Дело № 2а-351/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2016 года с.Ребриха, ул.Ленина, 136/1
Ребрихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Серожеевой Г.Ф.,
рассмотрев административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Алтайскому краю к Ворсину С.А. о взыскании недоимки,
установил:
Межрайонная ИФНС России 7 по Алтайскому краю обратилась в суд с иском к ответчику Ворсину С.А. (ИНН №) в взыскании недоимки за 2014 год: транспортный налог – 24 600 руб., пеня 705,82 руб.; земельный налог – 279 руб., пеня 8,01 руб., мотивируя тем, что Ворсин С.А. в 2014 году являлся владельцем транспортных средств Тойота Калдина и КАМАЗ <данные изъяты>, а также земельного участка, в связи с чем является плательщиком транспортного и земельного налога. В установленный законодательством о налогах и сборах срок ответчик налоги не заплатил. Несмотря на то, что в его адрес были направлены уведомление и требование об уплате недоимки, до настоящего времени задолженность налогоплательщиком не погашена. За несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов Ворсину С.А. была начислена пеня. Указанную сумму недоимки по налогам и пене истец просит взыскать с ответчика.
Истец и ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п.4 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вопросы налогообложения физических лиц (собственников транспортных средств) и порядок обращения) и порядок обращения налоговых органов в суд в случае наличия недоимки регулируются нормами главы 8, 10, 28, 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст.356 НК РФ).
Размер и порядок уплаты транспортного налога в Алтайском крае установлены Законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
Земельный налог устанавливается, вводится в действие, прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ч.1 ст.387 НК РФ).
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет:
1) полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций,
2) выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом,
3) имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций,
4) проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 7 по Алтайскому краю в силу положений ч.1 ст.48 НК РФ является органом имеющим право обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов. Исковое заявление подписано представителем по доверенности Завалюевой О.С. имеющей высшее юридическое образование и правомочия на подписание административного искового заявления.
При проверке соблюдения срока обращения в суд, судом установлено следующее.
В соответствии с положениями ст.6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу ч.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу ст.52, п.1 ст.362, п.3 ст.363, ч.3 ст.396, ч.4 ст.397 НК РФ, сумма транспортного и земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог налогового уведомления, направленного налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Согласно п.1 ст.397, п.1 ст.363 НК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный и земельный налог не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.360, п.1 ст.393 НК РФ).
В соответствии с требованиями ст.ст.69, 70 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган обязан не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки направить ему требование об уплате налога.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абз.2 п.1 ст.70 НК РФ).
Как налоговое уведомление, так и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанных документов по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст.52, 69 НК РФ).
В соответствии с абз.1, 3 п.1 ст.48 НК РФ, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам с физического лица, если общая сумма долга превышает 3 000 руб. в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Меньшую сумму инспекция взыскивает также в судебном порядке, если данный лимит не был превышен в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки ( абз.3 п.2 ст.48 НК РФ). В этом случае заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня окончания указанного трехлетнего периода. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п.2, 3 ст.48 НК РФ).
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из анализа вышеприведенных норм законодательства НК РФ и КАС РФ следует, что сроком для обращения в суд являются только периоды истекшие со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, а также вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Выяснение соблюдения сроков направления налогового уведомления, даты выявления недоимки и направления требования влияет только на возможность взыскания суммы пени.
Налоговое уведомление № 1119865 о необходимости уплаты транспортного и земельного налога направлено ответчику 14.05.2015 (л.д.17, 18).
Согласно требованию об уплате налога № 74746 по состоянию на 15.10.2015, Ворсину С.А. было предложено оплатить задолженность по транспортному налогу за 2014 год (24 600 руб.), пеню (1 238,56 руб.), задолженность по земельному налогу за 2014 год (279 руб.), пеню (14,32 руб.) в срок до 19.11.2015. Указанное требование направлено должнику заказным письмом согласно списку заказной корреспонденции 16.10.2015 (л.д.6(оборот)).
В рассматриваемом случае, в силу требований ст.48 НК РФ, срок для подачи заявления составляет период в течение шести месяцев с 20.11.2015, то есть с 20.11.2015 до 20.05.2016.
Исковое заявление поступило в Ребрихинский районный суд Алтайского края 21.04.2016, то есть в сроки предусмотренные п.3 ст.48 НК РФ.
При проверке наличия оснований для взыскания и правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы за 2014 год судом установлено следующее.
В силу п.п.1 п.1 ст.359 НК РФ, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 данного пункта), налоговая база определяется - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст.1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края», налоговая ставка на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил составляет 85 руб., на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 100 до 150 лошадиных сил составляет 20 руб.
Налоговые ставки установленные данным Законом от 10.10.2002 № 66-ЗС определены в пределах указанных в ст.361 НК РФ.Из материалов дела усматривается, что в 2014 году (в течение всего года) на Ворсина С.А. были зарегистрированы транспортные средства: Тойота Калдина гос.рег.знак № мощность двигателя 125 лошадиных сил, КАМАЗ 65111 гос.рег.знак № мощность двигателя 260 лошадиных сил. (л.д.9, 10).
В силу п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, каковыми в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» являются подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Действующее законодательство присваивает статус налогоплательщика транспортного налога лицам, на которых зарегистрированы транспортные средства, продажа, наличие либо отсутствие факта непосредственного использования лицом транспортного средства юридического значения для начисления налога не имеет.
В данном случае, автомобили Тойота Калдина гос.рег.знак № и КАМАЗ № гос.рег.знак №, были зарегистрированы за ответчиком в течение всего налогового периода (2014), соответственно, за 12 месяцев 2014 года административному ответчику подлежит начислению транспортный налог. Доказательств о снятии с учета транспортных средств в налоговом периоде, ответчиком не представлено.
Таким образом, размер транспортного налога за 2014 год, подлежащего уплате ответчиком, составляет 24 600 руб. (20 руб. x 125 л.с. = 2 500 руб.) + (85 руб. х 260 л.с.= 22 100 руб.)).
Сведения о том, что принадлежавшие в 2014 году ответчику транспортные средства в силу требований п.2 ст.358 НК РФ не относится к объектам налогообложения, либо Ворсин С.А. не относится к числу налогоплательщиков (ч.3-5 ст.357 НК РФ), а также о наличии льгот (ст.3 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края») ответчиком не заявлены и судом не установлены.При проверки обоснованности требований о взыскании недоимки по земельному налогу судом установлено следующее.
Согласно ч.1 ст.389 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу абз.1 п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (п.2 ст.388 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом) определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.4 ст.391 НК РФ).
Согласно ч.2 ст.391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
В соответствии с требованиями ч.7 ст.397 НК РФ, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
В силу требований ч.2 ст.387 НК РФ, устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно распечатке учетных данных о земельных участках, Ворсин С.А. является индивидуальным собственником земельного участка расположенного по адресу <адрес>, кадастровый № - с <дата>.
Согласно налоговому уведомлению № 1119865 в отношении земельного участка № кадастровая стоимость (налоговая база) составляет – 92 939 руб., доля в праве - 1, необлагаемая налогом сумма 0 руб., сумма налоговых льгот - 0, количество месяцев - 12, налоговая ставка 0,3%, исчисленная сумма налога за 2014 составила 279 руб.
Правильность применения административным истцом при исчислении суммы земельного налога налоговой ставки в размере 0,3 % подтверждается Решением Станционно-Ребрихинского сельского Совета народных депутатов Ребрихинского района Алтайского края от 14.10.2010 № 49 (с изменениями и дополнениями) «О введении земельного налога на территории муниципального образования Станционно- Ребрихинский сельсовет» Ребрихинского района Алтайского края» (л.д.20-24).
Налоговые ставки установленные данным Решением от 14.10.2010 № 49 определены в пределах указанных в ст.394 НК РФ.
Сведения о том, что принадлежащий ответчику земельный участок в силу требований ч.2 ст.389 НК РФ не относится к объектам налогообложения, либо Ворсин С.А. не относится к числу налогоплательщиков (ч.2 ст.388 НК РФ), а также о наличии льгот (ст.395 НК РФ) ответчиком не заявлены и судом не установлены.
В силу ст.75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора (в случае своевременного направления налогового уведомления), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня которая определяется в процентах от неуплаченной суммы. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Сроки направления налогового уведомления и соответствующего требования в соответствии с положениями ст.52, 69, 70 НК РФ административным истцом не нарушены, соответственно налоговым органом правомерно, на основании ст.75 НК РФ за просрочку уплаты за период с 01.12.2015 по 24.02.2016 (ставка рефинансирования ЦБ РФ за период с 01.12.2015 по 31.12.2015 - 8,25%, с 01.01.2016 по 24.02.2016 – 11%) на сумму транспортного налога в размере 24 600 руб. начислена пеня в размере 705,82 руб., на сумму земельного налога в размере 279 руб. начислена пеня в размере 8,01 руб. (л.д.7-8).
Период расчета пени установлен истцом, в соответствии с п.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по настоящему делу в пределах заявленных требований.
Расчет представленный административным истцом по суммам транспортного и земельного налога и пени судом проверен, является верным, ответчиком не оспорен, заявлен в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (абз.1 п.1 ст.48 НК РФ).
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ).
Поскольку по поводу заявленных исковых требований возражения и доказательства по поводу отсутствия оснований для начисления и взыскания суммы налогов от ответчика не поступили, доказательств надлежащего исполнения налогового обязательства Ворсиным С.А. также не представлено, - суд при взыскании задолженности основывается на установленной судом сумме недоимки: по транспортному налогу за 2014 год в размере 24 600 руб., пени в размере 705,82 руб.; по земельному налогу за 2014 год в размере 279 руб., пени в размере 8,01 руб.
В соответствии с ч.1 ст.103, ч.1 ст.111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы состоящие из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты госпошлины, наличие льгот либо оснований для освобождения ответчика от уплаты госпошлины последним не заявлено и судом не установлено, следовательно с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета сумма госпошлины исчисленная на основании положений п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям (100%) в размере 967,78 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 286-290, 291-294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░:
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 279 ░░░., ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 8,01 ░░░.,
░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 24 600 ░░░., ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░░░ 705,82 ░░░.,
░░░░░ 25 592 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░. 83 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 967 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 78 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.