В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-9449
Строка № 024 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 21декабря 2017г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судейАвдеевой С.Н., Глазовой Н.В.,
при секретаре Курякиной Г.Н.,
с участием адвокатаЖарковой С.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
дело по заявлению Чебан МС об установлении факта признания оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте
по частной жалобе Чебан МС
на определение Бобровского районного суда Воронежской области суда от 16 октября 2017 г.
(судья райсуда Сухинин А.Ю.),
У С Т А Н О В И Л А:
Чебан С.М. обратилась в суд с заявлением об установлении юридического фактапризнания оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, указав, что установление данного факта необходимо ей для получения мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 4-5).
Определением Бобровского районного суда Воронежской области от 16 октября 2017 г.заявление Чебан С.М. оставлено без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, заявителю разъяснено право обратиться в суд для разрешения возникшего спора в порядке искового производства (л.д. 23).
В частной жалобе Чебан М.С.ставится вопрос об отмене указанного определения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (л.д. 25).
В суде апелляционной инстанции Чебан М.С. и ее представитель адвокат Жаркова С.М. поддержали частную жалобу по изложенным в ней доводам, полагают определение суда подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили. В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациисудебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, заслушав Чебан М.С. и адвоката Жаркову С.М., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд в порядке особого производства рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
В соответствии со статьями 264, 265Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установит данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (статья 267 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, то суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
По смыслу указанной нормы отсутствие спора о праве является обязательным условием для применения процессуальных правил особого производства. Если при рассмотрении дела будет выявлено наличие материально-правового спора, то его рассмотрение должно происходить по иным процессуальным правилам – правилам искового производства.
Таким образом, из приведенных выше положений федерального закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.
Оставляя заявление без рассмотрения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что между заявителем и отделом образования администрации Бобровского муниципального района Воронежской области, исполняющим функции органа опеки и попечительства, имеется спор о праве, а именно заявителю необходимо признание права на льготное получение помощи и дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, которые состоят в праве на внеочередное обеспечение жилой площадью, на бесплатное обучение в высших учебных заведениях, на полное государственное содержание на весь период учебы, на обеспечение сезонной обувью, одеждой, на получение ежегодного пособия и др.
Между тем, вывод суда материалами дела не подтверждается. В материалах дела отсутствуют какие-либо возражения органа опеки и попечительства по заявленному требованию. Несмотря на участие в судебном заседании представителя вышеуказанного органа опеки и попечительства, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, согласно протоколу судебного заседания его мнение по рассматриваемому заявлению судом не выяснялось, каких-либо пояснений по делу представитель заинтересованного лица не давал (л.д. 22).
Обращаясь в суд с заявлением об установлении юридического факта, Чебан М.С. указала, что в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку ее мать Кирияк Т.В. лишена родительских прав решением Бобровского районного суда Воронежской области от г., своего отца она никогда не видела и ничего о нем не знает, с 19 августа 1996 г. по 01 сентября 1998 г. на основании постановления администрации Бобровского района Воронежской области №553 от 19.08.1996 г. в учреждении общественного воспитания «Таловской школы – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Вопрос с отцом Чебан С.И., который указан в свидетельстве о рождении заявителя, органами опеки и попечительства не был решен своевременно. Установление данного факта необходимо ей для получения льгот и помощи, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей», в частности для реализации права на обеспечение жилой площадью.
В данном случае, установление юридического факта признания оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте является юридическим признанием статуса лица, оставшегося без попечения родителей, что предусмотрено абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который связывает возникновение гарантий по социальной поддержке названной категории лиц, в том числе и путем признания факта утраты лицом попечения родителей в судебном порядке.
Решение суда об установлении судом факта утраты лицом попечения родителей до 18 лет, является основанием для предоставления данному лицу прав и льгот в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для получения которых повторного обращения в суд с иском по общему правилу не требуется.
Однако суд при вынесении обжалуемого определения указанные обстоятельства не учел.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам идетям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
Согласно пунктам 2, 4, 7 статьи 21.1 Закона Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения имиполной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения договоров найма специализированного жилого помещения устанавливается исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным правительством Воронежской области.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким уполномоченным органом в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 является департамент социальной защиты населения Воронежской области.
Приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 14 апреля 2013 г. N 1476/ОД утвержден Порядок принятия на учет, формирования списка и предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших 23 лет.
В соответствии с указанным Порядком по заявлению в письменной форме лиц указанной категории и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании ими срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательныхорганизациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п. 1.4).
Департамент социального развития Воронежской области на основании решений о принятии или об отказе в принятии на учет формирует Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Воронежской области от 20.11.2007 г. N 131-ОЗ "О специализированном жилищном фонде Воронежской области".
Основанием для включения в Список является приказ департамента о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Воронежской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка получатели жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области заключают с департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области договор найма специализированного жилого помещения в течение 1 месяца с момента получения копии приказа департамента о предоставлении жилого помещения.
Вместе с тем, установив, что установление указанного юридического факта заявителю необходимо для реализации права на обеспечение жилым помещением, суд не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц уполномоченный орган в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 г. № 1132 - департамент социальной защиты населения Воронежской области, а также департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, которому делегировано право заключениядоговора найма специализированного жилого помещения, без установления позиции которых по предъявленному требованию, вывод о наличии спора о праве заявителя на обеспечение жилым помещением, является преждевременным.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым отменить определение суда об оставлении заявления без рассмотрения и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 330, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
определение Бобровского районного суда Воронежской области от 16 октября 2017 г. отменить, дело направить вБобровский районный суд Воронежской области для рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи коллегии: