Судья: Свиридова О.А. № 33 – 12588/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«17» декабря 2014 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Желтышевой А.И.
судей: Печниковой Е.Р., Подольской А.А.
с участием прокурора Золиной Т.В.
при секретаре: Багровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства здравоохранения Самарской области, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» на решение Волжского районного суда Самарской области от 20 октября 2014 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Волжского района Самарской области удовлетворить.
Обязать ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности зданий, а именно:
в здании больницы расположенной в п. <данные изъяты>
установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, на территории объекта и вблизи него организовать наружный противопожарный водопровод, на котором установить пожарного гидранта на расстоянии не более 200 м до объекта (здания) с расходом 5 л/с на пожаротушение.
в здании больницы с. <данные изъяты>
установить наружное противопожарное водоснабжение (требуется на расстоянии не более 200 м от здания установка одного пожарного гидранта на противопожарном водопроводе обеспечивающего расход воды на один пожар на наружное пожаротушение 5 л/с или не менее двух специальных пожарных резервуаров, при этом в каждом из них должно храниться 50% (27(18) куб.м) необходимого объема воды на наружное пожаротушение) (наружное противопожарное водоснабжение допускается принимать из емкостей (резервуаров, водоемов) для отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 куб. м., расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода).
привести в работоспособное состояние автоматическую установку пожарной сигнализации в здании (помещениях), установить дымовые пожарные извещатели.
установить систему оповещения и управления эвакуаций людей при пожаре 2-го типа (звуковые (сирена, тонированный сигнал и др.) и световые (световые оповещатели «Выход») способы оповещения).
в здании больнице п. <данные изъяты> установить автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
в здании больницы с. <данные изъяты>
организовать наружное противопожарное водоснабжение (требуется на расстоянии не более 200 м от здания установка одного пожарного гидранта на противопожарном водопроводе обеспечивающего расход воды на один пожар на наружное пожаротушение 5 л/с или не менее двух специальных пожарных резервуаров, при этом в каждом из них должно храниться 50% (27(18) куб. м) необходимого объема воды на наружное пожаротушение) (наружное противопожарное водоснабжение допускается принимать из емкостей (резервуаров, водоемов) для отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 куб. м., расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода).
установить автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
в отделении врача общей практики пос. <адрес> установить противопожарное водоснабжение, на территории объекта и вблизи него установить наружный противопожарный водопровод, на котором необходима установка пожарного гидранта на расстоянии не более 200 м до объекта (здания) с расходом 5 л/с на пожаротушение (общественное здание административного назначения).
в помещении гаража ВОП, находящегося по адресу: <адрес> установить на дверях помещений категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок.
в здании (помещениях) ФАП п. <данные изъяты> установить автоматическую установку пожарной сигнализации (АУПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Печниковой Е.Р., доводы представителей Министерства имущественных отношений – Нестеровой С.В., Министерства здравоохранения Самарской области – Берман И.Я., Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» - Искаковой О.Н., Сосновцева В.А., возражения представителя Главного управления МЧС России по Самарской области – Агеева Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Волжского района Самарской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» (далее ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ»), Министерству здравоохранения Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области с иском о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с Главным управлением МЧС России по Самарской области проверено исполнение требований пожарной безопасности в деятельности ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ».
В ходе указанной проверки ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» и ее территориальных подразделений выявлены существенные нарушения требований пожарной безопасности. Главным управлением МЧС России по Самарской области в адрес ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» вынесено предписание № № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности установлен до 18.04.2014г. Вместе с тем, выявленные нарушения не устранены, о чем составлен акт проверки №№ от 23.05.2014.
Согласно п. 4.5.2.5 Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» к общей компетенции ответчиков относится осуществление финансового обеспечения учреждения. Без надлежащего финансового обеспечения ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» не может исполнять свою обязанность по содержанию недвижимого имущества, переданного в оперативное управление, в соответствии с противопожарными правилами и санитарно-эпидемиологическим законодательством (п. 3.10.7 Устава).
Выявленные и неустраненные нарушения противоречат требованиям пожарной безопасности и действующего законодательства, создают угрозу безопасности жизни и здоровья людей, могут привести при пожаре (чрезвычайной ситуации) к массовой гибели, травмированию людей, существенно влияют на безопасность нахождения людей в данных зданиях (помещениях).
Ссылаясь на изложенное, уточнив заявленные требования, прокурор Волжского района Самарской области просил обязать ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ», Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности зданий, а именно:
в здании больницы, расположенной в п. <данные изъяты>
установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, на территории объекта и вблизи него организовать наружный противопожарный водопровод, на котором установить пожарного гидранта на расстоянии не более 200 м до объекта (здания) с расходом 5 л/с на пожаротушение.
в здании больницы с. <данные изъяты>
установить наружное противопожарное водоснабжение (требуется на расстоянии не более 200 м от здания установка одного пожарного гидранта на противопожарном водопроводе, обеспечивающего расход воды на один пожар на наружное пожаротушение 5 л/с или не менее двух специальных пожарных резервуаров, при этом в каждом из них должно храниться 50% (27(18) куб.м) необходимого объема воды на наружное пожаротушение) (наружное противопожарное водоснабжение допускается принимать из емкостей (резервуаров, водоемов) для отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 куб. м., расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода).
привести в работоспособное состояние автоматическую установку пожарной сигнализации в здании (помещениях), установить дымовые пожарные извещатели.
установить систему оповещения и управления эвакуаций людей при пожаре 2-го типа (звуковые (сирена, тонированный сигнал и др.) и световые (световые оповещатели «Выход») способы оповещения).
в здании больницы п. <данные изъяты> установить автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
в здании больницы с. <данные изъяты>:
организовать наружное противопожарное водоснабжение (требуется на расстоянии не более 200 м от здания установка одного пожарного гидранта на противопожарном водопроводе обеспечивающего расход воды на один пожар на наружное пожаротушение 5 л/с или не менее двух специальных пожарных резервуаров, при этом в каждом из них должно храниться 50% (27(18) куб. м) необходимого объема воды на наружное пожаротушение) (наружное противопожарное водоснабжение допускается принимать из емкостей (резервуаров, водоемов) для отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 куб. м., расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода).
- установить автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
в отделении врача общей практики пос. <адрес> установить противопожарное водоснабжение, на территории объекта и вблизи него установить наружный противопожарный водопровод, на котором необходима установка пожарного гидранта на расстоянии не более 200 м до объекта (здания) с расходом 5 л/с на пожаротушение (общественное здание административного назначения).
в помещении гаража ВОП, находящегося по адресу: <адрес> установить на дверях помещений категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок.
в здании (помещениях) ФАП п. <данные изъяты> установить автоматическую установку пожарной сигнализации (АУПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах Министерство имущественных отношений Самарской области в лице представителя Шаталовой Е.Н., ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» в лице представителя Искаковой О.Н. просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Доводы жалоб сводятся к тому, что у Министерства отсутствуют полномочия по финансовому обеспечению ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ». Мероприятия по установке наружного противопожарного водоснабжения отнесены к вопросам местного значения; новым предписанием установлен срок устранения нарушений – 12.01.2015г.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Самарской области в лице представителя Берман И.Я. просит решение суда отменить в части удовлетворения требований в отношении Министерства, поскольку оно не имеет полномочий по принятию соответствующих расходных обязательств, а лишь распределяет доведенные до него средства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства имущественных отношений Самарской области – Нестерова С.В., Министерства здравоохранения Самарской области – Берман И.Я., ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» - Искакова О.Н., Сосновцев В.А. поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель ГУ МЧС России по Самарской области – Агеев Д.В. в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Прокурор Золина Т.В. просила решение суда отменить в части возложения на ответчиков обязанности по проведению организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с обеспечением наружного противопожарного водоснабжения в территориальных подразделениях ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ».
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 – ФЗ «О пожарной безопасности»).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 указанного закона).
Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства пожаротушения, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Согласно ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), т.е. на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Собственник, передав часть своего имущества, в том числе на праве оперативного управления, другому лицу сохраняет за собой право собственности на это имущество.
На основании ст. 210 ГК РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Волжского района Самарской области совместно с Главным управлением МЧС России по Самарской области проверено исполнение требований пожарной безопасности в деятельности ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ».
В ходе проверки установлено, что ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» и ее территориальными подразделениями допущены существенные нарушения требований пожарной безопасности.
Согласно п. 1.6. Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» (учреждение) учредителем и собственником имущества учреждения является Самарская область, полномочия которого осуществляют Министерство здравоохранения Самарской области (в отношении деятельности учреждения) и Министерство имущественных отношений Самарской области (в отношении управления имуществом, закрепленным за учреждением).
В силу п. 1.7. данного Устава учреждение обладает имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления. На министерство здравоохранение Самарской области возложена обязанность по осуществлению финансового обеспечения ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ». Финансирование ГБУЗ Самарской области «Волжская центральная районная больница» осуществляется из областного бюджета. Финансирование ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» осуществляется из областного бюджета.
Уставом к компетенции Министерства имущественных отношений Самарской области относится регулирование в пределах своих полномочий отношений собственности в ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ», в том числе контроль за использованием имущества, закрепленного за учреждением.
При осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано содержать недвижимое имущество, переданное в оперативное управление, в соответствии с противопожарными правилами и санитарно-эпидемиологическим законодательством.
Таким образом, выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности самим ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» не освобождает учредителей - Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, в том числе как собственника зданий, от обязанности обеспечить выполнение мер пожарной безопасности.
Судом установлено, что выявленные в ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» нарушения требований пожарной безопасности не устраняются на протяжении длительного периода с 2006 г.
Главным управлением МЧС России по Самарской области в адрес ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» вынесено предписание № № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 18.04.2014. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Учитывая, что без привлечения дополнительных средств ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия, суд пришел к правильному выводу об обязании Министерства здравоохранения Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» в рамках своей компетенции провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности зданий, поскольку выявленные нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в лечебном учреждении, соответственно нарушают права неопределенного круга лиц на охрану и укрепление здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Доводы апелляционных жалоб Министерства здравоохранения Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области об отсутствии у министерств полномочий по финансовому обеспечению ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ», не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, т.к. в соответствии с положениями пунктов 4.5.1., 4.5.2.5. Устава ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» осуществление финансового обеспечения учреждения относится к общей компетенции ответчиков.
Доводы жалоб о том, что Министерство здравоохранения Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области являются ненадлежащими ответчиками по делу, несостоятельны в силу вышеуказанного. Неустранение выявленных нарушений носит длительный характер, свидетельствующий о недостаточной активности ответчиков в осуществлении своих полномочий в разрешении данного вопроса.
Доводы жалобы ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» о новом сроке устранения выявленных нарушений, не являются основанием к отмене решения, поскольку выявленные нарушения создают опасные условия для лиц, пребывающих в нем.
Вместе с тем, судебная коллегия, не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения на ответчиков обязанности по проведению организационно – хозяйственных мероприятий, связанных с обеспечением наружного противопожарного водоснабжения в больницах п. <данные изъяты>, с.<данные изъяты> (в предписании вместо больниц указаны фельдшерско-акушерские пункты), в отделении врача общей практики пос. <данные изъяты>.
В частности, речь идет об обязании ответчиков установить противопожарный водопровод в соответствии с нормативными требованиями пожарной безопасности (требуется противопожарный водопровод (водопроводная сеть), на котором необходима установка пожарного гидранта с учетом нормативного расстояния (радиуса) их удаления от здания (200 м).
В соответствии со ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к источникам наружного противопожарного водоснабжения, которые должны быть на территориях поселений и городских округов, относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Кроме того, поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
В соответствии с п. 3.2. (СП 8.13130.2009) "Свода Правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009г. N 178, под гидрантом понимается техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
В этой связи гидрант предполагает его закрепленность в установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, неотделимые от нее.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд оставил без внимания тот факт, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что сети наружного противопожарного водоснабжения, в состав которой входят пожарные гидранты, находятся в собственности, либо в пользовании ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ».
С учетом вышеизложенного, в указанной части решение суда подлежит отмене, а исковые требования прокурора оставлению без удовлетворения.
Также подлежит отмене решение в части обязания ответчиков провести комплекс организационно-хозяйственных мероприятий в здании больницы с. Выползово: установить наружное противопожарное водоснабжение (требуется на расстоянии не более 200 м от здания установка одного пожарного гидранта на противопожарном водопроводе обеспечивающего расход воды на один пожар на наружное пожаротушение 5 л/с или не менее двух специальных пожарных резервуаров, при этом в каждом из них должно храниться 50% (27(18) куб.м.) необходимого объема воды на наружное пожаротушение) (наружное противопожарное водоснабжение допускается принимать из емкостей (резервуаров, водоемов) для отдельно стоящих общественных зданий объемом до 1000 куб. м., расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода); привести в работоспособное состояние автоматическую установку пожарной сигнализации в здании (помещениях), установить дымовые пожарные извещатели; установить систему оповещения и управления эвакуаций людей при пожаре 2-го типа (звуковые (сирена, тонированный сигнал и др.) и световые (световые оповещатели «Выход») способы оповещения).
Судом при разрешении данного требования не учтено, что жители с. Выползово получают медицинскую помощь в Рождественском отделении ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ», находящемся в с.Рождественно, поскольку фельдшерско-акушерский пункт с. <данные изъяты> (в предписании указан именно ФАП, а не больница) с 01.01.2011г. по настоящее время не эксплуатируется в связи с аварийным состоянием здания и отсутствием медицинского работника. Здание отключено от электроснабжения и опечатано.
В отсутствии доказательств создания угрозы безопасности жизни и здоровью людей выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в неэксплуатируемом фельдшерско-акушерском пункте с.<данные изъяты>, отсутствует и целесообразность финансирования за счет бюджетных средств мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в отношении указанного фельдшерско-акушерского пункта.
Оснований для удовлетворения требований в указанной части не имелось.
Представители ГБУЗ Самарской области «Волжская ЦРБ» в суде апелляционной инстанции подтвердили отсутствие возможности эксплуатации здания ФАПа, которое в будущем не будет ремонтироваться, поскольку одобрен проект на строительство нового здания.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимо отметить, что предписание Главного управления МЧС России по Самарской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в отношении ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ» отмене или изменению при рассмотрении настоящего дела не подлежит, поскольку предметом иска не являлось и не оспаривалось сторонами.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 20 октября 2014года отменить в части проведения ряда организационно – хозяйственных мероприятий, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
Исковые требования прокурора Волжского района Самарской области удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности зданий, а именно:
1. в здании (помещениях) фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в п. <данные изъяты>, установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
2. в здании (помещениях) фельдшерско-акушерского пункта п. <данные изъяты> установить автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
3. в здании (помещениях) фельдшерско-акушерского пункта с. <данные изъяты> установить автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
4. в помещении гаража врача общей практики, расположенного по адресу: <адрес>, установить на дверях помещений обозначения категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны по правилам устройства электроустановок;
5. в здании (помещениях) фельдшерско-акушерского пункта п. <данные изъяты> установить автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи