Решение по делу № 33а-4145/2021 от 29.11.2021

Судья Баранова Т.В.

№ 33а-4145/2021

10RS0013-01-2021-000810-11

2-487/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 23.09.2021 по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск(с учетом уточненных требований) заявлен по тем основаниям, что в ходе осуществления проверки по обращению гражданина по вопросу размещения отходов производства и потребления на территории д. Ялгуба Заозерского сельского поселения Прионежского района Республики Карелия вблизи автомобильной дороги в сторону д. Суйсарь установлено несанкционированное размещение отходов на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена в кадастровом квартале 10:20:0022403. Поскольку по результатам осмотра собственник отходов не установлен, административный истец просил обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, на вышеуказанном земельном участке, имеющим следующие координаты в системе МСК-10:

Координаты в системе МСК-10

1

356439,49

1532928,53

2

356397,83

1532904,20

3

356327,53

1533077,46

4

356301,84

1532990,73

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе административный ответчикпросит отменить состоявшееся по делу судебное постановление и принять по делу новое решение. Полагает, что полномочия по организации деятельности в области отходов производства и потребления возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в то время как к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено лишь участие в организации такой деятельности, в связи с чем, по мнению администрации, обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов в соответствии с законодательством возложена на ООО «(...)», а обязанность по оплате указанных работ – на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца (...). возражал против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

По делу установлено, что в ходе проведения проверки по обращению гражданина по вопросу размещения отходов производства и потребления на территории д. Ялгуба Заозерского сельского поселения Прионежского района Республики Карелия вблизи автомобильной дороги в сторону д. Суйсарь инспектором отдела сопровождения надзорной деятельности ГКУ РК «Карелприрода» установлено несанкционированное размещение отходов на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в кадастровом квартале 10:20:0022403. Видовой состав отходов включает в себя строительные отходы (бой досок, шифера, отходы от разборки зданий, оконные рамы, бой стекла), твердые коммунальные отходы, крупногабаритные отходы (мебель), отработанные автомобильные шины. Площадь свалки составляет (...) кв.м., средняя ее высота – 0,5 м., объем свалки – (...) куб.м., о чем составлен акт от 30.04.2021.

Согласно акту осмотра от 30.06.2021, составленному специалистом ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, расположен вкадастром квартале 99 Шуйского участкового лесничества (Шуйского по материалам лесоустройства), около центральной дороги д. Ялгуба – Суйсарь на полях.

Судом установлено, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, не относится к землям лесного фонда, что подтверждается сведениями, представленными в материалы дела Минприроды РК, ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество», выкопировке из интерактивной карты «Леса России», материалами лесоустройства, картографическим материалом Управления Росреестра РК, из которого усматривается расположение спорной свалки на территории земель бывшего совхоза «Заозерский».

Кроме того, из материалов дела усматривается, что часть свалки располагалась также вблизи автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия «Соломенное-Ялгуба-Суйсарь» с кадастровым номером (...), закрепленной на праве оперативного управления за КУ РК «Управтодор РК», вместе с тем, в ходе обследования 25.08.2021 специалистами ГКУ РК «Карелприрода» совместно с Главой Заозерского сельского поселения, представителями КУ РК «Управтодор РК»,Минимущества РК, Администрации Прионежского муниципального района несанкционированной свалки, установлено, что в пределах полосы отвода автомобильной дороги «Соломенное-Ялгуба-Суйсарь» свалка ликвидирована, уточнена остаточная площадь вышеуказанной салки, которая составила (...) кв.м., средняя высота – 0,5 м., объем – (...) кв.м., а также ее координаты.

Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по РК на запрос суда первой инстанции, несанкционированная свалка преимущественно располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером 10:20:0022403:69. Данный земельный участок имеет вид разрешенного использования – земли запаса, сведения о нем имеются в ЕГРН, земельный участок находится в государственной собственности.

Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на Администрациюобязанность по ликвидации несанкционированной свалки, суд первой инстанции обоснованно исходил из ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), п.п. 1-3 ст. 8, ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), п.п.9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Соглашаясь с указанными выводами и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу п. 18 ч. 1, ч. 4 ст. 14, п. 14 ч. 1, ч. 2 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходовна территориях сельских поселений и на межселенных территориях муниципальных районов.

Указанное соотносится с п.п. 2 и 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, согласно которым ряд полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено к предмету ведения органов местного самоуправления муниципальных районов на территориях сельских поселений и межселенной территории.

