УИД 58RS0027-01-2019-004633-51
Дело № 2а-131/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пенза 17 февраля 2020 года
Октябрьский районный суд г. Пензы
в составе
председательствующего судьи Николаевой Л.В.,
при секретаре Хамзиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы к Горячеву Павлу Анатольевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что УГИБДД УМВД России по Пензенской области представлены сведения о транспортном средстве, собственником которых является Горячев П.А.: Автомобили грузовые, регистрационный знак: №, Марка/Модель: ВОЛЬВО FH 12460, VlN: №, Год выпуска 2000, Дата регистрации права 26.10.2011, Дата утраты права 18.11.2016. Налоговым органом был исчислен должнику транспортный налог за 2014-2016 годы в сумме 114041,00 руб., в т.ч. за 2014 год в сумме 39100,00 руб. (460,00 руб. (мощность двигателя) х 85,00 руб. (налоговая ставка)). За 2015 год в сумме 39100,00 руб. (460,00 руб. (мощность двигателя) х 85,00 руб. (налоговая ставка)). За 11 мес. 2016 года 35841,00 руб. (460,00 руб. (мощность двигателя) х 85,00 руб. (налоговая ставка): 12/11 мес. (количество месяцев владения в году)). Налог за 2014 год подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01.10.2015. Транспортный налог за 2014 год по сроку уплаты 01.10.2015 оплачен полностью 06.03.2017. Налог за 2015-2016 годы подлежит уплате налогоплательщиками-физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Транспортный налог за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016 и за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 оплачен в полном объеме 02.04.2019. Горячев П.А. транспортный налог в срок, установленный законодательством, не оплатил. В связи с тем, что в установленные законодательством сроки административный ответчик не уплатил указанную в налоговом уведомлении сумму налога, инспекцией исчислены пени в сумме 17 030,50 руб., в т.ч. на недоимку 2014 года начислены пени 6215,92 руб. за период с 01.12.2015 по 05.03.2017.; на недоимку 2015 года начислены пени 7696,11 руб. за период с 23.12.2016 по 04.12.2018; на недоимку 2016 года начислены пени 3118,47 руб. за период с 18.12.2017 по 04.12.2018. Горячеву П.А. выставлено требование от 05.12.2018 № 21056 об уплате налога, в котором сообщилось о наличии задолженности в сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма пени в полном объеме в бюджет не поступила. Мировым судьей судебного участка № 7 Октябрьского района г. Пензы 17.05.2019 был выдан судебный приказ № 2а-666/19, который отменен 11.07.2019. До настоящего времени задолженность по пени не оплачена в полном объеме. Просят суд взыскать с Горячева П.А. пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014, 2015, 2016 годы в размере 17030,50 руб.
Представитель административного истца - ИФНС России по Октябрьскому району города Пензы Яценко Л.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске. Дополнительно пояснила, что недоимка образовалась в связи с неоплатой административным ответчиком транспортного налога за 2014, 2015 г., 2016 гг. Налог за 2014 г. подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября 2015 г., оплачен ответчиком 6 марта 2016 г., налог за 2015 г. подлежит уплате налогоплательщиками в срок до 1 декабря 2016 г., налог за 2017 г. подлежит уплате налогоплательщиками в срок до 1 декабря 2017 г., оплачен ответчиком 2 апреля 2019 г., в связи с чем, начислены пени. Период начисления пеней указан подробно в исковом заявлении, начиная со срока уплаты до момента выставления требования. Полагает, что срок по выставлению требования не пропущен, требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Момент выявления недоимки фиксируется автоматически в системе документом в утвержденной форме, который не направляется налогоплательщику. Данный документ хранится в налоговом органе. Требование было выставлено 5 декабря 2018 г., в котором указан срок для добровольной уплаты до 17 января 2019 г., с которого начинается истечение шестимесячного срока на подачу заявления о взыскании пени. Добровольный порядок урегулирования спора, как указывает ответчик, не предусмотрен. Досудебный порядок административным истцом соблюден, а именно требование было выставлено 5 декабря 2018 г., начиная с которого в шестимесячный срок было направлено заявление на выдачу судебного приказа, который был выдан 17.05.2019 г., отменен 11.07.2019 г., в шестимесячный срок со дня отмены приказа административный истец обратился в суд с административным иском. Просит административное исковое заявление удовлетворить в полном объёме.
Административный ответчик Горячев П.А. в судебном заседании с иском не согласился, указав, что административным истцом пропущен предусмотренный законодательством шестимесячный срок на подачу заявления мировому судье, а именно транспортный налог за 2014 г. оплачен 06.03.2017 г., в то время, как заявление о взыскании пени направлено мировому судье только в 2019 г. Требования административного истца являются незаконными в целом, поскольку включают период с нарушением срока подачи заявления (2014 год) мировому судье, также истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Административным истцом не предоставлены доказательства направления требования № 21056 в его адрес, а именно в материалах дела отсутствует вернувшийся конверт либо расписка в получении данного требования. В предоставленном списке на отправку заказных писем отсутствует печати налогового органа и почтовой службы, сведения об идентифицирующих реквизитах направляемых документов либо штрих-кодовый идентификатор, установленный Приказом Минсвязи России от 11.02.2000 г. № 15 «О развитии системы штрих-кодовой идентификации в почтовой связи. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, а именно в требовании об уплате налога № 21056 не указан основания взимания налога(пени): объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка, порядок исчисления, порядок и срок уплаты налога(пени). Также в данном требовании присутствует только одна ставка рефинансирования (с 01.01.2016г.) 11% годовых, хотя за период с 01.01.2016г. по 05.12.2018г. ставка рефинансирования исходя из данных сайта ЦБ РФ менялась 11 раз. Также в требовании №21056 не содержатся сведения о периоде начисления пеней, имеются расхождения в представленных расчетах. Расчеты в требовании №21056 от 05.12.2018г. не соответствуют расчетам, указанным в административном исковом заявлении и в заявлении поданном мировому судье на бесспорное взыскание недоимки, и не дают возможности достоверно определить реальную сумму недоимки. Требование №21056 от 05.12.2018г. закону не соответствует и подлежит отмене, ущемляет права налогоплательщика в получении достоверной информации и лишает его возможности самому удостовериться в правильности расчетов.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии с этим в п.1 ст.3 и подп.1 п.1 ст.23 НК РФ также закреплено, что каждое лицо (налогоплательщик) должно уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, которая должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абз.1 и 2 п.1 ст.45 НК РФ).
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (абз.1 п.2 ст.45 НК РФ).
Как указано в п.6 ст.45 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 и абз.1 и 2 п.2 ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган … ; в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно ст.362 НК РФ, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают РФ в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (положения ст. 45 НК РФ).
На основании ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Статьей 359 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 2 Закона Пензенской области № 397-ЗПО от 18.09.2002 "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" (в редакции от 16.10.2014№ 2632-ЗПО) установлены ставки транспортного налога.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, из УГИБДД УМВД России по Пензенской области представлены сведения о транспортных средствах, собственником которых является Горячев П.А.:
-Автомобиль грузовой, регистрационный знак: №, Марка/Модель: ВОЛЬВО FH 12460, VlN: №, Год выпуска 2000, Дата регистрации права 26.10.2011, Дата утраты права 18.11.2016.
Налоговым органом был исчислен Горячеву П.А. транспортный налог за 2014-2016 годы в сумме 114 041.00 руб., в том числе за 2014 год в сумме 39100,00 руб. (460,00 руб. (мощность двигателя) х 85,00 руб. (налоговая ставка)). За 2015 год в сумме 39100,00 руб. (460,00 руб. (мощность двигателя) х 85,00 руб. (налоговая ставка)). За 11 мес. 2016 года 35841,00 руб. (460,00 руб. (мощность двигателя) х 85,00 руб. (налоговая ставка): 12/11 мес. (количество месяцев владения в году)).
Налог за 2014 год подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01.10.2015., при этом ответчиком транспортный налог за 2014 год оплачен 06.03.2017г.
Налог за 2015-2016 годы подлежит уплате налогоплательщиками-физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Транспортный налог за 2015 год по сроку уплаты 01.12.2016 и за 2016 год по сроку уплаты 01.12.2017 оплачен в полном объеме 02.04.2019.
Расчеты сумм транспортного налога содержались в налоговых уведомлениях №615499 от 11.05.15г., №134646228 от 13.09.16г., №53925633 от 21.09.17г..
Таким образом, судом установлено, что Горячев П.А. транспортный налог в срок, установленный законодательством не оплатил.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с тем, что в установленные законодательством сроки административный ответчик не уплатил указанную в налоговом уведомлении сумму налога, инспекцией исчислены пени в сумме 17 030,50 рублей, в том числе, на недоимку 2014 года начислены пени 6215,92 руб. за период с 01.12.2015 по 05.03.2017; на недоимку 2015 года начислены пени 7696,11 руб. за период с 23.12.2016 по 04.12.2018; на недоимку 2016 года начислены пени 3118,47 руб. за период с 18.12.2017 по 04.12.2018 г.
Ответчик доказательства своевременной уплаты задолженности по налогу, свой расчет, доказательства, опровергающих размер пени исчисленный налоговым органом, не представил.
Согласно пункту 1 статьи 45 Кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 ст. 69 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Налоговым органом в адрес Горячева П.А. выставлено требование от 05.12.2018 № 21056 об уплате налога, в котором сообщилось о наличии задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.
Выставленное требование направлено Горячеву П.А. 07.12.18г, что следует из копии списка на отправку заказных писем (с уведомление) ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы.
Указанное требование содержит сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования (05.12.18г.), сроке исполнения требования – до 17.01.19г., а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, что свидетельствует, по мнению суда, о его соответствии требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате "Налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено, что 17.05.19г. и.о. мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Пензы мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г. Пензы вынесен судебный приказ о взыскании с Горячева П.А. пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 21642 руб., 12 коп.; государственной пошлины в доход муниципального образования г. Пензы 424 руб. 63 коп.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №3 Октябрьского района г. Пензы мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г. Пензы от 11.07.19г. указанный судебный приказ отменен на основании заявления Горячева П.А..
Настоящий иск подан в суд 02.12.19г.
Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о пропуске ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы срока обращения в суд с требованием о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год, поскольку транспортный налог за 2014 год оплачен Горячевым П.А. 06.03.17г., требование об уплате недоимки направлено только 05.12.18г. (за переделами трех месяцев с момента выявления недоимки), заявление о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу за 2014 год направлено мировому судье в 2019 году, что значительно выходит за пресекательный срок подачи заявления, отсчет взыскания которого начинается с даты уплаты недоимки в полном объеме на основании п.5 ст. 75 НК РФ.
Сроки обращения в суд, предусмотренные законодательством для взыскания пени по транспортному налогу за 2015 и 2016 г. истцом не пропущены, и право на их принудительное взыскание налоговым органом не утрачено.
То обстоятельство, что в одном требовании и одном исковом заявлении указано на взыскание пени как за период по которому истек срок, так и за период по которому срок взыскания не истек не является основание для отказа в иске в полном объеме. Доводы ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Основываясь на указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания с Горячева П.А. пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 г. и 2016 г. в размере:
10814 рублей 58 копеек, из которых 7696 руб. 11 коп недоимка за 2015г., 3118 руб. 47 коп. за 2016г.
Иные, изложенные административным ответчиком доводы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Так, расчет пени суд полагает верным, сведения о том, что требование не направлялось административному ответчику объективно опровергаются представленными административным истцом сведениями об их направлении почтой (ООО «Деловая почта города») 07.12.2019г..
Доводы административного ответчика о том, что расчет пени произведен неверно, т.к при его расчете применялась только одна ставка рефинансирования объективно опровергается имеющимся в деле расчетом пени, где ставка указана по соответствующим периодам и она различна.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 432 руб. 58 коп., от уплаты которой истец при подаче административного иска был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы к Горячеву Павлу Анатольевичу о взыскании пени по транспортному налогу, удовлетворить частично.
Взыскать с Горячева Павла Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, ИНН №, пени за несвоевременную уплату транспортного налога с физических лиц за 2015г., 2016 г. в размере 10 814 рублей 58 копеек.
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Горячева Павла Анатольевича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 432 рубля 58 копеек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня его принятия.
Решение в окончательной форме принято 25.02.20г.
Председательствующий