Решение по делу № 2-131/2022 от 31.05.2022

УИД № 65RS0006-01-2022-000182-34

Дело № 2-131/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года                                                                                 г. Курильск

Курильский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Оськиной А.В.,

при секретаре судебного заседания Сугонякиной А.В.,

с участием:

помощника военного прокурора гарнизона ФИО1 А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона ФИО1 в интересах ФИО2 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о признании действий, связанных с включением премии в состав заработной платы, незаконными, взыскании недоплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор гарнизона ФИО1, действуя в интересах ФИО2 обратился в суд с иском о признании действий ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» (далее также – ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>»), связанных с включением премии, выплачиваемой ФИО2 на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в состав заработной платы, незаконными, и о взыскании с ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» в пользу ФИО2 недоплаченной заработной платы за период с июня 2020 года по ноябрь 2021 года в сумме 66 514 рублей 95 копеек.

В судебном заседании помощник военного прокурора ФИО1 А.А. поддержал исковые требования.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, представив суду возражения против исковых требований, согласно которым выплаты, произведенные работодателем работнику за месяц, в том числе дополнительные выплаты, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , являются частью вознаграждения работника за труд, а значит, учитываются при сравнении размера месячной заработной платы с МРОТ.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте его проведения телефонограммой, согласно которой просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

Заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133 ТК РФ), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133 ТК РФ).

Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», с января 2020 года составлял 12 130 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – 12 790 рублей в месяц.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1).

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на работу по трудовому договору № Б-1365 в войсковую часть 71436 на должность делопроизводителя на неопределённый срок с ДД.ММ.ГГГГ. По условиям трудового договора ФИО2 имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также иные права, предусмотренные трудовым законодательством РФ и настоящим трудовым договором (п. 2.1.3). Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки (п. 3.2.4). За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику выплачивается заработная плата в размере: должностного оклада в размере 6 690 рублей в месяц; компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат), районный коэффициент в заработной плате – 100% (п. 4.1). Премии и иные выплаты устанавливаются работнику в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя (п. 4.2). Выплата заработной платы работнику производится в сроки и в порядке, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами работодателя (п. 4.3).

Занимаемая ФИО2 должность относится к категории гражданского персонала.

Выплата ФИО5 заработной платы производится ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» на основании договора на обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ , заключённого между указанным ФКУ и войсковой частью 71436.

Из расчетных листков ФИО2 с июня 2020 года по ноябрь 2021 года следует, что ей начислялась премия в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее – Порядок).

Пункт 2 приказа от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил.

В соответствии с п.п. 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.

Исходя из указанных положений, суд приходит к выводу о том, что премия, выплачиваемая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ , не является обязательной составной частью заработной платы ФИО2 поскольку является дополнительным материальным стимулированием.

Такой вывод соответствует п. 3 Порядка, предусматривающему, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ положений Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что он не устанавливает какие-либо дополнительные выплаты военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации и лицам гражданского персонала, а лишь определяет меры по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти.

Принимая во внимание, что названным Указом Президента Российской Федерации к компетенции Министра обороны Российской Федерации отнесено право на сокращение численности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации и установление порядка расходования высвобождающихся в результате сокращения средств федерального бюджета на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала по результатам службы (работы), следует прийти к выводу о поощрительной природе таких выплат, которые не относятся к обязательным дополнительным выплатам, установленным трудовым законодательством и законодательством о статусе военнослужащих. Указанные выплаты не являются составной частью заработной платы, носят переменный характер, и их размер зависит от экономии бюджетных средств и установленных Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

Следовательно, утвержденный приказом от ДД.ММ.ГГГГ Порядок не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда. дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1010, не является гарантированной и обязательной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется только при наличии экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и при принятии руководителем решения об объемах распределения экономии фонда оплаты труда на выплату премий.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам ответчика со ссылкой на письма департамента социальных гарантий Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ нс и Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ /В-8231 и от ДД.ММ.ГГГГ /П-2796, взаимосвязанные положения ст.ст. 129, 133 ТК РФ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ не предполагают включение в состав заработной платы работника материального стимулирования, предусмотренного Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации.

Поскольку ответчик выплачивал ФИО2 заработную плату в размере меньшем МРОТ, включая премию по приказу в состав заработной платы, что не соответствует вышеуказанным законоположениям, то, такие действия ответчика следует признать незаконными.

Стороной истца представлен расчет недоплаченной заработной платы, согласно которому в 2020 году ФИО2 недоплачивалась заработная плата до МРОТ: июнь – 4 149, 63 рубля, июль – 6 926 рублей, август – 4 126, 32рубля, октябрь – 6 308 рублей, ноябрь – 5 716 рублей; в 2021 году: февраль - 5930 рублей, март – 6 057 рублей, апрель – 5 875 рублей, май – 5 855 рублей, сентябрь – 1 651 рубль, октябрь – 7 941 рубль, ноябрь – 5 980 рублей.

Данный расчет судом проверен и признан правильным, стороной ответчика не опровергнут.

При таком положении суд исходит из того, что спорные выплаты не учитываются при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда.

При таких обстоятельствах, требования истца в данной части подлежат удовлетворению на сумму 66 514 рублей 95 копеек путем ее взыскания с ответчика в пользу истца.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина с зачислением в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора гарнизона ФИО1 удовлетворить.

Признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», связанные с включением премии, выплачиваемой ФИО2 на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в состав заработной платы, незаконными.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО2 недоплаченную заработную плату за период с июня 2020 года по ноябрь 2021 года в сумме 66 514 рублей 95 копеек.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в бюджет муниципального образования «Курильский городской округ» государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                          А.В. Оськина

2-131/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Болотина Мария Геннадьевна
Военный прокурор гарнизона Горячие ключи
Ответчики
ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РОссийской Федерации по Сахалинской области"
Суд
Курильский районный суд Сахалинской области
Судья
Оськина Анна Викторовна
Дело на сайте суда
kurilskiy.sah.sudrf.ru
31.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2022Передача материалов судье
07.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2022Судебное заседание
11.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее