19 ноября 2019 г. №, подготовленного оценщиком – индивидуальным предпринимателем Л.М.Ю. участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик, составивший отчет руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Крохалевым Н.В. административных исковых требований об установлении по состоянию на 1 января 2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету индивидуального предпринимателя Л.М.Ю. от 19 ноября 2019 г. №, в размере 683 000 рублей.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Суд отказывает в удовлетворении ходатайства представителя Управления Росреестра по Курганской области об исключении Управления Росреестра по Курганской области из числа административных соответчиков по делу, поскольку удовлетворение настоящим судебным решением административных исковых требований Крохалева Н.В. каких-либо последствий, в том числе финансовых, определяемых процессуальным положением лица в административном судопроизводстве, непосредственно для Управления Росреестра по Курганской области, формально выступающим по настоящему административному делу в процессуальном статусе административного ответчика, не влечет.
Руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ 26 ░░░░░░ 2019 ░., ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: <...>, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: <...>, ░ ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░ <...> ░░.░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 683 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░