Решение по делу № 33а-3029/2019 от 12.08.2019

дело №33а-3029 судья Баранова Е.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 сентября 2019 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе: председательствующего Щербаковой Н.В.,

судей Башкирова А.А, Семеновой Т.Е.,

при секретаре Звонове А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Советского районного суда г. Тулы от 10 июня 2019 года по административному исковому заявлению Гильмуллина А.Е. к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков, обязании повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Гильмуллин А.Е. обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь в обоснование иска, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <...>, заключенного между <...> и Гильмуллиным А.Е., административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с мансардой и надворными постройками, назначение: объекты жилого комплекса, 2-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 381,4 кв.м, инв. №<...>, лит.А, адрес объекта: <...> и земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, общая площадь 557 кв.м, адрес объекта: <...>.

23.01.2019 представитель по доверенности Гильмуллина А.Е. Балакина Е.А. обратилась в министерство экономического развития Тульской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...>, принадлежащего Гильмуллину А.Е. на праве собственности, и земель, находящихся в государственной собственности, приложив к заявлению схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выполненную кадастровым инженером <...>.

12.02.2019 административный ответчик в письме № 29-01-11/1954, указал, что в соответствии с информацией, полученной из администрации города Тулы, следует, что на территории, за счет которой планируется осуществление перераспределения земельного участка с кадастровым номером <...>, расположена канализационная сеть. Учитывая изложенное, министерство с учетом позиции администрации города Тулы, готово рассмотреть вопрос о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...> в случае согласования представленной в министерство схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с собственником канализационной сети, проходящей по территории образуемого земельного участка.

Административный истец считает, что письмо от 12.02.2019 № 29-01-11/1954 не содержит основания для отказа в перераспределении земельного участка и свидетельствует о бездействии административного ответчика, выражающемся в уклонении от утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плате территории, и о нарушении права Гильмуллина А.Е., предусмотренного статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ, на получение дополнительного земельного участка путем перераспределения за плату.

Просит признать незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выразившееся в уклонении в письме от 12.02.2019 № 29-01-11/1954 от перераспределения земельного участка с кадастровым номером <...> и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале <...>, и возложить на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанность устранить допущенные нарушения в установленные законом сроки, повторно рассмотрев заявление Гильмуллина А.Е. о перераспределении земельного участка.

Определением суда от 04.06.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Тулы.

Административный истец Гильмуллин А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель административного истца Гильмуллина А.Е. адвокат Войтенко М.А. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Сударев А.И. в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 10 июня 2019 года административные исковые требования Гильмуллина А.Е. удовлетворены; признан незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выраженный в письме от 12.02.2019 № 29-01-11/1954 об отказе Гильмуллину А.Е. в перераспределении земельного участка с кадастровый номером <...>, расположенного по адресу: <...> и земель, государственная собственность на которые не разграничена; возложена на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанность устранить допущенные нарушения в установленные законом сроки, повторно рассмотрев заявление Гильмуллина А.Е. о перераспределении земельного участка.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и не просивших об отложении судебного разбирательства административного истца Гильмуллина А.Е. и представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области явка которых не признана судебной коллегией обязательной.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав пояснения представителя административного истца Гильмуллина А.Е. по доверенности и по ордеру адвоката Войтенко М.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец Гильмуллин А.Е. является собственником жилого дома с мансардой и надворными постройками, назначение: объекты жилого комплекса, 2-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 381,4 кв.м, инв. №<...>, лит.А, адрес объекта: <...> и земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации индивидуального жилого дома, общая площадь 557 кв.м, адрес объекта: <...>.

Данный земельный участок 03 ноября 2009 года поставлен на кадастровый учет, сведения о местоположении его границ внесены в государственный кадастр недвижимости согласно описанию местоположения земельного участка.

Смежным с земельным участком, принадлежащим административному истцу на праве собственности, является земельный участок площадью 97 кв.м, государственная собственность на который не разграничена.

23 января 2019 года Балакина Е.А., действуя в интересах Гильмуллина А.Е. на основании доверенности, обратилась в министерство имущественных и жилищных отношений Тульской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 654 кв.м, принадлежащего истцу на праве собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Перераспределение земельных участков осуществляется административным истцом в целях увеличения площади земельного участка, находящегося в его собственности за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена. К данному заявлению также была приложена схема расположения земельного участка (участков) на кадастровом плане территории. В результате данного перераспределения площадь земельного участка с кадастровым номером <...> увеличивается до 654 кв.м.

Сообщением от 12 февраля 2019 года министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало в удовлетворении заявления.

Проверяя законность и обоснованность принятого уполномоченным органом решения об отказе в согласовании перераспределения и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд первой инстанции исходил из того, что, по существу, ни одно из конкретных, установленных п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ оснований, министерством имущественных и земельных отношений Тульской области в обжалуемом отказе от 12 февраля 2019 года не приведено, а изложенные в оспариваемом решении обстоятельства не имеют своего объективного подтверждения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют содержанию оспариваемого отказа и постановлены с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2, п.п. 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст.ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.

Согласно п. 2, п. 3 ст. 39.28, п. 1, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель установлен п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Согласно ч. 10 ст. 39.29 ЗК РФ, решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Как усматривается из текста ответа, подготовленного министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по результатам рассмотрения заявления Гильмуллина А.Е., отказывая в удовлетворении заявления, административный ответчик, указал, что исходя из представленной схемы расположения земельного участка, на территории, за счет которой планируется перераспределение земельного участка с кадастровым номером <...>, находятся объекты инженерной инфраструктуры – канализационная сеть. С учетом изложенного, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области готово рассмотреть вопрос о перераспределении земельного участка в случае согласования предоставленной в министерство схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории с собственниками канализационной сети, проходящей по территории образуемого земельного участка.

Несмотря на отсутствие в указанном отказе ссылки на нормы действующего законодательства, данные основания соответствуют подп. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.

Вместе с тем, положения приведенной нормы содержат исключения, согласно которым основанием к отказу не может являться факт расположения на земельном участке сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с п. 3 ст. 39.36 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1300, в который включены: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1); водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 2); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).

Как следует из материала дела, на испрашиваемом истцом земельном участке расположены объекты инженерной инфраструктуры: сооружения коммунального хозяйства: канализация с кадастровым номером <...> и водопровод с кадастровым номером <...>.

Согласно выписок из Единого государственного реестра прав недвижимости сооружения коммунального хозяйства с кадастровыми номерами <...> и <...> находятся в общей долевой собственности физических и юридических лиц, в том числе <...>, которое является <...> доли в указанных линейных сооружениях.

Так как административный истец Гильмуллин А.Е. купил земельный участок с расположенным на нем жилым домом по адресу: <...> по договору купли-продажи от <...> у <...>, как верно указал суд первой инстанции, он является правопреемником продавца и фактически собственником <...> доли в указанных линейных сооружениях.

Поскольку сооружения коммунального хозяйства с кадастровыми номерами <...> и <...> находятся в общей долевой собственности физических и юридических лиц, в том числе и административного истца Гильмуллина А.Е., административный ответчик не вправе был ссылаться на обстоятельства расположения данных объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке как на основания отказа в перераспределении земельных участков.

Проанализировав представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, с учетом приведенных норм законодательства, суд первой инстанции не усмотрел бездействие со стороны административного ответчика, поскольку по заявлению представителя Гильмуллина А.Е. от 23.01.2019 министерством в установленный законом срок было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. Однако, установив, что приведенное в отказе министерства имущественных и земельных отношений Тульской области обстоятельство – расположение на испрашиваемом истцом земельном участке канализационной сети, не предусмотрено статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации как основание для отказа в перераспределении земельного участка, иных предусмотренных оснований, касающихся отсутствия возможности перераспределения рассматриваемого земельного участка, не приведено, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа и нарушении прав и законных интересов Гильмуллина А.Е.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

При этом суд правильно в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 62 КАС РФ установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора.

Поскольку рассмотрение поставленного в заявлении Гильмуллина А.Е. вопроса отнесено к компетенции министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, судом также правильно указано в качестве способа устранения допущенных прав и законных интересов административного истца на обязанность административного ответчика повторно рассмотреть заявление Гильмуллина А.Е., что соответствует положениям п. 1, ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Тулы от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3029/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Гильмуллин А.Е.
Ответчики
МИЗО ТО
Другие
Администрация г.Тулы
Войтенко М.А.
Сударев А.И.
Суд
Тульский областной суд
Судья
Щербакова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.tula.sudrf.ru
26.01.2020Передача дела судье
26.01.2020Судебное заседание
26.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2020Передано в экспедицию
16.08.2020Передача дела судье
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
03.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее