Дело №2а-3724/2019
24RS0017-01-2019-003511-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степанова А. С. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Степанов А.С. обратился в суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее ДМИиЗО) с административным иском о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец является собственником гаражного бокса, расположенного по адресу: <адрес>. Имея намерение оформить право собственности на расположенный под этим гаражным боксом земельный участок, он обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Распоряжением Администрации г. Красноярска № от 19.09.2018 года была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление Степанову А.С. земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 27 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. На основании указанного распоряжения земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера №. Далее 21.05.2019 он обратился в ДМИиЗО с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, однако получил отказ со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы реки Бугач, где в силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков. Данный отказ административный истец считает незаконным, поскольку он фактически лишает его права приобрести в собственность земельный участок под находящимся в собственности гаражом. На основании изложенного просит признать незаконным отказ административного ответчика в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 27 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, изложенный в письме ДМИиЗО № от 14.06.2019 года, а также обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка, по ценам, действующим на дату обращения.
В зал суда административный истец Степанов А.С., его представитель Спиридович Т.В., представитель заинтересованного лица Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, заинтересованных лиц – Администрации г. Красноярска, Управления Росреестра по Красноярскому краю, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Красноярскому краю» в судебное заседание также не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении не просили.
В ранее представленном отзыве на иск представитель административного ответчика Иванова Н.С. (доверенность в деле) просила в удовлетворении требований отказать, поскольку испрашиваемый земельный участок располагается в границах береговой полосы реки Бугач, где в силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
При таких обстоятельствах суд расценивает неявку сторон в зал суда, как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п.5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То есть земельные участки следуют судьбе находящихся на них объектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч.ч.1,2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Как следует из материалов дела, административному истцу Степанову А.С. на праве собственности принадлежит гаражный бокс общей площадью 19,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.12.2011 года (л.д. 12).
Имея намерение оформить право собственности также на расположенный под указанным гаражным боксом земельный участок, истец обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, занимаемого спорным гаражным боксом.
Распоряжением Администрации г. Красноярска № от 19.09.2018 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовано предоставление Степанову А.С. земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 27 кв.м, находящегося в водоохранной зоне береговой полосы водного объекта – <адрес>, охранной зоне инженерных сетей, с местоположением: <адрес>, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением исходного земельного участка в измененных границах (л.д.18-19).
На основании данного распоряжения земельный участок общей площадью 27 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> 26.11.2018 года был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера № и указанием вида разрешенного использования – объекты гаражного назначения (код – 2.7.1), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.11.2018 года (л.д. 20).
21.05.2019 года Степанов А.С. в лице своего представителя Спиридович Т.В. (доверенность в деле) обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов (л.д. 60-62).
Письмом ДМИиЗО № от 19.06.2019 года административному истцу было отказано в предоставления земельного участка в собственность за плату со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах береговой полосы реки Бугач, где в силу п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков (л.д. 67).
Обсуждая законность и обоснованность данного отказа, суд отмечает следующее.
Поскольку формирование земельных участков относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложены, в том числе, полномочия по предоставлению земельных участков в собственность за плату.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В соответствии с Положением о ДМИиЗО, утвержденным Распоряжением от 23.05.2013 №110-р, Департамент является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками (далее - муниципальное имущество), а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Основанием для отказа Степанову А.С. в предоставлении земельного участка под гаражным боксом в собственность за плату явилось нахождение испрашиваемого земельного участка в границах береговой полосы <адрес>.
В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Как установлено п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются в том числе движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ определено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании договора купли-продажи от 07.12.2012, заключенного между Степановым А.С. (покупателем) и ФИО 1 (продавцом), истец приобрел в собственность гараж площадью 19,9 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащий продавцу на основании решения мирового судьи судебного участка №138 в Железнодорожном районе г. Красноярска от 08.08.2011.
Согласно протокола общего собрания членов кооператива по строительству и эксплуатации гаражей «Строитель» от 26.09.1995, указанный кооператив создан его членами, в том числе ФИО 1 для строительства и эксплуатации гаражей на земельном участке возле РСУ-2 по <адрес>
Красноярским территориальным управлением по водному хозяйству Енисейского бассейнового водохозяйства 18.01.1996 было согласовано размещение и строительство 21 индивидуального гаража согласно схемы, не ближе 5 метров от средне-многолетнего уреза воды в летний период, применяя меры, исключающие загрязнение, засорение и истощение вод.
По заключению Росприроднадзора по Красноярскому краю № от 22.09.2006 земельный участок под объектами (индивидуальными гаражами) расположенными в районе <адрес> находится в пределах водоохраной зоны ручья Бугач за пределами прибрежной защитной полосы; воздействие на окружающую среду не обнаружено. Дальнейшая эксплуатация гаражей возможна.
Службой по архитектуре и охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края 25.08.2006 (письмо №), Управлением архитектуры Администрации г. Красноярска 20.11.2007 (письмо №) согласовано закрепление за ПГК «Строитель» земельного участка под существующими гаражами по адресу: <адрес>
Распоряжением Администрации г. Красноярска № от 09.06.2008 утвержден проект границ земельного участка из земель населенных пунктов, зоны жилой многоэтажной застройки, общей площадью 648 кв.м, находящегося по адресу: <адрес> и собственникам индивидуальных гаражей боксового типа в составе ПГК «Строитель» предоставлен указанный выше земельный участок площадью 648 кв.м по адресу: <адрес> в аренду сроком на 10 лет с множественностью лиц на стороне арендатора, в целях эксплуатации 21 гаража боксового типа.
14.08.2008 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового номера №.
28.07.2009 г. (с дополнением от 23.04.2017 г.) Департамент муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска заключил с арендаторами - собственниками индивидуальных гаражей боксового типа ГК «Строитель» договор аренды земельного участка по 08.06.2018 г. для эксплуатации 21 гаража.
Кроме того, 12-ти арендаторами земельного участка с кадастровым номером № дано согласие на раздел арендованного земельного участка.
Как уже отмечалось выше, распоряжением Администрации г. Красноярска № от 19.09.2018 была утверждена схема расположения земельного участка под гаражным боксом административного истца на кадастровом плане территории и предварительно согласовано его предоставление Степанову А.С. путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с сохранением исходного земельного участка в измененных границах (л.д.18-19).
На основании данного распоряжения земельный участок общей площадью 27 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> 26.11.2018 года был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера № и указанием вида разрешенного использования – объекты гаражного назначения (код – 2.7.1), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.11.2018 года (л.д. 20).
Таким образом гаражный бокс административного истца был возведен в 1996 году на специально отведенном для этих целей земельном участке, ранее находившемся в аренде ПГК «Строитель», а в дальнейшем выделенным как самостоятельный объект недвижимости.
Согласно представленному стороной административного истца заключению Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю № от 22.09.2006 года, гаражные боксы расположенные в районе <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии; мероприятия, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду проводятся; твердые бытовые отходы вывозятся своевременно и в полном объеме; заправка топливом, мойка и ремонт машин и механизмов в гаражах и на пригаражной территории не предусмотрена и не проводится; дальнейшая эксплуатация гаражей допускается (л.д. 54-55).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установленные Водным кодексом Российской Федерации ограничения не делают невозможным использование испрашиваемого земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу гаражный бокс.
Кроме того правовая оценка вышеуказанным обстоятельствам ранее уже давалась во вступивших в силу решениях: мирового судьи судебного участка №138 в Железнодорожном районе г. Красноярска от 08.08.2011 по иску ФИО 1 (прежний владелец спорного бокса) к администрации г. Красноярска о признании права собственности на гаражный бокс; а также Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 16.04.2018 года, которым были удовлетворены требования Степанова А.С. о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и возложении обязанности предварительно согласовать Степанову А.С. предоставление земельного участка, занимаемого гаражным боксом по адресу: <адрес>, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с сохранением исходного в измененных границах.
Иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении административному истцу земельного участка, находящегося под принадлежащим ему гаражным боксом, с собственность за плату на момент его обращения с заявлением не имелось. В этой связи отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставления административному истцу земельного участка является необоснованным.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, общей площадью 27 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, № от 14.06.2019 года, подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь ст. 175-177,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Степанова А. С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 27 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, 39 Г, бокс №14, изложенный в письме Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № от 14 июня 2019 года.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение одного месяца после вступления решения в силу предоставить Степанову А. С. в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым №, общей площадью 27 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, путем заключения соответствующего договора купли-продажи по ценам, действующим на 21 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года
Судья И.Г. Медведев