Судья Печинина Л.А. УИД 11RS0006-01-2023-001069-97
Дело № 21-151/2024 (№12-1236/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Колосова Н.Е.,
с участием защитника Маракулиной О.П.,
при секретаре судебного заседания Микушевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 марта 2024 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»» Назирова Р.Р. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 19 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-КОМИ»,
установил:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» обратилось в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, заявив об отмене постановления и прекращении производства по делу по основанию отсутствия в действиях привлекаемого лица состава вмененного административного правонарушения.
<Дата обезличена> ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» реорганизовано в форме присоединения к ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
Решением судьи Сыктывкарского городского суда от <Дата обезличена> по делу <Номер обезличен> постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от <Дата обезличена> <Номер обезличен> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Лукойл-Коми» оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной представителем ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Назировым Р.Р. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене судебного акта, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми защитник общества Маракулина О.П. доводы жалобы поддержала.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав объяснения защитника, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).
Положениями части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплено, что пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр (подпункт 1); соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (подпункт 2).
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Как следует из материалов дела, межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проведена плановая документарная проверка в отношении деятельности в области использования и охраны недр ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» по объекту геологического надзора – залежи в пермо-карбоновых и девонских отложениях Усинского месторождения.
Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» является владельцем лицензии на пользование недрами <Номер обезличен> с целевым назначением и видами работ – разработка залежей в пермо-карбоновых и девонских отложениях Усинского месторождения в Усинском районе Республики Коми, сроком действия до <Дата обезличена>.
Действующими проектными документами являются: «Дополнения к технологической схеме разработки пермо-карбоновой залежи Усинского нефтяного месторождения Республики Коми», утвержденное Протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции Роснедр от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, «Дополнение к технологическому проекту разработки Усинского нефтяного месторождения (без пермо-карбоновой залежи) Республики Коми утвержденное Протоколом заседания Центральной нефтегазовой секции Роснедр от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
1. В соответствии с проектным документом «Дополнение к технологическому проекту разработки Усинского нефтяного месторождения (без пермо-карбоновой залежи) Республики Коми» и раздела 3 Решения ЦКР Роснедр по УВС (Центральная нефтегазовая секция) определено ООО «Лукойл-Коми» выполнить программы ГТМ, и программы исследовательских работ в полном объеме и в установленные сроки.
Актом проверки от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлено, что Программой работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин Усинского нефтяного месторождения (без пермо-карбоновой залежи), предусмотрен ввод в работу добывающих скважин по объекту ... в период 2020-2022 года: <Номер обезличен>.
Согласно представленным ООО «Лукойл-Коми» сведениям по фонду нефтяных скважин за <Дата обезличена> года скважины <Номер обезличен> числятся в консервации.
Таким образом, установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» не соблюдаются требования утвержденного в установленном порядке технического проекта, в части выполнения программы работ, по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (<Номер обезличен>) Усинского нефтяного месторождения (без пермо-карбоновой залежи) в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки за 2022 год.
Место совершения правонарушения: Усинское нефтяное месторождение на территории Республики Коми. Время совершения правонарушения: ...
2. Согласно проекту «Дополнение к технологической схеме разработки пермо-карбоновой залежи Усинского нефтяного месторождения Республики Коми», глава 10.5 «Рекомендации к системе поддержания пластового давления» разработка пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения ведется с применением ППД (законтурная закачка), ПТВ и ПЦО (внутриконтурная закачка). Источником водоснабжения для системы ППД служит попутно-добываемая минерализованная вода, отделяемая из нефтяной эмульсии на ДНС-В1, ДНС-2, ДНС-2А и УПН «Уса». Система ППД включает в себя: нагнетательные скважины; низконапорные и высоконапорные трубопроводы систем заводнения нефтяных пластов; блочные кустовые насосные станции (БКНС) №, 6, 12, 15А, 15, кустовые дожимные насосные установки КДНУ; блоки напорных гребенок (БНГ), выносные блоки напорных гребенок (ВБНГ); печи подогрева ПТБ-10. Схема функционирования системы ППД следующая: подготовленная подтоварная с ДНС с УПСВ подается насосами по низконапорным водоводам до БКНС, КДНУ и далее закачивается через нагнетательные водоводы в нагнетательные скважины.