Поскольку по настоящему делу разрешались требования о ликвидации свалки, то есть мест несанкционированного размещения отходов, к спорным правоотношениям подлежит применению специальное регулирование, предусмотренное уже упомянутыми п.п. 2 и 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, п. 18 ч. 1, ч. 4 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ, а не п. 19 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, в том числе, имея ввиду и то обстоятельство, что им различаются вопросы организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов и организация благоустройства территории.

Действительно, в силу ст. 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Однако, в соответствии с п. 2 ст. 13 указанного Закона организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований возложена п. 15 ст. 5 Закона Республики Карелия от 4 апреля 2016 г. № 2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», пп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июля 2013 г. № 216-П, на указанное министерство.

Пункты 1 и 2 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Реализуя возложенные на него полномочия, 19 февраля 2018 г. Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключило с ООО «(...)» соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с указанным соглашением с 1 мая 2018 г. на территории Республики Карелия организацию деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор – ООО «(...)».

Согласно пп. 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора.

Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее – место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «а»); уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «б»).

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Таким образом, указанные полномочия региональных операторов не распространяются на земли общего пользования. В указанных актах речь идет о ликвидации свалок на земельных участках, собственник которых известен и лишь после отказа собственника от выполнения соответствующего требования.

Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенному постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. №607-ст если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие достоверно определить принадлежность отходов, размещенныхна спорной свалке.

Спор о возможной принадлежности отходов, равно как и размере компенсации за их уборку, не является основанием для ограничения конституционно значимого права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и, как следствие, освобождения Администрации от обязанности по ликвидации отходов, расположенных исключительно на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в населенных пунктах сельских поселений и на межселенной территории.

Вопрос о выявлении и привлечении лиц, виновных в несанкционированном размещенииотходов, не препятствует разрешению заявленных требований о ликвидации образовавшихся свалок.

Из этого исходит и законодатель, возлагая пп. 1 и 2 Закона № 89-ФЗ, пп. 16-18 Правил №1156 на регионального оператора обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, размещенных на участке, находящемся в чьей-либо собственности, и лишь в последующем требовать в судебном порядке возмещения понесенных расходов.

Из правовых позиций, сформулированных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 26-П и от 26 апреля 2016 г. № 13-П, вытекает, что на органы местного самоуправления муниципального района не может быть возложена обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов в населенных пунктах сельских поселений и на межселенной территории, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности конкретного лица (гражданина, организации, публично-правового образования).

Передачав порядке ст.ст. 10.1, 39.2 ЗК РФ, п. 4 ст. 2, Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Закона №131-ФЗ, ст.ст. 1, 3 Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые неразграничена, междуорганами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», п. 1, пп. 19, 37-47, 49 п. 9 Положенияо Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 2017 г. № 390-ПМинистерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия полномочийпо предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в силу ее строгой нормативной регламентации, не равнозначно наделению указанного министерства правомочиями собственника, свободно осуществляющего свои права своей волей и в своем интересе, самостоятельно определяющего любые не противоречащие законодательству условия договора при распоряжении принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 2, ст. 209 ГК РФ).

Соответственно, само по себе наделение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия административными, по своей правовой сути, полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не свидетельствует о его наделении правомочиями собственника в отношении указанных участков и, как следствие, не может являться основанием для возложения на него производного от права собственности бремени ликвидации свалок, расположенных наданныхземлях и земельных участках.

Именно муниципальный район в силу абзацев третьего, пятого, восьмого и девятого ч. 5 ст. 62 БК РФ получает все доходы от отчуждения или передачи в пользование земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов.

При этом загрязнение земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, очевидным образом сказывается на их экономической привлекательности, рыночной и кадастровой стоимости земельных участков (применительно к правовой позиции, сформулированной в абзаце седьмом п. 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. № 15-П) и, как следствие, на размере зачисляемых в бюджет муниципального района неналоговых доходов.

Учитывая то, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия, которая в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по их надлежащему содержанию, вывод суда о наличии у административного ответчика обязанности по ее ликвидации, является правомерным.

Принимая во внимание, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации, и потому Администрация не лишена возможности для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории муниципального района, охраны окружающей среды ставить вопрос о софинансировании мероприятий по очистке его территории от отходов перед органами государственной власти Республики Карелия врамках межведомственного взаимодействия.

Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 23.09.2021по настоящему делуоставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-4145/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Ответчики
КУ РК Управтодор РК
Администрация Прионежского муниципального района
Другие
ГКУ РК Карелприрода
ООО АвтоСпецТранс
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Администрация Заозерского сельского поселения
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по РК
Правительство Республики Карелия
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК,
ГКУ РК Прионежское центральное лесничество
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Коваленко Владимир Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
30.11.2021Передача дела судье
20.12.2021Судебное заседание
20.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее