Дело № 2а-396/2021
УИД 51RS0011-01-2021-000726-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2021 г. |
г. Оленегорск |
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Бахаревой И.В.
при секретаре судебного заседания Петровой А.В.
с участием
помощника прокурора г. Оленегорска Поповой А.Н.,
представителя административного истца Дударь Т.Е.,
административного ответчика Попова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оленегорский» к Попову Михаилу Сергеевичу о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оленегорский» (далее – МО МВД России «Оленегорский») обратился в суд с административным исковым заявлением к Попову М.С. о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений. В обоснование административного иска указывает, что Попов М.С. осужден приговором Оленегорского городского суда Мурманской области от 23.08.2018 по пункту «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Решением Кольского районного суда Мурманской области от 19.07.2019 в отношении Попова М.С. установлен административный надзор сроком на 8 лет, возложены административные ограничения: обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы Мурманской области; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток. 27.11.2019 Попов М.С. поставлен на учет в МО МВД России «Оленегорский». Вместе с этим в период нахождения под административным надзором Попов М.С. неоднократно привлекался к административной ответственности, а именно, 11.01.2021 по части 3 статьи 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также 11.01.2021 по части 1 статьи 20.1 КоАП РФ. Поскольку Попов М.С. склонен к совершению противоправных деяний, после установления в отношении него административного надзора на путь исправления не встал, то установление дополнительных административных ограничений позволит оказать влияние на его образ жизни и поведение, предупредить совершение им преступлений и правонарушений, окажет индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов. Просит дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения и установить в отношении Попова М.С. дополнительные административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме, привел доводы, аналогичные указанным в административном исковом заявлении, а также пояснил, что поведение административного ответчика в период нахождения под административным надзором носит ненадлежащий характер.
Административный ответчик в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований административного иска.
Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего требования административного иска подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Правоотношения по поводу установления, продления, досрочного прекращения административного надзора, частичной отмены или дополнения ранее установленных административных ограничений регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон «Об административном надзоре»).
Так, согласно статье 2 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотрен статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре» и является исчерпывающим.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В силу положений статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
По правилу части 2 статьи 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 16.05.2017 № 15), выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу). В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец (статья 9, часть 8 статьи 272 КАС РФ) (пункт 28 Постановление Пленума ВС РФ от 16.05.2017 № 15).
Судом установлено, что Попов М.С. осужден приговором Оленегорского городского суда Мурманской области от 23.08.2018 за совершение преступления, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 161 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 12-14).
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 19.07.2019 административное исковое заявление ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области к Попову М.С. об установлении административного надзора удовлетворено: в отношении Попова М.С. установлен административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до момента постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. На период административного надзора на Попова М.С. возложены административные ограничения: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания с 22:00 до 06:00 следующих суток; запрет выезда за пределы Мурманской области; обязанность являться в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 3 раза в месяц; запрет пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков. Решение суда от 19.07.2019 вступило в законную силу 30.07.2019 (л.д. 9-11).
27.11.2019 Попов М.С поставлен на профилактический учет в МО МВД России «Оленегорский», в отношении него заведено дело административного надзора (л.д. 23).
Оценивая сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, суд принимает во внимание следующее.
Постановлением ВрИО заместителя начальника полиции МО МВД России «Оленегорский» от 12.01.2021 № 83 Попов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 500 рублей 00 копеек. Указанное постановление вступило в законную силу 23.01.2021 (л.д. 15).
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Оленегорского судебного района Мурманской области от 11.03.2021 Попов М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 КоАП РФ (несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 1 500 рублей 00 копеек. Указанное постановление вступило в законную силу 23.03.2021 (л.д. 16-19).
Согласно сведениям Сервиса обеспечения охраны общественного порядка, административный штраф по постановлению от 12.01.2021 уплачен 09.03.2021, сумма административного штрафа по постановлению от 11.03.2021 в соответствующий бюджет не зачислена (л.д. 20).
Сведений об оспаривании указанных постановлений о привлечении Попова М.С. к административной ответственности в материалах дела не имеется.
Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как следует из характеристики от 11.03.2021, Попов М.С. по месту жительства характеризуется отрицательно, имеются жалобы по факту нарушения правил проживания и поведения в быту, допускал нарушения административного надзора (л.д. 22).
Таким образом, принимая во внимание, что на день рассмотрения настоящего административного дела срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ, в течение которого Попов М.С. считается подвергнутым административному наказанию, не истек, суд приходит к выводу о том, что довод административного истца о ненадлежащем поведении административного ответчика в период нахождения под административным надзором нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, предусмотрен статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре» и является исчерпывающим.
По мнению административного истца, выполнению задач административного надзора в отношении Попова М.С. будет способствовать установление дополнительных административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета выезда за пределы Мурманской области.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административные ограничения, установленные Попову М.С. решением суда от 19.07.2019, своего профилактического воздействия на указанное лицо не возымели, принимая во внимание неоднократность привлечения Попова М.С. к административной ответственности, в том числе, за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, суд приходит к выводу о том, что в целях усиления влияния на образ жизни и поведение административного ответчика, предупреждения совершения им новых преступлений и правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов объем административных ограничений в отношении Попова М.С. необходимо дополнить, в связи с чем находит требования административного искового заявления обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оленегорский» к Попову Михаилу Сергеевичу о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений удовлетворить.
Дополнить административные ограничения, ранее установленные Попову Михаилу Сергеевичу, ... года рождения, уроженцу ..., решением Кольского районного суда Мурманской области от 19.07.2019, следующими административными ограничениями:
- обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: И.В. Бахарева