Главой 10.5.1 установлены Требования и рекомендации к системе ПТВ и ППД, требования к системе подготовки воды для законтурного заводнения и качества закачиваемых вод.
В соответствии с рекомендуемым вариантом разработки предусматривается организация системы поддержания пластового давления, для нужд которой используется попутно-добываемая вода, подготавливаемая на ...». Вода, используемая для заводнения нефтяных пластов, должна проходить подготовку до кондиций, предусмотренных РД ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» «Требования к качеству воды, используемой для заводнения на нефтяных месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ», установленным Приказом ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» от <Дата обезличена>. <Номер обезличен>. Проектом установлено допустимое содержание нефти и механических примесей в воде, закачиваемой в пласты пермо-карбоновой залежи Усинского месторождения: нефти до ..., механических примесей – до ....
Актом проверки от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлено, что за 2022 год содержание взвешенных частиц по ... превышает допустимое содержание ... за исключением некоторых показателей, за 2022 год содержание нефтепродуктов превышает допустимое содержание нефти ... за исключением <Дата обезличена> по ..., <Дата обезличена> по ...
Таким образом, установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» не соблюдаются требования действующего проектного документа «Дополнения к технологической схеме разработки пермо-карбоновой залежи Усинского нефтяного месторождения Республики Коми» в превышения допустимого содержания ТВЧ и нефтепродуктов в закачиваемых водах на приеме объекта системы ППД за 2022 год.
Место совершения правонарушения: Усинское нефтяное месторождение на территории Республики Коми. Время совершения правонарушения: ... <Дата обезличена>.
3. Согласно проектному документу «Дополнение к технологическому проекту разработки Усинского нефтяного месторождения (без пермо-карбоновой залежи) Республики Коми» по Усинскому месторождению согласно РД ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» «Требования к качеству воды, используемой для заводнения на нефтяных месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ», установленным Приказом ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, предельно-допустимое содержание ТВЧ и нефтепродуктов в воде на приеме объекта системы ППД Усинского месторождения, не более: нефтепродуктов – 50 мг/дм3, ТВЧ – до 50 мг/дм3. Из представленных ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» сведений о количестве взвешенных частиц в подтоварной воде по объектам системы ППД (мг/дм3) по участку «Уса» (БКНС-15, БКНС-2, БКНС-15а, БКНС-6) за 2022 год (<Дата обезличена>) по БКНС-15а установлено превышение взвешенных частиц на 14,3 мг/дм3 и сведений о содержании нефтепродуктов по объектам ППД (мг/дм3) по участку «Уса» (БКНС-15, БКНС-2, БКНС-15а, БКНС-6) содержание нефтепродуктов превышает допустимое содержание нефтепродуктов (не более) 50 мг/дм3 в 2022 году за декабрь по БКНС-2 на 21,3-75,4 мг/дм3, по БКНС-6 на 23,4-136,5 мг/дм3, по БКНС-15 на 0,7-19,5 мг/дм3, по БКНС-15а на 4,0-412,2 мг/дм3, за ноябрь по БКНС-2 на 1,8-64,4 мг/дм3, по БКПС-6 на 27,6-57,9 мг/дм3, по БКПС-15ана 41,9-130,6 мг/дм3, за октябрь БКНС-2 на 94,5-216,6 мг/дм3, по БКНС-6 на 146,9-254,1 мг/дм3, по БКНС-15а на 193,9-248 мг/дм3, за сентябрь по БКНС-2 на 162,1-333,9 мг/дм3, по БКНС-6 на 191,1-289,7 мг/дм3, по БКНС-15 на 1,4-17,5 мг/дм3, по БКНС-15а на 216,7-342,8 мг/дм3.
Место совершения правонарушения: Усинское нефтяное месторождение. Время совершения правонарушения ... <Дата обезличена>, то есть день составления акта плановой документарной проверки <Номер обезличен>.
Таким образом, не выполняются требования действующего проектного документа «Дополнения к технологическому проекту разработки Усинского нефтяного месторождения (без пермо-карбоновой залежи) Республики Коми» в части превышения допустимого содержания ТВЧ и нефтепродуктов в закачиваемых водах на приеме объекта системы ППД за 2022 год.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о пользовании ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» недрами с нарушением условий, предусмотренных требованиями утвержденного технического проекта, послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» дел об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
<Дата обезличена> в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» составлены протоколы об административном правонарушении: <Номер обезличен>), дела объединены в одно производство определением от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> должностным лицом вынесено постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе: протоколы об административном правонарушении <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (л.д.91-93), определение об объединении дел об административных правонарушениях в одно производство (л.д.107-108), пояснениями ООО «Лукойл-Коми» (д.д. 109), Акт плановой документарной проверки от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (л.д.110-116), Результаты проб воды на содержание взвешенных частиц (механических примесей) и нефтепродуктов за 2020-2022 гг. (л.д. 117-152), Лицензия на право пользования недрами СЫК 12377 НЭ с изменениями и дополнениями (л.д. 153-164), Протокол заседания Центральной нефтегазовой секции от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (л.д.165-171), Отчет «Дополнение к технологической схеме разработки Пермо-Карбоновой залежи Усинского нефтяного месторождения Республики Коми» (л.д. 172-182), Протокол заседания Тимано-Печорской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по У ВС от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (л.д. 183-195), Фонд нефтяных скважин декабрь 2022, дата выдачи <Дата обезличена> (выкопировка)(л.д. 196), Таблица 10 Протокола заседания Тимано-Печорской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (выкопировка) (л.д. 197-199), Отраслевой стандарт ОСТ 39-225-88 «Вода для заводнения нефтяных пластов. Требования к качеству (л.д. 201-202), Приказ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (о введении в действие Регламентирующего документа «Требования к качеству воды, используемой для заводнения на нефтяных месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ»») (л.д. 203-211), Сопроводительное письмо Управления <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о направлении в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» копии постановлений с почтовым уведомлением о вручении, списком почтовых отправлений, отчетом об отслеживании (л.д. 212-215), Постановление Управления о назначении административного наказания <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (л.д. 216-222), Платежное поручение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (л.д. 223) и иными доказательствами, получившими свою оценку должностных лиц и судьи на полноту, относимость и допустимость при рассмотрении дела по существу.
Оценив все исследованные доказательства в совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии вины ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ», в совершении административного правонарушения, верно квалифицировав его действия по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В настоящем случае установлено, что требования законодательства о недрах, закрепленные в нормативных актах, ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
При назначении наказания в соответствии с положениями ст. 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом учтены как характер правонарушения, так имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Наказание назначено в пределах, установленных санкцией инкриминируемой статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки в жалобе на пункт 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от <Дата обезличена> N 356, предусматривающий показатели, характеризующие выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах", в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, не могут служить основанием для прекращения производства по делу, так как факт нарушения требований действующих проектных документов нашел свое подтверждение. Кроме того, пункт 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья не содержит положения о том, что только предусмотренные в нем показатели свидетельствуют о выполнении недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах".
Приведенные в жалобе доводы дублируют позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении судьи городского и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел. В постановлении судьи отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» рассмотрено с соблюдением гарантированных процессуальных прав, по установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях правилам, право ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» на справедливое судебное разбирательство не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
Постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» оставить без изменения, жалобу действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»» ФИО4– без удовлетворения.
Судья Н.Е. Колосова