Решение по делу № 33-9449/2017 от 23.11.2017

    В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

    Дело № 33-9449

    Строка № 024 г

        А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    город Воронеж                                                                                               21декабря 2017г.

        Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

        в составе:

        председательствующего Кузнецовой Л.В.,

        судейАвдеевой С.Н., Глазовой Н.В.,

        при секретаре Курякиной Г.Н.,

        с участием адвокатаЖарковой С.М.,

        рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.

    дело по заявлению Чебан МС об установлении факта признания оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте

    по частной жалобе Чебан МС

    на определение Бобровского районного суда Воронежской области суда от 16 октября 2017 г.

    (судья райсуда Сухинин А.Ю.),

    У С Т А Н О В И Л А:

    Чебан С.М. обратилась в суд с заявлением об установлении юридического фактапризнания оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, указав, что установление данного факта необходимо ей для получения мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 4-5).

    Определением Бобровского районного суда Воронежской области от 16 октября 2017 г.заявление Чебан С.М. оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, заявителю разъяснено право обратиться в суд для разрешения возникшего спора в порядке искового производства (л.д. 23).

    В частной жалобе Чебан М.С.ставится вопрос об отмене указанного определения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (л.д. 25).

    В суде апелляционной инстанции Чебан М.С. и ее представитель адвокат Жаркова С.М. поддержали частную жалобу по изложенным в ней доводам, полагают определение суда подлежащим отмене.

    Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили. В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациисудебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, заслушав Чебан М.С. и адвоката Жаркову С.М., судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в порядке особого производства рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В соответствии со статьями 264, 265Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установит данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (статья 267 ГПК РФ).

    В соответствии с ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, то суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

По смыслу указанной нормы отсутствие спора о праве является обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства. Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам – правилам искового производства.

Таким образом, из приведенных выше положений федерального закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

    Оставляя заявление без рассмотрения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что между заявителем и отделом образования администрации Бобровского муниципального района Воронежской области, исполняющим функции органа опеки и попечительства, имеется спор о праве, а именно заявителю необходимо признание права на льготное получение помощи и дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, которые состоят в праве на внеочередное обеспечение жилой площадью, на бесплатное обучение в высших учебных заведениях, на полное государственное содержание на весь период учебы, на обеспечение сезонной обувью, одеждой, на получение ежегодного пособия и др.

    Между тем, вывод суда материалами дела не подтверждается. В материалах дела отсутствуют какие-либо возражения органа опеки и попечительства по заявленному требованию. Несмотря на участие в судебном заседании представителя вышеуказанного органа опеки и попечительства, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, согласно протоколу судебного заседания его мнение по рассматриваемому заявлению судом не выяснялось, каких-либо пояснений по делу представитель заинтересованного лица не давал (л.д. 22).

    Обращаясь в суд с заявлением об установлении юридического факта, Чебан М.С. указала, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать Кирияк Т.В. лишена родительских прав решением Бобровского районного суда Воронежской области от г., своего отца она никогда не видела и ничего о нем не знает, с 19 августа 1996 г. по 01 сентября 1998 г. на основании постановления администрации Бобровского района Воронежской области №553 от 19.08.1996 г. в учреждении общественного воспитания «Таловской школы – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Вопрос с отцом Чебан С.И., который указан в свидетельстве о рождении заявителя, органами опеки и попечительства не был решен своевременно. Установление данного факта необходимо ей для получения льгот и помощи, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей», в частности для реализации права на обеспечение жилой площадью.

    В данном случае, установление юридического факта признания оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте является юридическим признанием статуса лица, оставшегося без попечения родителей, что предусмотрено абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который связывает возникновение гарантий по социальной поддержке названной категории лиц, в том числе и путем признания факта утраты лицом попечения родителей в судебном порядке.

Решение суда об установлении судом факта утраты лицом попечения родителей до 18 лет, является основанием для предоставления данному лицу прав и льгот в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для получения которых повторного обращения в суд с иском по общему правилу не требуется.

Однако суд при вынесении обжалуемого определения указанные обстоятельства не учел.

         Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам идетям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).

Согласно пунктам 2, 4, 7 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения имиполной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 является департамент социальной защиты населения Воронежской области.

Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 14 апреля 2013 г. N 1476/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет.

В соответствии с указанным Порядком по заявлению в письменной форме лиц указанной категории и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательныхорганизациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).

Департамент социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области".

Основанием для включения в Список является приказ департамента о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа департамента о предоставлении жилого помещения.

Вместе с тем, установив, что установление указанного юридического факта заявителю необходимо для реализации права на обеспечение жилым помещением, суд не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц уполномоченный орган в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 - департамент социальной защиты населения Воронежской области, а также департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, которому делегировано право заключениядоговора найма специализированного жилого помещения, без установления позиции которых по предъявленному требованию, вывод о наличии спора о праве заявителя на обеспечение жилым помещением, является преждевременным.

    При указанных обстоятельствах, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым отменить определение суда об оставлении заявления без рассмотрения и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 330, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    определение Бобровского районного суда Воронежской области от 16 октября 2017 г. отменить, дело направить вБобровский районный суд Воронежской области для рассмотрения по существу.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-9449/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Истцы
Чебан М.С.
Ответчики
Администрация Бобровского муниципального района
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кузнецова Людмила Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
24.11.2017Передача дела судье
21.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2017Передано в экспедицию
21.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее