Дело № 2-658/2015г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд <адрес> Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Сергеевой Е. В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Кузьменок Елены Николаевны к Министерству обороны Российской Федерации, Кузьменок Анастасии Алексеевне, Кузьменок Антону Алексеевичу о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,УСТАНОВИЛ:
Кузьменок Е. Н. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Кузьменок А. А., Кузьменок А. А. о признании права собственности на жилое помещение – трехкомнатную <адрес>, расположенную в <адрес>, инвентарный № №, общей площадью жилых помещений - 69,60 кв.м., в том числе жилой площадью – 40,40 кв.м., в порядке приватизации.
Истец Кузьменок Е. Н. в ходе судебного разбирательства на своих исковых требованиях настаивала, мотивируя их следующим.
Она является нанимателем на условиях договора социального найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ и финансовым лицевым счетом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на вышеуказанную квартиру в ЕГРП за кем-либо не зарегистрировано. Между тем, собственником данной квартиры является Российская Федерация.
В указанном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы следующие граждане: истец Кузьменок Елена Николаевна (наниматель), ее дочь Кузьменок Анастасия Алексеевна, ее сын Кузьменок Антон Алексеевич. Ранее в квартире также проживал и был зарегистрирован ФИО1 (супруг нанимателя), который был снят с регистрационного учета по данному месту жительства ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Министерство обороны РФ с просьбой дать ей согласие на приобретение в собственность в порядке приватизации занимаемого ею жилого помещения, на которое какого-либо ответа получено не было.
Ранее она в приватизации какого-либо жилого помещения не участвовала.
Поскольку занимаемая ею квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, а именно не является служебным жилым помещением, находится в военном городке <адрес>, который не имеет статуса закрытого военного городка, то она просит суд признать за ней право собственности на указанное жилое помещение – трехкомнатную <адрес>, расположенную в <адрес>, инвентарный № №, общей площадью жилых помещений - 69,60 кв.м., в том числе жилой площадью – 40,40 кв.м., в порядке приватизации.
Ответчики Кузьменок Анастасия Алексеевна и Кузьменок Антон Алексеевич, надлежащим образом извещенные судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 35, 36), в суд не явились. В письменных заявлениях указанные ответчики полностью признали исковые требования Кузьменок Е. Н. и просили суд о рассмотрении дела в их отсутствие (л. д. 30, 31).
Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения истца, рассматривает данное дело в отсутствие вышеуказанных ответчиков, надлежащим образом извещенных судом о месте и времени судебного разбирательства и просивших суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Министерство обороны РФ, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства (л. д. 38), в суд своего представителя не направил, письменных возражений по существу иска в суд не представил.
Суд, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и мнения истца, рассматривает данное дело в отсутствие ответчика Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенного судом о месте и времени судебного разбирательства и не просившего суд о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав в ходе судебного разбирательства истца, исследовав письменное признание иска ответчиками Кузьменок, а также иные письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании ордера № №, выданного Тимоновской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ истцу Кузьменок Елене Николаевне на состав семьи из трех человек (супруга ФИО1, сына Кузьменок Антона Алексеевича и дочь Кузьменок Анастасию Алексеевну) была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л. д. 13).
На момент обращения в суд с настоящим иском нанимателем вышеуказанного жилого помещения является истец Кузьменок Елена Николаевна, что усматривается из финансового лицевого счета <адрес>, выданного ОАО «Славянка» филиала Рязанский РЭУ-№ (л.д. 15).
Вместе с нанимателем, истцом Кузьменок Е. Н., в настоящий момент в данной квартире также постоянно зарегистрированы: ее дочь – ответчик Кузьменок Анастасия Алексеевна и ее сын – ответчик Кузьменок Антон Алексеевич (л. д. 39, 40). ФИО1 снят с регистрационного учета с указанного места жительства ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из копии финансового лицевого счета квартиры и выписки из домовой книги (л.д. 14, 15).
Истец Кузьменок Е. Н. обратилась в суд с иском о предоставлении ей в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения, поскольку она занимает данное жилое помещение по договору социального найма, с указанием, что данное жилое помещение не является служебным, право однократной приватизации жилья ранее ею не использовалось.
Оценивая данные доводы истца в ходе настоящего судебного разбирательства, суд соглашается с ними по следующим основаниям.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ на указанное жилое помещение каких-либо прав, в том числе право собственности, за кем-либо из граждан или юридических лиц не зарегистрировано (л. д. 20).
Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, данный дом и спорная квартира не были переданы в муниципальную собственность и не находятся на балансе муниципального образования. Указанная квартира является федеральной собственностью, находящейся в ведении Министерства обороны РФ.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1888 от 23 декабря 2010 года «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании Приказа Министра обороны РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года было принято решение о реорганизации федеральных государственных квартирноэксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской к ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
Статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан РФ, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в введении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения могут передаваться в общую собственность.
В соответствии со ст. 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Ответчики Кузьменок А. А. и Кузьменок А. А. в ходе судебного разбирательства полностью признали исковые требования (л. д. 31).
Ответчик Министерство обороны РФ не представил в суд каких-либо письменных мотивированных возражений относительно приватизации истцом спорного жилого помещения.
Вместе с тем, согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24 августа 1993 года «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно п. 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно п. п. «г» п. 1 Указа Президента РФ от 25 ноября 1996 года «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» предписывалось до 01 января 2005 года передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Ранее, военный городок <адрес> имел статус закрытого. Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно изменениям, которые были внесены в раздел «Вооруженные Силы РФ», из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р, исключен военный городок <адрес>, в связи с чем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ военный городок <адрес>, на территории которого находится спорная квартира, имеет статус открытого.
То обстоятельство, что <адрес>, являющаяся объектом социальной инфраструктуры Министерства обороны Российской Федерации, в нарушение данного Указа, не передана в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность, не должно отражаться на реализации прав граждан Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации жилья.
Часть 2 ст. 35 Конституции РФ гарантирует право каждому иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предоставлено право гражданам на приобретение жилых помещений в собственность.
Также суд отмечает тот факт, что спорное жилое помещение, занимаемое истцами, не входит в число жилых помещений, которые в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации, в частности не является служебным жилым помещением.
Так, согласно пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что спорная квартира была предоставлена истцу на основании ордера № 1011, выданного Тимоновской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ, без каких-либо отметок о том, что ордер выдан на служебное жилое помещение (л. д. 13).
В справке РЭУ № филиала «Рязанский» ОАО «Славянка» за № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что спорное жилое помещение не является служебным (л. д. 16).
Согласно ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции от 1983 года), утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ, государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам и только после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Исходя из положений ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих. При этом, в силу положений ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры.
В период действия Жилищного кодекса РСФСР в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 1984 года № 5 (в редакции от 21 декабря 1993 года) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР» было указано, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Анализ приведенных норм ранее действовавшего жилищного законодательства свидетельствует о том, что признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а впоследствии, местной администрации. При этом, само по себе предоставление военнослужащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяло его статусом служебного.
Также отсутствуют основания для отнесения спорной квартиры к служебной в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». В соответствии с пунктом 12 указанных Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом, квартира становится служебной только при соблюдении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42. Иной порядок присвоения жилому помещению статуса служебного законодательством не предусмотрен.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.
Истец Кузьменок Е. Н. просит суд передать ей в собственность вышеуказанную квартиру в порядке приватизации. Данные исковые требования суд признает законными и обоснованными по вышеуказанным основаниям, а также по той причине, что истец ранее в приватизации каких-либо жилых помещений участия не принимала, что подтверждается соответствующими справками (л. д. 24, 25).
Объектом приватизации является трехкомнатная <адрес>, расположенная в <адрес>, инвентарный № №, общей площадью жилых помещений общей площадью жилых помещений - 69,60 кв.м., в том числе жилой площадью – 40,40 кв.м., что усматривается из Технического паспорта жилого помещения ГУП МО «МОБТИ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19).
Таким образом, какие-либо запреты или ограничения в приватизации спорного жилого помещения судом не выявлены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии у истца Кузьменок Е. Н. законных оснований для признания за ней права собственности на жилое помещение – трехкомнатную <адрес>, расположенную в <адрес>, инвентарный № № общей площадью жилых помещений - 69,60 кв.м., в том числе жилой площадью – 40,40 кв.м., в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьменок Елены Николаевны к Министерству обороны Российской Федерации, Кузьменок Анастасии Алексеевне, Кузьменок Антону Алексеевичу о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.Признать за КУЗЬМЕНОК ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: уч. <адрес>, гражданство: <адрес>, паспорт №, выдан ТП № ОУФМС России по <адрес>, право собственности на трехкомнатную <адрес>, расположенную в <адрес>, инвентарный № №, общей площадью жилых помещений - 69,60 кв.м., в том числе жилой площадью – 40,40 кв.м., в порядке приватизации.
Настоящее решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для регистрации права собственности истца на вышеуказанную квартиру в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд <адрес> в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Е. В. Сергеева