Решение по делу № 33-5542/2021 от 17.11.2021

Судья Думова Е.Н. Дело № 2-7037/2021

35RS0010-01-2021-010030-15

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 декабря 2021 года № 33-5542/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Вахониной А.М.,

судей Образцова О.В., Махиной Е.С.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 сентября 2021 года по иску Калининой Д. Н. к Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя истца Калининой Д.Н. по доверенности Ахмадуллина Ф.Р., судебная коллегия

установила:

Калинина Д.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области (далее также - Департамент) о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

В обоснование иска указала, что она является инвалидом ...». По жизненным показаниям нуждается в лекарственном препарате «Эврисди» («Рисдиплам») в дозировке 5 мг в сутки ежедневно пожизненно. В письме от 28 апреля 2021 года Департамент указал, что в настоящее время механизм обеспечения взрослого населения препаратом не определен, направлено соответствующее письмо в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Ссылаясь на нарушение конституционных прав, просила возложить на Департамент обязанность обеспечить её лекарственным препаратом «Эврисди» («Рисдиплам») в полном объёме в соответствии с медицинскими назначениями до момента отмены лечащим врачом, решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 14 сентября 2021 года исковые требования Калининой Д.Н. к Департаменту о возложении обязанности удовлетворены.

На Департамент возложена обязанность обеспечить Калинину Д.Н., 22 октября 1995 года рождения, лекарственным препаратом «Эврисди» («Рисдиплам») в объёме и дозировке, в соответствии с медицинскими назначениями.

В обращении решения к немедленному исполнению отказано.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области просит решение суда отменить, указывая, что заболевание «Спинальная мышечная атрофия II типа» не входит в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности, и его регионального сегмента», а лекарственный препарат «Рисдиплам» («Эврисди») не включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р. При таких обстоятельствах, полагает, что у Департамента отсутствуют правовые основания для приобретения лекарственного препарата «Рисдиплам» («Эврисди») как за счет средств областного, так и за счет средств федерального бюджета.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Материалами дела подтверждается и судом установлено, что Калинина Д.Н. является инвалидом с детства, ей установлена инвалидность ... (справка серии МСЭ-2013 №... от <ДАТА>).

В соответствии с протоколом консилиума врачей Клиники Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт экспериментальной медицины» (далее - ФГБНУ «ИЭМ») от 29 сентября 2020 года № 3 «О назначении пациенту лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза», выпиской из протокола врачебной комиссии ФГБНУ «ИМЭ» от 04 февраля 2021 года № 4, протоколом заседания врачебной комиссии бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Череповецкая городская поликлиника № 2» от 26 февраля 2021 года № 151 Калининой Д.Н. с диагнозом ... по жизненным показаниям показана постоянная терапия препаратом «Рисдиплам» («Эврисди») в постоянной дозе 5 мг в сутки ежедневно пожизненно.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Калининой Д.Н., суд исходил из того, что необеспечение истца лекарственным препаратом, назначенным ему врачебной комиссией и консилиумом врачей по жизненным показаниям, нарушает фундаментальное право на жизнь и здоровье. Отсутствие лекарственного препарата «Рисдиплам» («Эврисди») в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенного по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации, не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Закона № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды 1 группы.

При этом, Закон № 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Закона № 323-ФЗ).

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2021 год и плановый период 2021 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2020 года № 1588, предусмотрено, что за счёт средств бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или их инвалидности; лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и регионального законодательства Волгоградской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Вологодской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов 1 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Разрешая спор, суд, установив совокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у Калининой Д.Н. редкого (орфанного) наследственного заболевания и статуса инвалида ... бессрочно вследствие этого заболевания, нуждаемость Калининой Д.Н. по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом «Рисдиплам» («Эврисди»), назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации и врачебной комиссии БУЗ ВО «Череповецкая городская поликлиника № 2», пришел к правильному выводу о наличии у Калининой Д.Н. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Рисдиплам» («Эврисди») по жизненным показаниям и возложении на Департамент обязанности обеспечить истца указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.

При этом судом обоснованно учтено, что назначение консилиумом врачей по жизненным показаниям лекарственного препарата «Рисдиплам» («Эврисди») - единственно возможный вариант лечения Калининой Д.Н., отказ Департамента здравоохранения Вологодской области в обеспечении её этим препаратом нарушает её право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Доводы подателя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

При данных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий:    

Судьи:    

Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 08 декабря 2021 года.

33-5542/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Калинина Дарья Николаевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Вологодской области
Другие
Ахмадуллин Фарит Равилевич
БУЗ ВО "Череповецкая городская поликлиника №2"
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
18.11.2021Передача дела судье
07.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2021Передано в экспедицию
07.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее