Решение по делу № 77-32/2023 (77-1997/2022;) от 12.12.2022

Судья: Рассохин А.И.

УИД 16RS0013-01-2022-001882-56

Дело № 77-32/2023

Дело № 12-166/2022 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

11 января 2023 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Погудиной Л.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Каюмова Арселя Фавадисовича на решение судьи Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника ОГИБДД отдела МВД России по Высокогорскому району от 14 сентября 2022 года № .... Каюмов А.Ф. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Каюмов А.Ф., оппонируя выводам должностного лица и считая себя невиновным во вменяемом ему противоправном деянии, обратился с жалобой на указанное постановление в Высокогорский районный суд Республики Татарстан.

Однако решением судьи районного суда указанный правоприменительный акт оставлен без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Каюмов А.Ф., продолжая настаивать на непричастности к нарушению Правил дорожного движения, описанному в правоприменительном акте должностного лица, просит решение судьи районного суда отменить и производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Каюмова А.Ф., полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Как видно из материалов дела, должностное лицо подвергло Каюмова А.Ф. административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что 31 августа 2022 года в 11 часов 10 минут, управляя автомобилем «<данные изъяты>» с государственным регистрационным номером .... и двигаясь на <данные изъяты> километре автомобильной дороги Казань-Малмыж, он совершил обгон автомобиля в тот момент, когда движущееся впереди транспортное средство совершало маневр обгона.

Судья районного суда мнение субъекта административной юрисдикции разделил и счел оспариваемое постановление материально и процессуально убедительным.

Однако с такими решениями согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Требования, предъявляемые к совершению обгона, то есть к маневру, представляющего собой опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части), установлены главой 11 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее по тексту – Правила дорожного движения).

Так, пункт 11.1 Правил гласит, что прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

При этом пункт 11.2 Правил дорожного движения запрещает водителю выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Кроме того, пункт 11.4 Правил дорожного движения исключает возможность совершения обгона:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Протокол об административном правонарушении, равно как и корреспондирующие ему схема места совершения административного правонарушения и фототаблица, составленная из фрагментов видеозаписи, свидетельствуют о том, что Каюмов А.Ф. предпринял маневр обгона в разрешенном для этого месте, выехав и двигаясь по встречной полосе следом за другим транспортным средством, выполняющим тот же маневр.

Такие действия фигуранта были расценены должностным лицом, возбудившим административное преследование, как нарушение требований пункта 11.2 Правил дорожного движения.

Вместе с тем, делая такой вывод, сотрудник ДПС и поддержавшие его точку зрения субъекты административной юрисдикции, ошибочно истолковали условия, при которых исключается совершение обгона, и решили, что Правилами во всех случаях не допускается одновременное последовательное совершение обгона несколькими движущимися по встречной полосе транспортными средствами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что под обгоном, недопустимым вторым абзацем пункта 11.2 Правил дорожного движения и влекущим ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевается обгон движущегося впереди транспортного средства, который, в свою очередь, приступил к обгону и выехал на полосу встречного движения («двойной» обгон).

Следовательно, действующее правовое регулирование не исключает возможность выезда транспортного средства на встречную сторону дороги для выполнения обгона, где это не запрещено Правилами и средствами дорожного регулирования, одновременно с иными транспортными средствами, приступившими к тому же маневру, при соблюдении условий, определенных пунктами 11.1 и 11.2 Правил дорожного движения.

В то же время в данном случае должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении не уличило Каюмова А.Ф. в том, что предпринятый им маневр обгона сопровождался созданием помех другим участникам дорожного движения или нес угрозу безопасности дорожного движения.

В этой связи поведение Каюмова А.Ф. в том аспекте, в котором оно изложено в протоколе об административном правонарушении и впоследствии воспроизведено в юрисдикционных актах, не шло вразрез с требованиями пункта 11.2 Правил дорожного движения и потому не влечет публично-правовой ответственности по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к таким обстоятельствам, которые исключают производство по делу, относится и отсутствие состава административного правонарушения.

Таким образом, постановление начальника ОГИБДД отдела МВД России по Высокогорскому району от 14 сентября 2022 года № .... и решение судьи Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу Каюмова Арселя Фавадисовича удовлетворить.

Постановление начальника ОГИБДД отдела МВД России по Высокогорскому району от 14 сентября 2022 года № .... и решение судьи Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2022 года, вынесенные в отношении Каюмова Арселя Фавадисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить и производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно с момента его провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.В. Верхокамкин

77-32/2023 (77-1997/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Каюмов Арсель Фавадисович
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Верхокамкин Евгений Валерьевич
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
12.12.2022Материалы переданы в производство судье
11.01.2023Судебное заседание
13.01.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2023Дело оформлено
24.01.2023Дело передано в экспедицию
11.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее