Решение по делу № 33-4963/2022 от 18.10.2022

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Коренецкая Е.В.                                      39RS0001-01-2022-002075-23

                                                                                                  2-5079/2022

                                                                                                         33-4963/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2022 года                                                                             г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Алферовой Г.П.

судей Уосис И.А., Алексенко Л.В.

при секретаре Быстровой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 09 ноября 2022 года апелляционную жалобу Лысенко Людмилы Николаевны на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 23 августа 2022 года по гражданскому делу по иску Лысенко Людмилы Николаевны к территориальному отделу «Калининградский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения Лысенко Л.Н., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лысенко Л.Н. обратилась в суд с иском, указав, что она работает в военном комиссариате Калининградской области в должности <данные изъяты> центра социального обеспечения, имеет стаж работы в военном комиссариате 37 лет, общий стаж работы в Вооруженных Силах СССР и РФ с 1974 г. по настоящее время 47 лет, является членом профсоюза.

С 12.05.1993 г. она состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при военном комиссариате с составом семьи из двух человек. Решением жилищно-бытовой комиссии военного комиссариата от 02.02.2010 г. ей распределено жилое помещение по адресу: г.Калининград, ул.Краснопрудная, <адрес> с одновременным снятием с учета нуждающихся и исключением из списков.

23.09.2010 г. начальник ФГКУ «Калининградская КЭЧ района» г.Калининграда обратился в администрацию городского округа «Город Калининград» с ходатайством о заключении с ней договора социального найма в отношении распределенной квартиры, в чем было отказано с указанием на то, что муниципалитет не вправе передавать муниципальное жилье в пользование Министерства обороны РФ.

Такой отказ она обжаловала в судебном порядке. Ленинградский районный суд г.Калининграда решением от 26.07.2011 г. оставил ее иск без удовлетворения, указав на незаконность действий Министерства обороны РФ по распределению ей квартиры, не принадлежащей ему. Суд отметил, что она вправе претендовать на получение жилья от военного ведомства по основаниям, предусмотренным отраслевым соглашением между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил РФ и Министерством обороны РФ на 2008-2010 гг. и 2011-2013 гг., подлежащим пролонгации в последующие годы.

Названным соглашением предусмотрено право лиц из гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся до 01.03.2005 г., состоять на данном учете до получения жилых помещений по договорам социального найма, она этим критериям соответствует.

В целях реализации своего права ввиду упразднения жилищно-бытовой комиссии при военном комиссариате она обратилась в ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о включении в реестр нуждающихся, на что получила отказ.

Последующим решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 25.05.2012 г. за ней признано право на получение жилья, а военный комиссариат обязан восстановить ее в очереди нуждающихся, что исполнено приказом от 09.06.2021 г. №123. Просит обеспечить ее однокомнатной квартирой в г.Калининграде от Министерства обороны РФ по договору социального найма согласно нормам, установленным действующим законодательством.

Судом первой инстанции 23 августа 2022 г. принято решение, которым исковые требования Лысенко Л.Н. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Лысенко Л.Н. просит решение суда отменить. Указывает на то, что суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал неверную оценку представленным доказательствам, допустил нарушения норм процессуального и материального права, в связи с чем, пришел к неправильным выводам.

В судебное заседание представители ФГАУ «Росжилкомплекс», Филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата Калининградской области не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания никем из участвующих в деле лиц не заявлено, о невозможности явиться в судебное заседание по объективным причинам не сообщено. При изложенных обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 и ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников процесса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ – с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено, Лысенко Л.Н. является лицом из гражданского персонала Министерства обороны РФ, работающей в военном комиссариате Калининградской области.

Решением жилищной комиссии Калининградского областного военного комиссариата от 15.08.1993 г. Лысенко Л.Н. в порядке исключения была поставлена на учет нуждающихся в получении жилого помещения в общую очередь.

Жилищная комиссия военного комиссариата Калининградской области была упразднена, в 2010 году функции жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей были возложены на ФГУ «Западное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25.05.2012 г. за Лысенко Л.Н. признано право на получение жилого помещения по договору социального найма, на военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность восстановить Лысенко Л.Н. в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма с мая 1993 г.

Указанным решением отказано в удовлетворении требований Лысенко Л.Н. об обеспечении жилым помещением за счет жилищного фонда Минобороны РФ по договору социального найма.

В соответствии со ст.28 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

Согласно ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела – Лысенко Л.Н. являясь сотрудником Военного комиссариата Калининградской области, решением жилищной комиссии от 15.08.1993 г. была поставлена на учет нуждающихся в получении жилых помещений в общую очередь, под номером 19, с составом семьи из двух человек, включая дочь Е.Д. по состоянию на 31.08.2009 г. состояла в очереди под номером 2.

На основании Директивы МО РФ от 29.08.2008 г. №д-79 дсп, приказа командующего Балтфлота от 10.10.2009 г. № 1382 была произведена реорганизация военных комиссариатов Калининградской области, все должности военнослужащих были заменены должностями гражданского персонала. Согласно приказу командующего Балтфлота от 25 октября 2009 года начальник Калининградского гарнизона обязан был включить в списки жилищной комиссии Калининградского гарнизона на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) военнослужащих и военнослужащих запаса, состоящих на учете и нуждающихся в получении жилых помещений, в жилищных комиссиях Комиссариата, военного комиссариата Гурьевского района со времени принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в Калининградском гарнизоне.

После чего жилищная комиссия Военного комиссариата была упразднена.

В ноябре 2009 г. учетные дела военнослужащих, а также учетное дело Лысенко Л.Н. были переданы в Калининградскую КЭЧ района.

В соответствии с Приказом МО РФ от 30.09.2010г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» все функции жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей были возложены на ФГУ «Западное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, правопреемник ФГУ «Калининградская КЭЧ района», в соответствии с действующим законодательством и уставом указанного учреждения не было наделено полномочиями по обеспечению гражданских служащих МО РФ жилыми помещениями.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 25 мая 2012 г. Военный комиссариат Калининградской области обязан восстановить Лысенко Л.Н. в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма с мая 1993 г., за Лысенко Л.Н. признано право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Других лиц, состоящих на жилищном учете в Военном комиссариате Калининградской области не установлено.

Несмотря на длительность обращения истицы в различные инстанции, жильем истица до настоящего времени не обеспечена.

Отказывая Лысенко Л.Н. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что какими-либо нормативно-правовыми документами порядок учета лиц из числа гражданского персонала для обеспечения их жилыми помещениями не определен.

Поскольку действующее законодательство предусматривает обеспечение жилыми помещениями, в том числе по договорам социального найма, по линии Министерства обороны РФ за счет средств федерального бюджета исключительно лиц, наделенных определенным статусом, Лысенко Л.Н. таким статусом не наделена, является гражданской служащей Военного комиссариата Калининградской области, военнослужащей не являлась и не является, в единый реестр военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем, не включена, оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации, обязанности по обеспечению ее жилым помещение не имеется.

Судебная коллегия, проверяя правильность разрешения спора судом первой инстанции, исходит из того, что ввиду признания за Лысенко Л.Н. права на получение жилого помещения по договору социального найма и восстановления ее в очереди на получение жилья, невозможности для Лысенко Л.Н. в течение длительного времени решить жилищный вопрос, определить орган, в полномочия которого входит решение вопроса о предоставлении ей жилого помещения, обращение истицы в суд данным иском нельзя признать неосновательным.

Вместе с тем, несмотря на признание за истицей в судебном порядке права на получение жилого помещения по договору социального найма и восстановление Лысенко Л.Н. в очереди на получение жилых помещений по договору социального найма с мая 1993 г., для разрешения вопроса о возможности предоставления ей жилого помещения юридически значимым обстоятельством по делу являлось установление обстоятельств сохранения истицей нуждаемости в жилом помещении.

Поскольку судом данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определены и судебной оценки не получили, судебной коллегией истребованы дополнительные доказательства наличия у истицы и члена ее семьи прав на недвижимое имущество.

Ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 указанного выше закона, согласно которой граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, Лысенко Л.Н., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

На момент постановки Лысенко Л.Н. на учет действовала ст.29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К числу таких оснований относились проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии; обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

По делу установлено наличие оснований, предусмотренных ст.32 Жилищного кодекса РСФСР, которые свидетельствуют об улучшении жилищных условий истицы, и позволяли снять Лысенко Л.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как установлено – на жилищный учет истица была поставлена с составом семьи из двух человек, включая дочь – Е.Д., соответственно и восстановлена она на учете с указанным составом семьи.

Лысенко Л.Н. пояснила, что на момент постановки на жилищный учет в 1993 г. она проживала в квартире по адресу: г. Калининград, ул. А.Невского, д.111, <адрес>. С 2008 г. по 2015 г. она проживала с супругом в квартире по адресу: г. Калининград, ул. А.Невского, д.143, <адрес>, которая принадлежала ее свекру, зарегистрирована по указанному адресу до настоящего времени.

Как следует из паспорта истицы – с 03.10.2008 г. по 24.08.2015 г. она состояла в браке с С.А.

Супруг истицы – С.А. является собственником квартиры по адресу: г. Калининград, ул. А.Невского, д.143, <адрес>, общей площадью 43,8 кв.м. в порядке наследования с 11.08.2022 г.

Согласно пояснениям истицы – с 2015 г. после расторжения брака она проживает вместе с дочерью в принадлежащей дочери квартире по адресу: г. Калининград, ул. Аксакова, <адрес>.

По данным регистрирующего органа в собственности Лысенко Л.Н. жилых помещений не имеется.

Ее дочь Е.Д. является собственником следующих жилых помещений:

- квартира по адресу: г. Калининград, Крымский пр-д, <адрес>, общей площадью 66,3 кв.м. (с 18.05.2021 г.);

- квартира по адресу: г. Калининград, ул. А.Невского, д.111, <адрес>, общей площадью 45 кв.м. (с 09.06.2005 г. -1/2 доля; с 04.09.2017 г. – всей квартиры);

- квартира по адресу: г. Калининград, ул. Аксакова, <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м.

Как следует из пояснений истицы – иных лиц, зарегистрированных в указанных жилых помещениях, не имеется.

Обеспеченность на каждого члена семьи с учетом общей площади принадлежащих члену семьи истицы жилых помещений в размере 154,1 кв.м. (66,3 кв.м.+45 кв.м.+42,8 кв.м.= 154,1 кв.м.) и двух членов семьи составляет - по 154,1 кв.м./2 =77,05 кв.м. на каждого члена семьи, что очевидно существенно превышает учетную норму, как по действующему в настоящее время законодательству, так и по ранее действовавшему законодательству.

Как было предусмотрено ст. 32 ЖК РСФСР – улучшение жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, являлось основанием для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Решением областного Совета народных депутатов от 21.04.1993 г. N57 утвержден Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области, согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров (учетная норма), а также проживающие в служебных жилых помещениях, в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

В соответствии с п. 9 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области, утвержденного постановлением Калининградской областной Думы от 11.09.1997 г. № 64, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров (учетная норма), проживающие в служебных жилых помещениях, в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие в коммунальных квартирах с общими кухнями по две и более семьи при наличии у каждой семьи договоров найма жилого помещения.

Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.

Утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 названного кодекса является одним из оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, после приобретения членом семьи истицы указанных жилых помещений изменилась ее жилищная обеспеченность, улучшены жилищные условия. Истица с составом семьи, включая дочь, достигла уровня жилищной обеспеченности в связи с приобретением в собственность дочери указанных жилых помещений, в результате чего отпала ее нуждаемость в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах отпали основания для нахождения ее на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и оснований для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявленных Лысенко Л.Н. исковых требований, вопреки доводам жалобы, не имелось.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 23 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение составлено в окончательной форме 14 ноября 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-4963/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Лысенко Людмила Николаевна
Ответчики
Федеральное государственное автономное учреждение Центральное управление жилищной-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ (ФГАУ Росжилкомплекс) филиал Западный территориальный отдел Калининградский
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
Филиал Западный Федерального государственного автономного учреждения Росжилкомплекс
Военный комиссариат Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Уосис Ирина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
19.10.2022Передача дела судье
09.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2022Передано в экспедицию
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее