Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2018 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Черновой Н.Е.
при секретаре Стариковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Кичик НС обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди. Требования мотивированы тем, что 17.10.2017 года распоряжением администрации <адрес> №98-ГХ жилой дом по адресу: <адрес> на основании заключения №994 от 11.10.2017г. межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации <адрес> от 11.05.2010 года №210 признан непригодным для проживания. 16.01.2018 года решением жилищной комиссии администрации <адрес> единогласно было принято решение о признании Кичик НС (состав семьи Кичик НС, сын – Кичик ВС) имеющей внеочередное право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В выписке из протокола №1 заседания жилищной комиссии администрации <адрес> в <адрес> указано следующее: номер 15 по списку на внеочередное предоставление жилого помещения. В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с Обзоров\м законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2007 года, Определением СК по гражданским делам ВС РФ от 30.09.2008г., в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Согласно Положения об Управлении учета и реализации жилищной политики администрации <адрес> одной из задач Управления является обеспечение жилыми помещениями малоимущих и иных определенных действующим законодательством категорий граждан. Одной из функций Управления является распределение муниципальных жилых помещений в соответствии с Единым списком граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и с учетом решения комиссии по распределению муниципального жилья социального и коммерческого использования администрации города администрациям районов в городе для предоставления указанных помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Следовательно, именно Управление реализации жилищной политики администрации <адрес> занимается обеспечением малоимущих граждан жилыми помещениями во внеочередном порядке. Согласно п. 1.2 Положения Управление не является юридическим лицом, а является органом администрации <адрес>, таким образом, надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям является администрация <адрес>.
В судебном заседании Кичик НС заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> ДН заявленные требования не признал.
Представитель третьего лица администрации <адрес> ИН считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные суду материалы, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований истцу по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 17.10.2017 года распоряжением администрации <адрес> №98-ГХ жилой дом по адресу: <адрес> на основании заключения №994 от 11.10.2017г. межведомственной комиссии, назначенной Постановлением администрации <адрес> от 11.05.2010 года №210 признан непригодным для проживания, поскольку 22.05.2017 года в жилом доме произошел пожар, что подтверждается актом о пожаре от 22.05.2017г.
Собственниками указанного жилого помещения в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 232.04.2013 года являлся Кичик ВС (1/3 доля в праве) и Кичик НС (1/6 доля в праве).
16.01.2018 года решением жилищной комиссии администрации <адрес> было принято решение о признании Кичик НС (состав семьи Кичик НС, сын – Кичик ВС) имеющей внеочередное право на предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно информации администрации <адрес>, в Едином списке граждан, состоящих на учете по городу Красноярску, по состоянию на 21.05.2018 года семья Кичик НС числится под учетной записью №101 (с учетом права на предоставление жилого помещения вне очереди).
07.06.2017 года администрацией <адрес> издано распоряжение «О предоставлении Кичик НАС, Кичик ВС жилого помещения маневренного фонда <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что жилой дом, принадлежащий семье Кичик на праве собственности, признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, однако решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашения о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось.
Кроме того, Кичик НС, приобретая жилой дом, в соответствии с нормами статей 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации взяла на себя бремя содержания имущества, а также нес риск гибели или повреждения жилого дома по адресу: <адрес>, а сам по себе факт признания истца малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не влечет за собой возникновения обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения во внеочередном порядке.
Кичик НС поставлена на учет для предоставления жилья вне очереди, предоставление из числа внеочередников ей незамедлительно жилую площадь, как она просит в исковом заявлении, повлечет нарушение прав иных лиц.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований истцу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ФИО4 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Е.Чернова