Производство №2-267/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2024 года рп.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,
при секретаре Малафеевой Е.В.,
с участием истца – заместителя прокурора Бежаницкого района Васильева Г.С.,
представителя ответчика – ООО «УЖКХ» – Холопова Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства» об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области Васильев Г.С., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения «Бежаницкое» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, и обязании устранить допущенные нарушения, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации сельского поселения «Бежаницкое» Бежаницкого района Псковской области. В соответствии с положениями ч.3 ст.14 и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.13.4Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений», в их системном толковании, вопросы по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплены за сельскими поселениями области. При этом, в силу ст.13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. В силу ст.2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, положениям СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3, содержащих санитарно-эпидемиологические требования к контейнерным площадкам для накопления твердых коммунальных отходов, а также Правилам благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года №1039. При этом, п.8 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что владелец контейнерной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки в соответствии с приложением №1 к СанПиН 2.1.3684-21.
В ходе проверки установлено, что контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: ... около д...., ул.... около д...., не обеспечиваются уборкой, дезинсекцией и дератизацией. Учитывая, что невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное обращение с отходами производства и потребления, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, заместитель прокурора просит суд признать бездействие Администрации сельского поселения «Бежаницкое» Бежаницкого района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, расположенных по адресам: ..., незаконным; обязать Администрацию сельского поселения «Бежаницкое» Бежаницкого района Псковской области в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, расположенных по адресам: ...
Определением Бежаницкого районного суда Псковской области от 31 октября 2024 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика – Администрации сельского поселения «Бежаницкое» Бежаницкого района Псковской области на надлежащего – Общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства»; этим же определением суд перешел к рассмотрению административного дела по административному исковому заявлению заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, и обязании устранить допущенные нарушения по правилам гражданского судопроизводства.
Определением Бежаницкого районного суда от 20 ноября 2024 года производство по делу по иску заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства», прекращено в части признания незаконным бездействия, выразившегося к непринятии мер по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, в связи с отказом истца от иска в этой части.
В судебном заседании истец – заместитель прокурора Бежаницкого района Васильев Г.С. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ООО «УЖКХ» Холопов Е.Н. с исковыми требованиями согласился в полном объеме.
Представитель третьего лица – Администрации сельского поселения «Бежаницкое» Бежаницкого района Псковской области. в судебное заседание не явился, предоставил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду материалы, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, и приходит к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
На основании ст.42 Конституции РФ и п.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст.22 Федерального закона №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
В соответствии с положениями ч.1 ст.13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №3 утвержден СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), устанавливающий санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов.
Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением 1 к Санитарным правилам. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках (пункт 8 СанПиН 2.1.3684-21).
Приложением №1 к СанПиН 2.1.3684-21 установлена кратность промывки и дезинфекции контейнерной площадки.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290, к числу таких работ отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170, на организации по обслуживанию жилищного фонда возложены, в числе прочего, обязанности обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников.
Возложение данной нормой указанных обязанностей на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, являющимся источником образования твердых коммунальных отходов, не обусловлено местоположением контейнерной площадки и принадлежностью соответствующего земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относятся выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу ст.161 Жилищного кодекса РФ, подпункта «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01 августа 2006 года №491, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, подлежащему выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
В случае, если собственники помещений пользуются для складирования твердых коммунальных отходов муниципальной площадкой, включенной в соответствующий реестр, либо место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов организовано для многоквартирного дома (нескольких многоквартирных домов) на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, ввиду невозможности его организации с соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований на придомовой территории, обязанность по содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на управляющей организации или распределяется между управляющими организациями нескольких домов пропорционально общей площади помещений в многоквартирных домах, которыми они управляют (ст.249 ГК РФ).
Данная правовая позиция изложена в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 года.
Соответственно, бремя содержания контейнерных площадок, расположенных на земельном участке муниципального образования, накопление твердых коммунальных отходов на которых организовано для многоквартирного дома, должна нести управляющая организация.
Из материалов дела следует, что 26 сентября 2024 года заместителем прокурора Бежаницкого района вынесено решение №... о проведении проверки в отношении Администрации сельского поселения «Бежаницкое» Бежаницкого района Псковской области с целью установления наличия или отсутствия нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения «Бежаницкое» контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: ..., в нарушение требований п.8 СанПиН 2.1.3684-21 не обеспечиваются уборкой, дезинсекцией и дератизацией, что подтверждается актом проверки от 26 сентября 2024 года.
26 сентября 2024 года заместителем прокурора Бежаницкого района в адрес Главы сельского поселения «Бежаницкое» Яковлева С.Г. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, которым предложено обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.
Из ответа администрации сельского поселения «Бежаницкое» №... от 27 сентября 2024 года следует, что в бюджете сельского поселения «Бежаницкое» на 2024 год отсутствуют денежные средства на проведение мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок.
Постановлением администрации сельского поселения «Бежаницкое» №... от 18 мая 2020 года утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных на территории сельского поселения «Бежаницкое». Согласно данному реестру определены места расположения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, по адресам: ..., при этом указано, что источниками мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов являются многоквартирные дома. Собственником указанных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является Администрация сельского поселения «Бежаницкое» Бежаницкого района Псковской области.
В соответствии с протоколами от 25 июля и 21 июля 2008 года общих собраний собственников помещений по выбору способа управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: ..., собственниками помещений выбран способ управления многоквартирными домами – управление управляющей организацией, а управляющей организацией выбрано ООО «УЖКХ». Собственниками помещений указанных многоквартирных домов заключены договоры управления многоквартирным домом с ООО «УЖКХ».
Согласно договорам управления многоквартирным домом, заключенным между ООО «УЖКХ» и собственниками помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ..., собственники поручают, а управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ..., предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в данных домах и пользующимся в этих домах лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
Как следует из Устава ООО «УЖКХ», общество создано в соответствии с действующим законодательством РФ в целях получения прибыли от его предпринимательской деятельности. Целью деятельности общества является осуществление деятельности по управлению, организации содержания и ремонта объектов жилого фонда и коммунального хозяйства района в пределах, установленных соответствующими нормативными актами и договором управления, в соответствии с поручением собственника и назначением имущества, и получение прибыли. Предметом деятельности общества является обеспечение благоприятными и безопасными условиями проживания граждан, организация надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Судом установлено и не оспаривается представителем ответчика, что на местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: ..., не проводятся мероприятия по уборке, дезинфекции и дератизации контейнерных площадок, которыми пользуются жители указанных многоквартирных домов и осуществляют накопление твердых коммунальных отходов. Исходя из положений, названных выше норм закона, в условиях нарушения ответчиком требований действующего законодательства, суд приходит к выводу, что несоблюдение ответчиком санитарных правил нарушает права неопределенного круга лиц, жителей многоквартирных домов, на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, исковое требование заместителя прокурора Бежаницкого района подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В связи с чем, суд полагает, что требование заместителя прокурора об установлении срока исполнения решения для ответчика – в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в течение которых должно быть исполнено настоящее решение суда, является законным, разумным и обоснованным.
При наличии объективных препятствий для исполнения решения в установленный срок ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.
При этом, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании ... п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокурор, обратившийся в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как следует из ... п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются лишь государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Ответчик ООО «УЖКХ» несет самостоятельную ответственность по обязательствам, выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде и не является государственным органом или органом местного самоуправления.
Согласно п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ).
Таким образом, с ООО «УЖКХ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей в доход бюджета муниципального образования «Бежаницкий район», исчисленная в соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области, поданные в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства» об обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (...) в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение мероприятий по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерных площадок, расположенных по адресам: ...
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства» государственную пошлину с зачислением в бюджет муниципального образования «Бежаницкий район» Псковской области в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 22 ноября 2024 года.
...
...
Судья Е.А.Понедельченко