дело №а-8392/2018
66RS0001-01-2018-009177-94
Мотивированное решение суда изготовлено 26.12.2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2018 г. гор. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Черных О.А.
при секретаре Федоровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Акрамова Истама Шарофовича к ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 22.10.2018,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился административный истец Акрамов И.Ш. с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным отказ ГУ МВД России по Свердловской области в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 22.10.2018.
Свои исковые требования административный истец мотивирует тем, что он является гражданином Узбекистана, длительное время проживает в Российской Федерации совместно со своей супругой Солоповой Ю.В. и малолетним сыном Акрамовым Ф.И., 2009 г.р., которые являются гражданами Российской Федерации. 19.09.2018 он был на приеме в УВМ ГУ МВД России по Свердловской области, где его записали на сдачу заявления на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации на 22.10.2018.
27.09.2018 он был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб. без выдворения, т.к. им был нарушен режим пребывания в Российской Федерации. 22.10.2018 он пришел в УВМ ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, к которому был приложен пакет необходимых документов. В приеме заявления ему было отказано, т.к. он незаконно находился на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания.
Считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным, т.к. прием его заявления о получении разрешения на временное проживания в Российской Федерации был заранее согласован с руководством УВМ ГУ МВД России по Свердловской области с условием привлечения его к административной ответственности.
Также отказ в приеме заявления от 22.10.2018 является незаконным, т.к. Административный регламент не предусматривает оснований для отказа в приеме заявления. Оспариваемое решение нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, т.к. ограничивает его право проживания на территории Российской Федерации совместно со своей семьей.
В судебном заседании административный истец Акрамов И.Ш. и его представитель Цинк А.В., действующий по устному ходатайству, исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Солопова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что состоит в браке с гражданином Узбекистана Акрамовым И.Ш. с 23.04.2018, имеет несовершеннолетнего ребенка <иные данные> отцом которого является административный истец. 19.09.2018 административный истец обратился на прием к начальнику УВМ ГУ МВД России по Свердловской области, на котором он был записан на сдачу документов на РВП на 22.10.2018. При этом условием получения РВП являлось привлечение Акрамова И.Ш. к административной ответственности за нарушение режима пребывания в Российской Федерации. 27.09.2018 административный истец был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 руб. без выдворения. Административный штраф был оплачен. 22.10.2018 Акрамов И.Ш. совместно с ней пришел в УВМ ГУ МВД России по Свердловской области по предварительной записи, однако в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в РФ Акрамову И.Ш. было отказано, т.к. он находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания. Считает, что оспариваемое решение нарушает право на личную, семейную жизнь Акрамова И.Ш., т.к. ограничивает временной режим пребывания истца на территории Российской Федерации.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Свердловской области Быков А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что 22.10.2018 ГУ МВД России по Свердловской области было отказано Акрамову И.Ш. в приеме заявления о получении разрешения на временное проживание в Российской Федерации в связи с его незаконным нахождением на территории РФ. Данный отказ регламентируется Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ от 27.11.2017 №. Оспариваемое решение не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, т.к. запрет на пребывание Акрамова И.Ш. на территории Российской Федерации не выносился, он может проживать совместно со своей семьей в России на ином законном основании.
Суд, заслушав мнение сторон, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2, пункту 8 статьи 6 указанного Федерального закона под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок подачи документов для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, перечень предоставляемых документов, основания для непринятия документов к рассмотрению и их возврата на момент возникновения спорных правоотношений определяется Административным регламентом МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 27 ноября 2017 года N 891.
Основания для непринятия заявления установлены пунктом 44.7 Административного регламента МВД Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 27 ноября 2017 года N 891, согласно которому заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).
Как следует из материалов дела, административный истец является иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, въехавшим в Россию в порядке, не требующем получения визы.
Законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (статья 2 вышеназванного Федерального закона).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В судебном заседании установлено, что 22 октября 2018 года административный истец обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о выдаче ему разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
В принятии указанного заявления сотрудником Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области было отказано в связи с нарушением административным истцом сроков пребывания в Российской Федерации, установленных статьей 5 вышеуказанного Федерального закона. Согласно постановлению судьи Сысертского районного суда Свердловской области от 27.09.2018 Акрамов И.Ш. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. без выдворения за пределы Российской Федерации. Постановление Акрамовым И.Ш. оспорено не было и вступило в законную силу 09.10.2018.
Указанным постановлением установлено, что гражданин Узбекистана Акрамов И.Ш. временно находился на территории Российской Федерации в период с 14.03.2018 по 09.06.2018 (87 суток), а также в период с 09.06.2018 по 06.09.2018 (89 суток), таким образом, срок пребывания в течение периода в 180 суток составил 176 суток, после чего Акрамов И.Ш. выехал за пределы Российской Федерации, затем в течение тех же 180 суток въехал на территорию Российской Федерации 06.09.2018 в нарушение положений п. 1 ст. 5 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». С указанного времени административный истец Акрамов И.Ш. безвыездно находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент обращения с целью подачи указанного заявления, то есть на 22 октября 2018 года административный истец безвыездно находился на территории Российской Федерации более 90 суток, то есть с нарушением порядка пребывания, установленного абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
При этом в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие легальность нахождения административного истца 22 октября 2018 года на территории Российской Федерации. На существование таких доказательств истец и его представитель не ссылаются.
Поскольку на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации административный истец находился в Российской Федерации с нарушением установленного порядка временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, то в силу пункта 44.7 Административного регламента, заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации у административного истца не могло быть принято и подлежало возвращению, что и было сделано сотрудником Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области.
При таких обстоятельствах суд признает действия по отказу в принятии заявления соответствующим нормативному правовому акту (Административному регламенту), регулирующему спорные правоотношения. Такой отказ не противоречит и нормам Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пункт 2 статьи 5 которого предусматривает лишь единственное правомерное поведение иностранного гражданина в случае нарушения им режима пребывания в Российской Федерации - обязанность выезда иностранного гражданина за пределы России.
При этом не имеет правового значения факт предварительного согласования даты подачи административным истцом заявления на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации с руководством УВМ ГУ МВД России по Свердловской области.
Также суд отвергает доводы о нарушении оспариваемым решением прав административного истца на уважение личной и семейной жизни, гарантированных, в том числе и статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку отказ в принятии заявления сам по себе никоим образом не ограничивает права истца на общение с членами его семьи – супругой и несовершеннолетним ребенком, являющимися гражданами Российской Федерации. Эти его права он вправе реализовывать, но с учетом распространяющихся на него правил пребывания в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, когда оспариваемый отказ в принятии заявления соответствует нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, и не нарушает прав административного истца, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Акрамова Истама Шарофовича к ГУ МВД России по Свердловской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации от 22.10.2018 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга.
Судья: Черных О.А.