Дело № 2-4235/2024
УИД - 24RS0032-01-2024-004477-20
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2024 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Абрамчик М.А.,
при секретаре Аршиновой А.М.,
с участием представителя истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») Апрелковой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Лаврик К.О. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») Ковалева О.В., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с исковыми требованиями к Лаврику К.О. о взыскании неосновательного обогащения.
Требования мотивированы тем, что Лаврику К.О. обратился в Территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Ленинскому району в г. Красноярске с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. С Лавриком К.О. был заключен социальный контракт, по условиям которого ему предоставлена единовременная денежная выплата в размере 350 000 руб., для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности. Однако вопреки условиям социального контракта ответчик обязанность по предоставлению отчетов с документами, подтверждающими приобретение оборудования истцу не предоставил, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины.
Представитель истца КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») Апрелкова В.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении. Против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства не возражала.
Ответчик Лаврику К.О., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. Возражений, ходатайств об отложении, либо рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало.
Принимая во внимание, что ответчик о месте и времени проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с главой 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, против чего сторона истца не возражала.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
С 01 января 2021 года полномочия по предоставлению гражданам государственных услуг в сфере социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта осуществляет КГКУ «Управление социальной защиты населения» (далее по тексту КГКУ «УСЗН») в лице территориальных отделений. На территории Ленинского района г.Красноярска указанные полномочия осуществляет территориальное отделение.
Согласно пункту 1.6 Положения «О территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения» от 18 июня 2021 года, территориальные отделения не обладают правами юридического лица, не могут от своего имени приобретать права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, иметь обособленное имущество на праве оперативного управления, печать и бланки со своим наименованием и не вправе открывать лицевые счета в органах казначейства, вести самостоятельный баланс.
Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, как указывает статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в обозначении принципа адресности и целевого характера бюджетных средств. К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на перечисленные в статьях 69, 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерациицели, и в том числе на оказание государственных услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, и социальное обеспечение населения. Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в использовании их на цели, не соответствующие целям получения данных средств.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Частью 1 статьи 8.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» государственная программа включает подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
В соответствии с подпунктом 3.4.4.10 Постановления мероприятие 2.16 перечня мероприятий предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к подпрограмме.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года №10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (подпункт 2 пункта 7 Порядка).
Малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (Пункт 8 Порядка).
В силу пункта 10 Порядка при реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 350 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих планируемые расходные обязательства в период срока действия социального контракта.
В соответствии с пунктом 27 Порядка уполномоченное учреждение осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В силу пункта 29 Порядка получатель ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченное учреждение лично, посредством почтового отправления либо в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению №2 к форме социального контракта. Основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (за исключением случая наличия уважительных причин, препятствующих выполнению получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, установленных в пункте 35 Порядка).
В соответствии с пунктом 37 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
В силу пункта 39 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и| (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной] помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 24.01.2024 Лаврик К.О. обратился в Территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по Ленинскому району в г. Красноярске с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. На основании заявления Лаврик К.О. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в виде предоставления услуг по изготовлению и монтажу распашных и откатных ворот, территориальным отделением принято решение о назначении государственной социальной помощи на основе социального контракта отдельным категориям граждан от 28.02.2024 № 68/24, с Лавриком К.О. заключен социальный контракт от 26.03.2024 № 93-02-068/23, сроком на 09 месяцев (с 26.03.2024 года по 31.12.2024). Согласно социальному контракту Лаврику К.О. предоставлена единовременная денежная выплата в размере 350 000 руб., для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности. Данная сумма перечислена на расчетный счет Лаврика К.О., указанный ем в заявлении.
В соответствии с п. 4.1 социального контракта ответчик обязан предоставлять ежемесячно до 15-го числа каждого месяца отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации (п.п. 8), возвратить средства полученной социальной помощи в полном объеме в течении 30 дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении, о прекращении оказания государственной помощи (п.п. 5), приобрести в период действия социального контракта основные средства необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (п.п. 4).
Как следует из материалов дела, в период действия социального контракта Лаврик К.О. представил в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» ежемесячный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации за период: с 26.03.2024 по 31.03.2024, с указанием информации о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональны доход, за период с 01.04.2024 по 30.04.2024 предоставлен отчет о приобретения оборудования, инструментов и материалов, однако к указному отчету не были приложены подтверждающие чеки и иные финансовые первичные документы, также представлен отчет за период с 01.05.2024 по 31.05.2024 года о приобретения оборудования, инструментов и материалов, с предоставлением 3 кассовых чеков, на общую сумму 69 405 руб.
В нарушение условий социального контракта, программы социальной адаптации и соответствующих положений Порядка, других отчетов о выполнении мероприятий, предусмотренных социальной адаптации, том числе о расходовании представленных ему бюджетных средств Лаврик К.О. не представил, равно как и сведений о приобретении основных средств, денежные средства не вернул.
Неоднократные обращения к Лаврику К.О. специалистов территориального отделения, в телефонном режиме, с требованием о необходимости представить в установленном порядке информацию о расходовании бюджетных средств и подтверждающие финансовые документы на недостающую сумму ответчик проигнорировал.
24.06.2024 территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по Ленинскому району в г. Красноярске принято решение о прекращении оказания Лаврику К.О. государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке в связи с невыполнением получателем мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации в полном объеме в установленные сроки.
В адрес Лаврика К.О. территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по Ленинскому району вг. Красноярске направлено уведомление от 24.06.2024 года № 68/24 о прекращении оказания государственной помощи, досрочном расторжении социального контракта и возврате полученных им денежных средств в размере 350 000 руб., с приложением реквизитов для добровольного возврата, однако, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что ответчик денежные средств в размере 350 000 руб. по настоящее время не возвратил, суд находит подлежащими удовлетворению требования территориального отделения КГКУ «УСЗН» по Ленинскому району г. Красноярска.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по Ленинскому району г.Красноярска при подаче иска были понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6700 руб., что подтверждается платежным поручением № 999099 от 11.07.2024.
Поскольку исковое требование истца удовлетворены в полном объеме, в соответствии с положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6700 руб.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 22, ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к Лаврик К.О. о взыскании необоснованно полученных сумм государственной социальной помощи удовлетворить.
Взыскать с Лаврик К.О. (<данные изъяты>) в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463/ КПП 246601001/ ОГРН 1142468053683) незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основе социального контракта в размере 350 000 руб.
Взыскать с Лаврик К.О. (<данные изъяты>) в пользу краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (ИНН 2466276463/ КПП 246601001/ ОГРН 1142468053683) государственную пошлину в размере 6700 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший настоящее решение, заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.А. Абрамчик
В мотивированном виде решение изготовлено 05.09.2024.