УИД: 50RS0039-01-2020-007451-04
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кочетковой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Абаимовой Е.А.,
при секретаре Бажановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4587/2020 по иску Федеральной службы охраны Российской Федерации к ФИО4, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба охраны Российской Федерации обратилась в суд с иском к ФИО4, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, которым просит признать утратившими право пользования жилым помещением и выселить из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ФИО4 и ФИО2 также просит снять с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО4 проходил военную службу по контракту в Федеральной службе охраны Российской Федерации (далее – ФСО РФ). Решением Центральной жилищной комиссии ФСО РФ от <дата> ФИО4 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на семью из 4 человек: ему, супруге ФИО5, дочери ФИО2, 2011 года рождения и дочери ФИО1, 2017 года рождения. <дата> со ФИО4 был заключен договор найма служебного жилого помещения № б/н, затем договор был перезаключен на новый договор найма служебного жилого помещения <номер>/УЖО/1-1380 ДСЖП. ФИО7 начальника УПО ФСО России от <дата> <номер>-ЛС ФИО4 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части с <дата>. В рамках реализации своего права как участника накопительно-ипотечной системы (далее – НИС), ФИО4 приобрел по указанной программе жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ул. ФИО12 Разина, <адрес>. В соответствии с пунктами 5 и 19 договора найма служебного жилого помещения <номер> он заключается на период прохождения военной службы по контракту и прекращается в связи с окончанием срока военной службы по контракту. Уведомлением от <дата> ФИО4 был извещен о необходимости освобождения жилого помещения по адресу: <адрес> снятии с регистрационного учета, однако до настоящего времени данное требование проигнорировано. На основании вышеизложенного истец вынужден был обратиться в суд с названным иском.
В судебное заседание представитель истца по доверенности <...>) ФИО3 явился, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Ответчики ФИО4, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО5, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом <...>
Представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Раменскому городскому округу, городским округам Бронницы и Жуковский ФИО6 <...> в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований в части выселения несовершеннолетнего ребенка.
В силу ст. ст. 20, 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане считаются извещенными надлежащим образом, поскольку гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело поставлено рассмотреть в порядке заочного производства в отсутствие неявившихся ответчиков, извещенных о рассмотрении дела.
Суд, выслушав доводы явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, допросив свидетелей полагает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 14 статьи 15 Закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 в целях организации деятельности в Вооруженных Силах РФ по исполнению требований постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ определен уполномоченный орган Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований постановления и инструкций. Данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 27 августа 2010 года № 1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», за 1-м отделом Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ закреплена территория субъектов РФ – Московская область.
В силу ч.1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования.
Согласно п. «д» ст.71 Конституции РФ в ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
Как следует из п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, и органов находится у них на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Статьей 92 ЖК РФ установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения. Согласно положениям статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в том числе в связи с прохождением службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Аналогичные разъяснения приведены в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела решением Центральной жилищной комиссии ФСО РФ от <дата> (<...> военнослужащему ФИО4 и членам его семьи, а именно: супруге ФИО5, дочери ФИО2, 2011 года рождения и дочери ФИО1, 2017 года рождения была предоставлена двухкомнатная служебная <адрес>, общей площадью 60,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд органов государственной охраны и отнесено к служебным жилым помещениям на основании распоряжения ФСО РФ от <дата> <номер> (<...>
<дата> между ФСО РФ в лице начальника 1 отдела управления жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения ФСО РФ и военнослужащим ФИО4 был заключен договор найма жилого помещения <номер> <номер> (<...>). Согласно п. 1 вышеуказанного договора, наймодатель (истец) передает нанимателю (ответчику) и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение – <адрес>, общей площадью 60,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Правообладателем данной квартиры является ФСО России, что подтверждается выпиской из ЕГРН (<...>). ФИО7 выписке из домовой книги МКУ Раменского городского округа «ТУ «Удельная» от <дата> <номер> в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> <дата> зарегистрированы ФИО4, <дата> года рождения и ФИО2, <дата> года рождения <...>
Приказом начальника управления правового обеспечения ФСО России от <дата> <номер> майор юстиции ФИО4 был уволен с военной службы в соответствии с пп. «а» п. 2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в запас Вооруженных Сил РФ и исключен из списков личного состава органов государственно охраны и воинской части <дата>. Общая продолжительность военной службы ФИО4 на <дата> составила 15 лет 8 месяцев 28 дней <...>
Согласно справке Управления жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения ФСО России от 20 августа 2020 года № б/н Степанов И.Е. включен в реестр участников НИС 14 июня 2009 года. В 2019 году Степанов И.Е. приобрел квартиру с использованием целевого жилищного займа по адресу: <адрес> (<...>). Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРН <...>
В соответствии с пунктами 5, 17 договора найма служебного жилого помещения от <дата> <номер> настоящий Договор заключается на период прохождения военной службы по контракту и расторгается по истечению срока действия контракта нанимателя о прохождении военной службы (<...>).
Подпунктом 11 пункта 7 данного договора предусмотрено, что по истечении срока действия договора, а также при досрочном его прекращении наниматель обязан в месячный срок с момента получения письменного предупреждения наймодателя освободить занимаемое жилое помещение со всеми проживающими с ним лицами и передать жилое помещение наймодателю (л.д. 12).
Уведомлением от <дата> ФИО4 был извещен о необходимости освобождения жилого помещения по адресу: <адрес> снятии с регистрационного учета (<...>), однако данное уведомление ответчиком было проигнорировано.
Договор найма служебного жилого помещения в силу ст. 104 ЖК РФ заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 указанного Кодекса и частью 2 указанной статьи.
На основании анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и доказательств, исследованных в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что между сторонами сложились отношения, вытекающие из договора найма служебного жилого помещения, поскольку при вселении в спорную квартиру сторонами был определен законный режим использования нанимателем жилого помещения в качестве служебного, согласованные сторонами условия договора, в том числе, о периоде временного проживания ответчиков в жилом помещении, связанном с периодом прохождения военной службы по контракту, соответствуют требованиям закона и не позволяют отнести его к договору социального найма жилого помещения.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, ответчиками не представлено. Решения о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, ответчикам на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Проживание ответчиков в спорной квартире не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения компетентного органа, поскольку квартира была предоставлена ФИО4 и членам его семьи на время прохождения ФИО4 военной службы по контракту.
Как установлено судом ФИО4 в настоящее время уволен с военной службы, ни он, ни его супруга ни в служебных, ни в трудовых отношениях с ФСО России не состоят.
ФИО7 ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Частью 2 ст. 103 ЖК РФ предусмотрены основания, по которым граждане не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Так, в силу ч. 2 данной статьи не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Гражданам, указанным в ч. 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Пунктом 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п.п. 1-4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчики ни к одной из категорий лиц, указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, не относятся.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование ФИО4 и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им военной службы по контракту.
Кроме того, судом установлено, что в <дата> году ФИО4 приобрел квартиру с использованием целевого жилищного займа по адресу: <адрес> (<...>).
Поскольку члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное жилое помещение, суд приходит к выводу о признании ФИО4, ФИО5, ФИО2 и ФИО1 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, а также в связи с тем, что ФИО7 выписке из домовой книги в настоящее время по данному адресу зарегистрированы только ФИО4 и ФИО2 снятии их с регистрационного учета.
Вместе с тем, как следует из акта установления факта проживания в жилом помещении от <дата> в ходе посещения <адрес> по вышеуказанному адресу установлено, что в спорном жилом помещении ФИО4 проживает один (<...>).
Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля ФИО8 пояснила, что со ФИО4 проживают в одном доме уже 3 года, ранее он проживал с супругой и детьми, но на данный момент проживает один. ФИО2 является дочерью ФИО4, но в настоящее время она с ним не проживает.
Таким образом, в связи с тем, что в рамках рассмотрения дела было установлено, что в спорном жилом помещении проживает только ФИО4, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца в части выселения ответчиков из служебного жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-236 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федеральной службы охраны Российской Федерации к ФИО4, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения и снятии с регистрационного учета - удовлетворить частично.
Признать ФИО4, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО5, действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Снять ФИО4, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 с регистрационного учета из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Выселить ФИО4 из занимаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований о выселении ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 - отказать.
Заочное решение может быть отменено Раменским городским судом Московской области по заявлению ответчика в течение 7 дней со дня вручения копии настоящего решения, а также может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области.
Федеральный судья Е.В. Кочеткова
Мотивированный текст заочного решения суда
изготовлен 07 октября 2020 года