Судья Мартынова Н.А. Дело № 33-1285/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 февраля 2017 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Вишняковой С. Г.
судей Бусиной Н. В.. Новоселовой Е. Г.,
при секретаре Савищевой А. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита), Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району
на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2016 года
по иску Завьялова В. И. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристаноскому району Алтайского края о возложении обязанности включить в дополнительный список на предоставление материальной помощи на неотложные нужды и взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н. В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Завьялов В. И. является собственником жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес> – <адрес> Алтайского края, попавшего в период паводка, имевшего место в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, в связи с чем, Завьялов В. И. включен в Список граждан, помещения которых повреждены в результате паводка и требуют капитального ремонта, и нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Вместе с тем, администрация Усть-Пристанского района отказала Завьялову В. И. в соответствующей выплате, что, по его мнению, является незаконным.
Считая отказ во включении в списки на получение единовременной материальной помощи на неотложные нужды нарушающим права и законные интересы, Завьялов В. И. обратился с иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Управлению социальной защиты населения по Усть-Пристаноскому району Алтайского края о возложении на администрацию Усть-Пристанского района включить его в список граждан на предоставление материальной помощи на неотложные нужды, а также взыскать с Главалтайсоцзащиты и Управления социальной защиты населения материальную помощь на неотложные нужды за счет средств краевого бюджета в размере <данные изъяты>. Также истцом заявлены требования о возмещении понесенных судебных расходов.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены.
С Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району в пользу Завьялова В. И. взысканы: единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> за счет средств бюджета Алтайского края, судебные расходы по оплате юридических услуг - <данные изъяты> судебные расходы оплате государственной пошлины – <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционных жалобах ответчики Главтрудсоцзащита, Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району просят данное решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
В качестве оснований для отмены решения суда указывают на неприменение судом действующих на территории края Правила и Порядка предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно которым, исходя из положений Федерального закона «Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Алтайский край вправе самостоятельно регулировать правила предоставления мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. При этом меры социальной поддержки осуществляются исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки, а также в отношении тех категорий граждан, которым необходима государственная социальная помощь и которые субъектом Российской Федерации определены самостоятельно вне зависимости от наличия такой категории граждан в федеральных нормативных актов. гражданин обязан представить документы, подтверждающие, что он не может самостоятельно преодолеть трудную для него жизненную ситуацию – паводок. Истец указанную обязанность не выполнил, такие доказательства не предоставил, как не предоставил и доказательств наличия у него неотложных нужд, связанных с паводком.
Кроме того, материальная помощь истцу была оказана, поскольку произведена выплата за счет федеральных средств. Таким образом, оснований полагать, что на неотложные нужды необходимо более 10 000 рублей у органов местного самоуправления и управления социальной защиты населения не имелось. Не было оснований для данного вывода и у суда, поскольку истцом не представлено доказательств недостаточности данной суммы для удовлетворения неотложных нужд истца на причиненный ущерб.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2014г. № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение данного постановления, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.06.2014 № 994, постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 № 270 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года.
Кроме указанных выплат федерального бюджета (единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости 50 000 руб. или 100 000 руб.) распоряжением администрации Алтайского края от 01.06.2014 № 187-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств из резервного фонда Администрации Алтайского края в размере 50 млн. руб. на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года (по 10 000 руб. на домовладение).
На основании указанного распоряжения Администрации Алтайского края от 01.06.2014 № 187-р приказом начальника Главалтайсоцзащиты № 209 от 05.06.2014 Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Таким образом, определяющее значение для выплаты указанной компенсации имеет факт наличия или отсутствия затопления дома и включения граждан в связи с этим в списки пострадавших.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Завьялов В. И. зарегистрирована и фактически проживала на момент паводка май-июнь 2014 года по адресу: <адрес>.
В июне 2014 г. <адрес> Алтайского края, в том числе и жилой <адрес>, попал в зону затопления в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией (л. д. 11).
Также судом установлено, что истец был включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере 10 000 рублей за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 г., утвержденного постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, и получил указанные денежные средства, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В то же время, как следует из справки Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району от ДД.ММ.ГГ ***, иные выплаты, в том числе за счет средств бюджета Алтайского края истцу не производились, что подтвердила в суде первой инстанции представитель данного Управления.
Принимая решение об удовлетворении иска в части, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд первой исходил из того, что домостроение, в котором проживает истец, находилось в зоне паводка, было подтоплено, что следует из справки, выданной администрацией Чеканихинского сельсовета, а также из того, что Завьялов В. И. включен в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения истца к категории граждан, пострадавших от паводка и имеющего право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на домовладение за счет средств краевого бюджета.
Судебная коллегия находит такие выводы суда обоснованными, поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению, выводы суда соответствуют материалам дела и достаточно подробно мотивированы в судебном решении.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцом права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, ответчики в жалобах ссылаются на Приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 № 187 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи» (п.п. 3, 4, 15, 20 Порядка), постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 № 466 «Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».
Вместе с тем, судебная коллегия данный довод полагает несостоятельным по следующим основаниям.
Так, распоряжение администрации Алтайского края от 01.06.2014 №187-р, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Правила предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 05.10.2007 № 466, а также Порядок рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденный приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 № 187, регулируют иные отношения.
Таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от 10.06.2014 № 270.
Единственным различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края от 01.06.2014 № 187-р.
При таких обстоятельствах, оснований для применения указываемых в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.
Факт получения истцом единовременной помощи за счет средств федерального бюджета свидетельствует о получении ею материальной помощи по иному основанию, и не препятствует получению материальной помощи за счет средств краевого бюджета во исполнение вышеназванного распоряжения, кроме того, предусмотренная единовременная выплата являлась дополнительной по решению субъекта Российской Федерации.
Иных доводов, указывающих на наличие предусмотренных законом оснований к отмене принятого по делу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 01 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита), Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: